Рекомендации Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию детей с ОВЗ в образовательной организации


Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию детей с ОВЗ в образовательной организации.
Одной из важных составляющих стратегии развития образования в России является создание общедоступной образовательной среды, которая позволит создать равные возможности для получения образования всеми гражданами страны вне зависимости от каких бы то ни было их особенностей, в том числе вне зависимости от состояния здоровья.
Принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья заявлен в Концепции модернизации российского образования.
В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». Стратегия предусматривает Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).
В рекомендациях, подписанных директором Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А.А. Левитской указывается, что получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документах.
Идея инклюзивного образования зародилась в 60-е годы прошлого века в Японии, США и некоторых европейских странах. Причем в Европе интеграция начиналась в основном нормативным и практическим путем, а в США – с педагогических поисков и экспериментов.
В России в последние десятилетия были разработаны ряд документов, содержавших новый взгляд на детей-инвалидов, как на особую группу общества, обладающую специфическими потребностями и интересами, удовлетворение которых должно осуществляться в приоритетном порядке. Началась реформа специального образования, главными составляющими которой стали:
- изменение парадигмы специального образования (отказ от медицинского подхода в пользу психолого-педагогического) – к лицам с ограниченными возможностями здоровья следует относиться не как к больным, а как к личностям, имеющим равные права с обычными гражданами;
- изменение концептуальных основ специального образования – необходимо по-новому решать вопросы социализации детей с ОВЗ. Это затрагивает вопросы интеграции, вопросы инклюзивного образования таких детей, вопросы возможности выбора родителями формы обучения, типа и вида образовательного учреждения для своего ребенка, вопросы развития медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи в процессе воспитания и обучения.
Наиболее распространенными формами интегрированного обучения в России в конце XX – начале XXI века стали специальные классы в общеобразовательной школе и совместное обучение в одном классе детей с ОВЗ. Такое обучение было более или менее эффективным для детей с небольшими нарушениями развития (слабовидящих, слабослышащих, с легкой формой церебрального паралича и др.), но для этого еще необходима была и хорошо налаженная служба сопровождения учащихся в школе.
Для детей с тяжелыми формами патологии в развитии, например с с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, аутизмом, сложными комплексным нарушениями ведущей стала социальная форма интеграция, при которой реализовывались совместные досуговые мероприятия, занятия дополнительным образованием и частично интегральная (внутри системы специального образования).
Таким образом, на рубеже веков в России сложилась единое образовательное пространство за счет сближения массовой и специальной образовательной систем на всех ступенях (дошкольная, общая и профессиональная школы). Ведущим направлением обучения и воспитания детей с ОВЗ стала интеграция.
На современном этапе развития образования идет переосмысление сущности этого процесса с целью перехода от интеграции к инклюзии, при которой особое значение приобретает не столько совместная деятельность, сколько создание единого образовательного пространства для всех детей, в котором имеются образовательные маршруты для всех детей. Инклюзивное образование – это не адаптация учеников с ОВЗ к трудностям в обучении в массовой школе, а реформирование всей школы и поиск иных педагогических подходов к обучению, которые наиболее полно учитывали бы особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ.
Кроме того при инклюзивном обучении помимо организационных и методических вопросов необходимо ввести особое психологическое содержание, связанное с понятием «социальная ситуация развития». Речь идет об уникальности развития ребенка в условиях дизонтогенеза, что в значительной степени отличается от традиционного обучения в специальных (коррекционных) учреждениях.
Одним из первых представлений об инклюзии являлось простое «пе ремещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов — в классы общеобразовательные. Однако, как показывает практика, этого недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наоборот, часто это приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей. В то же время, индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А это невозможно без разработки и создания специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, в том числе их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Основной задачей при реализации инклюзивного образования является создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью.
Общие требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ приведены в Федеральном государственном образовательном стандарте, и более подробно разработаны в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, 2010). В данном документе говорится, что надо определить совокупность условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, в том числе условий, учитывающих особые образовательные потребности детей с ОВЗ в целом и для каждой категории отклоняющегося развития, в отдельности.
