Доклад на тему Создание личностно ориентированной образовательной системы, направленной на формирование социально и творчески активной личности


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение РК
«Феодосийская санаторная школа-интернат»
Доклад на тему
Создание личностно ориентированной образовательной системы, направленной на формирование социально и творчески активной личности.
Воспитатель:
Малишевская М.А.
Создание личностно ориентированной образовательной системы, направленной на формирование социально и творчески активной личности.
Ребёнок – это не сосуд, который нужно
наполнить, а факел, который нужно зажечь.
Рабле
Наша школа с личностно-ориентированным направлением создает равные стартовые условия для каждого ребенка, независимо от уровня его актуального развития с момента поступления в школу.
Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно - ориентированного подхода каждый ученик для педагога предстает как уникальное явление. Воспитатель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал и развить личностные социальные и творческие способности.
Так что же включает в себя лично-ориентированное воспитание?
Прежде всего это:
признание воспитателем приоритета личности перед коллективом;
создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других;
признание воспитателем того, что ученик обладает определенными правами;
отказ воспитателя от деления детей на «плохих» и «хороших», понимая, что все  дети разные, и что каждый ребенок знает и умеет что-то лучше других.
Система личностно ориентированного воспитания преследует определенные цели, ставит перед собой задачи, используя разнообразные принципы и методы работы. Благодаря системности, мы формируем социальную и творческую активность личности. Создавая систему личностно-ориентированного воспитания каждый педагог ставит перед собой главную Цель – развитие свободной, духовной, гуманной личности, способной к творческой самореализации, культурной и нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социальной среде.
Задачи:
- раскрыть и изучить внутренний мир каждого ребенка;
- раскрыть творческие способности личности и содействовать их развитию;
- организовать условия для успешной адаптации каждого ученика в социуме с учетом личностно ориентированного подхода;
- закрепить коммуникативные навыки.
При создании лично-ориентированной системы воспитатели используют следующие принципы:
Принцип признания индивидуальности ученика.
Принцип общественной направленности воспитания.
Принцип связи воспитания с жизнью и трудом.
Принцип взаимодействия.
Принцип сотрудничества.
Принцип ненасилия.
Принцип, сберегающий здоровье.
Принцип признания индивидуальности ученика
создание необходимых и достаточных условий для его развития (неспособных к творчеству нет: есть люди, не стремящиеся к творчеству, а отказ от творчества равносилен отказу от индивидуальности, от своего мнения, собственных решений).
Есть школьники, которые не используют свои резервы, так как часто говорят себе: «Это мне не по силам». Мало смелости, уверенности в себе – и в результате человек не прилагает усилий, чтобы достичь того, на что способен. Поэтому в нашей школе есть настрой на творчество, на развитие потребности в творчестве у каждого ученика.
Принцип общественной направленности воспитания (процессы, происходящие в обществе, требуют творческой самоотдачи) В нашей школе давно и продуктивно работает ШДР «Планета», дети проявляют свою социальную и творческую активность, участвуя в работе ШДР. Дети участвуют в городских и общероссийских акциях «Чистый город», «Ветеран живет рядом», «Сирень победы», в флэш-мобе, посвященном дню Победы, в Международном фестивале «Великое русское слово», «День милосердия».
Принцип связи воспитания с жизнью и трудом.
(Задача воспитателя состоит в том, чтобы целенаправленно развивать продуктивную активность сознания учащихся, готовить их к творческому труду. Один из самых важных показателей успешности в нашей работе, это если мы вызвали у детей интерес к тому, что они делают, если у них горят глаза, любая деятельность перерастает в творчество.) Принцип взаимодействия.
(Взаимодействуют все субъекты воспитательного процесса, это: ребенок-педагог, педагог-родители, родители-ребенок,– такое взаимодействие помогает проникнуть миру взрослых в мир детей, где взрослые выступают в роли посредника)
Принцип сотрудничества. Школа сотрудничает с центром занятости, с библиотекой «Содружество», с различными музеями Феодосии, с правоохранительными организациями города.
Принцип ненасилия (мы не навязываем детям чуждых интересов, видов деятельности и форм воспитания, стараемся обеспечить субъективную свободу в выборе деятельности и содержания, окружить атмосферой спокойствия, чтобы ребенок мог преодолеть чувство тревожности, страха, неполноценности)
Принцип, сберегающий здоровье (проведение спортивных мероприятий, праздников и агитбригад «Мы выбираем здоровье», применение в работе здоровье сберегающих технологий, интеграция арт-терапии в воспитательный процесс)
Для достижения целей, задач и реализации принципов личностно-ориентированной системы воспитатели нашей школы используют следующие методы:
Методы формирования сознания: беседа, рассказ, внушение, этическая минутка, инструктаж, личный пример, классный час.Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Методы стимулирования: разнообразные конкурсы, соревнования, поощрения. Постоянно проводятся конкурсы рисунков «Я рисую море», «Золотая осень», «Победный май», ко дню защитника Отечества, «Пасхальный кулич», конкурсы чтецов, стенгазет, литературные гостиные, выставки творческих работ.
Метод создания ситуации успеха. Позитивные моменты всегда благотворно влияют на деятельность учащихся:
переживание успеха внушает уверенность в собственных силах
появляется желание вновь достигнуть хороших результатов
положительные эмоции создают ощущение внутреннего благополучия.
В своей работе воспитатели используют различные формы личностно-ориентированной системы воспитания:
Индивидуальные
Микро- групповые
Групповые
Массовые
Внеурочная работа
Обязателен контроль во время процесса личностно-ориентированного воспитания. Результативность и успешность любого вида деятельности с детьми должна обязательно отслеживаться. Поэтому в школе регулярно воспитателями совместно со школьным психологом проводится диагностика воспитанности учащихся, которая является действенным инструментом в руках педагогов. Проводимые исследования позволяют оценить уровень социально-психологической развитости личности.
Какую же личность мы хотим увидеть в итоге, какого человека воспитать? Конечно:
мыслящего, способного формироваться и проявляться в разнообразной деятельности;
не устающего от работы, любящего как индивидуальную работу, так и работу в коллективе, где царил-бы дух сотрудничества;
творческого, активного, социально-ответственного, обладающего развитым интеллектом.
На выходе мы имеем идеальную творческую и социальную модель личности.
Способности детей проявляются в труде и творчестве они формируются, развиваются, расцветают, но могут погибнуть в бездействии, поэтому мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодотворной почвой, и живительной влагой, и тёплым весенним солнышком, согревающим цветок детской души.