Контрольно-обобщающий урок «Лес – наше богатство» в 4 «г» классе.


ОГСКОУ школа-интернат г. Черемхово
Контрольно-обобщающий урок
«Лес – наше богатство»
в 4 «г» классе.

Провела: Патракева С. П.
Тема: «Лес –наше богатство»
Задачи: Закрепить представление о лесе, развивать мышление, эстетический вкус, воспитывать бережное отношение к природе.
Ведущий: Тему нашего урока узнаем, если отгадаете загадку.
Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят:
Ваню земляникой,
Костю костяникой,
Машеньку –орешком,
Петю сыроежкой,
Катеньку малинкой,
Васю -хворостинкой. (лес)
Так о чём мы сегодня будем говорить?
- Правильно о лесе.
1 ребенок:
Здравствуй, лес, дремучий лес,Полный сказок и чудес!Ты о чём шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?Кто в глуши твоей таится?Что за зверь? Какая птица?Всё открой, не утаиТы же видишь, мы свои!
Ведущий. Сегодня, ребята, мы с вами вспомним стихи о лесе и его жителях, поговорим о том, какую пользу приносит лес людям. Вы любите гулять в лесу?

2 ребенок
Нет ничего милееБродить и думать здесь. Излечит, обогреетНакормит русский лес.
Что вам нравится в лесу? Что вы там видели? Скажите, а какие деревья растут в лесу?
-Мы видели в лесу: ягоды, грибы, траву, кусты, деревья.
- А сейчас мы будем загадывать загадки о деревьях.
Загадки
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна.
Одежда зелена. (Береза.)
Это ель или сосна?
В длинных шишках вся она,
А иголки тонки
И, конечно, очень колки. (Ель.)
 
 Ветви над рекой склонила,
В воду смотрится уныло. (Ива.)
 Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар... Кто то дерево узнал? (Липа.)
 
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?. (Осина.)
 Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)
Дидактическая игра: «Угадай, чей лист!»

Ведущий: Лес –это богатство нашей страны и его надо беречь.
Не случайно о лесе говорят:
3 ребенок:
Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!
Враг природы тот,
Кто леса не бережёт!
- Какое же значение имеет лес в жизни человека? Какую пользу приносит лес людям?
Д. –В лесу приятно и полезно отдыхать.
У. – Значит, лес – это место отдыха.
Д. – В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. У. – Значит, лес – аптека.
Д. – В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.
У. – Значит, лес- источник чистой воды и пищи.
Д. – Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья  в лесу. 
У. – Значит, лес – это источник топлива.
Д. – Из древесины делают различные  изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники.
У. – Значит, лес – это источник древесины.
Д. – В лесу много животных и разных растений.
У. – Лес – это дом для растений, животных, грибов.
Д. – Растения выделяют кислород, которым мы дышим.
У. – Лес- защитник воздуха, водоемов, почв.
Д. – А еще лес украшает нашу землю.
Значит, лес – это красота.

Лес – это замечательное природное богатство страны. Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных.
Физ.минутка: «На лесной полянке»
Ведущий: Какие бывают леса ?1 реб:Леса бывают разные: в них растут деревья, ветви которых покрыты листочками, то лес называют лиственным. В нем растут дубы, липы, осины, рябина. Здесь больше солнечного света, и много цветущих трав. В лиственных лесах растут: малина, шиповник и много цветов.
2 реб:А вот лес, в котором не видно деревьев с листочками, только сосны упираются в небо. Темный, мрачный лес, в котором ели хозяева. И сосновый, и еловый леса называют хвойными. Есть хвойные леса, где растут ели и сосны. Здесь мало цветущих трав, зато много мхов. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.
3 реб: Бывают леса смешанные, когда встречаются все деревья, и хвойные, и лиственные. В березовых рощах растут одни березы — это светлые леса, в сосновом бору - одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники - бузина, орешник, малина. Также в лесу растут травы, ягоды, грибы.
4 реб:Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
5 реб:Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: бурундук, соболь. В зоне лесов живут: олень, лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари,. Одни животные ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
6 реб:Лес украшает нашу Землю. В лесу приятно и полезно отдыхать. В лесу собирают ягоды, грибы, берут древесину. А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников много насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес! Лес приносит большую пользу людям. Он охраняется государством. Каждый человек обязан бережно относиться к лесу.
Вед: Лес это огромный дом. Кто в этом доме живёт? Какие животные живут в наших лесах?
Сейчас посмотрим, кто из вас лучший знаток диких животных.
Диалоги: «Назови животного»
Сильный умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. (волк)
Небольшой зверёк с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. К зиме делает запасы, питается орехами, грибами. (белка)
Ведущий:
-О чем мы с вами говорили на уроке?
Наш урок закончим стихотворением: «До свидания лес»
4 ребенок:
До свидания, лесТы расти на радость людям,Мы любить тебя все будем,Тёмный лес, чудесный лес,Полный сказок и чудес!”
Д. – В лесу приятно и полезно отдыхать
У. – Значит, лес – это место отдыха.
Д. – В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек.
У. – Значит, лес – аптека.
Д. – В лесу растут : ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.
У. – Значит, лес- источник чистой воды и пищи.
Д. – Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом,
У. – Значит, лес – это источник топлива.
Д. – Из древесины делают изделия. : столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники. У. – Значит, лес – это источник древесины.
Д. – В лесу много животных и разных растений.
У. – Лес – это дом для растений, животных.
Д. – Растения выделяют кислород, которым мы дышим.
У. – Лес- защитник воздуха, водоемов, почв.
Д. – А еще лес украшает нашу землю. Значит, лес – это красота.