В конечном итоге, отмечается в Проекте, интегративным результатом создания всех этих условий должно быть: создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся (Проект СФГОС, 2010).
В современной психолого-педагогической науке и практике понятие «образовательная среда» рассматривается как подсистема исторически сложившейся социокультурной среды и одновременно как специально организованные педагогические условия, в которых осуществляется развитие личности ребенка. В контексте рассмотрения проблем инклюзивного образования понятие среды приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что включение ребенка с особыми образовательными потребностями предъявляет новые требования к ее организации. Изменение касается технологических, организационно-методических, нравственно-психологических и других параметров. Возникает множество вопросов относительно качественных и количественных характеристик среды, достаточных и благоприятных для социализации и образования ее участников.
Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе. На основе работ Е. А. Климова, В. А. Ясвина, Тарасова С. В., в которых предложены составляющие образовательной среды учреждения, можно выделить структуру инклюзивной образовательной среды как пространства социализации детей с различными возможностями и особенностями:
пространственно-предметный компонент (материальные возможности учреждения - доступная (безбарьерная) архитектурно- пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей);
содержательно-методический компонент (адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств);
коммуникативно-организационный компонент (личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов).
Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т. п.). Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно-специфических и индивидуально ориентированных в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.
В обобщенном виде специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития подразделяются на:
Организационное обеспечение.
. Оно базируется, прежде всего на нормативно-правовой базе. При этом необходимо учитывать, что эти нормативные документы должны учитывать не только право детей с ОВЗ на получение образования, но и право всех остальных детей получить равноценное образование. С этой целью нормативные документы, в которых зафиксировано право детей с ОВЗ на получение образования, должны дополняться локальными нормативными актами, обеспечивающими эффективное образование и других детей.
Наиболее важным локальным нормативным документом является договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства.
• Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров: территориальной ПМПК, методического центра, ППМС центра, городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо простроить отношения на основе договоров. Наличие доступной сети образовательных учреждений, включающих как общеобразовательные, так и специальные коррекционные образовательные учреждения, позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования, включая учреждения дополнительного образования, в шаговой доступности.
• Для определенных категорий детей важным является организация питания и медицинского сопровождения.
• Финансово-экономические условия. Эти условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований и условий, включенных в индивидуальную образовательную программу, в том числе прописанный в ней штат специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, а также обеспечивать эффективную реализацию самого образовательного маршрута. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых в ИОП результатов.
• Информационное обеспечение. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств: компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:
• санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
• возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
• санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
• социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т. д.);
• пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.
Организационно-педагогические условия.
Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одно из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ИОП, планируемыми в ней результатами, в целом — организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. В рамках реализации ИОП образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ.
Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать научно) методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа. Для этого надо предусмотреть:
• в штатном расписании или по договору с ППМС центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;
• организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку индивидуальной образовательной программы;
• организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей;
• должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.
Кадровое обеспечение.
Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы включают следующие положения:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии;
- включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ I—VIII видов. Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, должна обеспечиваться освоением работниками дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной педагогики в достаточном объеме, каждые три года в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности. При поступлении в общеобразовательную школу ребенка с ОВЗ определенной категории: (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т. д.) обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и педагогами школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.
Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения очень важной составляющей является материально-техническое обеспечение, особо важными для их обучения и воспитания являются технические средства обучения; для детей с различными расстройствами аутистического спектра ТСО не будут иметь такого превалирующего значения. В то же время для последних «центр тяжести» специальных условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьюторов) и другие организационно-педагогические условия. А для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (при отсутствии, как правило, сопутствующих нарушений слуха или зрения) на первый план помимо создания безбарьерной архитектурной среды, как важнейшего для них условия организации образовательных условий, выходит особенности построения программно-методического обеспечения, в частности, организация педагогического процесса в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка-инвалида вследствие ДЦП.
Таким образом, при создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий. Наличие в образовательном учреждении специалистов: дефектологов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, тьюторов, координаторов по инклюзии, прошедших профессиональную переподготовку в области инклюзивного образования и условий, которые каждый раз должны быть модифицированы, индивидуализированы в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка. Именно такой процесс варьирования, индивидуализации специальных условий реализации заданного индивидуального образовательного маршрута должен лежать как в основе деятельности психолого-медико-педагогических комиссий — в его итоговом заключении, определяющем образовательный маршрут и условия его реализации, так и в деятельности консилиума образовательного учреждения. Наиболее важно, чтобы подобным образом разрабатываемые условия были включены в индивидуальную образовательную программу (для детей дошкольного возраста — индивидуальная программа развития) в качестве одного из ее компонентов. Точно также важно, чтобы в процессе оценки эффективности реализации ИОП было уделено место оценке качества и полноты создания для данного ребенка с ОВЗ этих условий полноценного его включения в образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями. Основным механизмом создания специальных условий является деятельность администрации и работа междисциплинарной команды.
Принципы построения инклюзивной образовательной среды
Среди принципов построения инклюзивного образовательного пространства основными, на наш взгляд, выступают:
Раннее включение в инклюзивную среду. Это обеспечивает возможность абилитации, то есть первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию.
Коррекционная помощь. Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в построении образовательно-воспитательного процесса. Ребенок, как правило, быстро адаптируется к социальной среде, однако, он требует организации поддерживающего пространства и специального сопровождения (что также выступает в качестве условий, учитывающих его особые потребности).
Индивидуальная направленность образования. Ребенок с нарушениями может осваивать общую для всех образовательную программу, что является важным условием его включения в жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей глубины дефекта и возможностей ребенка. Маршрут должен быть гибким, ориентироваться на зону ближайшего развития, предусматривать формирование речевых умений, основных видов познавательной деятельности соответственно возрасту, развитие социальных умений.
Командный способ работы. Специалистам, педагогам, родителям необходимо работать в тесной взаимосвязи (по командному принципу), что предполагает совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого ребенка, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей, процесса его движения в развитии и освоении социально- педагогического пространства.
Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребенка. Родители являются полноправными членами команды, поэтому им должна быть предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении педагогического процесса, его динамики и коррекции.
Приоритет социализации как процесса и результата инклюзии. Главным целевым компонентом в работе является формирование социальных умений ребенка, освоение им опыта социальных отношений. Ребенок должен научиться принимать активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение, найти себе друзей; развивая межличностные отношения, научить других детей принимать себя таким, какой есть. А это, в свою очередь, возможно при достаточном уровне личностного и познавательного развития ребенка. Развитие позитивных межличностных отношений не является спонтанным процессом, это также выступает предметом специальной работы педагогов. Одной из системообразующих характеристик эффективной образовательной среды выступает ее безопасность (физическая и психологическая). Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия (Баева И. А., Лактионова Е. Б.). В контексте проблемы построения и функционирования инклюзивной образовательной среды указанный аспект требует специальной разработки и обоснования
Важно понимать, что переход к инклюзивному образованию требует активного участия всех специалистов системы образования. Необходимо наличие фундаментальных теоретических разработок, нормативно-правовой основы, проведение экспериментов. Однако на практике очень часто под давлением административного воздействия в практике школ имеет место широкое проникновение в общеобразовательную школу инклюзивного образования без создания спектра необходимых условий, что естественно приводит к значительным трудностям при его реализации.
Для решения этой проблемы необходима разработка комплекса мер юридического, экономического, социального и психолого-педагогического характера. Однако, несмотря на существующие проблемы, инклюзивное образование обладает рядом преимуществ, способствующими социализации ребенка с ОВЗ на всех этапах его развития, внедрению его в культуру сверстников и формированию «здоровых» межличностных отношений, а также достижению потенциально возможного уровня образованности.
Список литературы.
1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с
детьми с ОВЗ // Дефектология. - 2001. - №3.
2.Мёдова Н. А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах: методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2012.
3. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов.
Методическое пособие / под общ. ред. В.И. Ломакина-Румянцева, B.C.
Шипулиной. – M., 2003.
4.Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. −Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013.
5. Шевчук Л. Е. Теория и практика интегрированного обучения учащихся с особенностями развития в общеобразовательной школе: Монография. Челябинск, 2005.
6. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.
Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб., 2002.
7. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. – М.,
2004.