Тематический классный час: «Умеешь ли ты дружить?»

Методическая разработка тематического классного часа.
Тема классного часа: «Умеешь ли ты дружить?»
Цель: научить детей ценить дружбу.
Задачи занятия:
1.Расширение знаний детей о дружбе: рассмотреть понятия: «Дружба», «Настоящий друг», «Товарищ». Определить законы дружбы.
2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
3. Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружеские отношения со сверстниками, общаться в коллективе.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Оборудование, оформление, инвентарь:
На доске эпиграф к занятию:
Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг!
Ш.Руставели.

На партах: фломастеры, листы бумаги, рабочая тетрадь.
/ Классная доска разделена условно на три части. На первой написано определение понятия «дружба» из толкового словаря В.И.Даля: «Дружба -. Бескорыстная стойкая приязнь». На второй части написано предложение: «Друг – это тот, кто..», третья часть свободна для прикрепления листов с ответами на полученные задания.

Ход занятия.
Занятие начинается под музыку песни Э.Шаинского «Дружба крепкая».

Вступительная беседа.

. Что такое настоящая дружба? Как она проявляется? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие. Противоположное дружбе - ЭГОИЗМ. Если человек эгоист, то у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре» приводит вот такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, его на доске.
На первое место знаменитый писатель ставит БЕСКОРЫСТИЕ. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе во всем.
- Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно этих ребят назвать товарищами. Дружба же это высшая степень товарищества.
Друзья – это люди, с которыми связывает взаимное доверие, единство взглядов и интересов, преданность, доходящая до самопожертвования. Она приносит радость и удовлетворения от общения.
/В.Шекспир./
Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде.
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь - он спать не может,
И всегда, без лишних слов,
Он помочь тебе готов.



Сообщение темы и цели занятия.
–Каждому из нас бывает радостно, или, наоборот, нас что-то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеется вместе с вами или погрустит.
* есть ли у вас друзья в классе?
* умеем ли мы дружить?
- на эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить с вами.

Работа с понятиями «друг», «приятель», «товарищ».
Дети анализируют, чем отличаются эти слова друг от друга.

4.Ребята обсуждают вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»
/учащиеся получают огромный цветок – ромашку и на каждом лепестке пишут по одному самому главному на их взгляд качеству, без которого дружба не состояться не может. Затем прикрепляют эти лепестки к цветку на доске./

Рассказ учащихся о своих друзьях – «Портрет моего друга».

5.Работа в группах.
Ребята разделяются на группы и решают проблемные ситуации, которые они получают в конвертиках.
Например:
твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все в классе, в том числе и ты.
Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.
Твой друг не умеет играть в пионербол и, подводит команду.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Твой друг что-то натворил, а наказали тебя.

/ребята обсуждают ситуации в течение 5 минут и комментируют ее/
Вопрос к классу: Почему распадается дружба? По каким причинам чаще всего.

Законы дружбы.
Дети записывают10 законов дружбы.
Давайте прочитаем, разберем ситуации и сравним поведение героев.
/ учащиеся читают, рассуждают и высказывают свое мнение /
- Так кто из героев поступает по-дружески? С кем бы из них ты хотел дружить и почему?

7. Рефлексия. Игра « На берегу.»

8. Работа с пословицами.
/дети раскрывают значение пословиц, по возможности приводят примеры из жизни класса.
-Какая пословица больше всего подходит к теме нашего сегодняшнего разговора?
/Друга ищи, а найдешь - береги/



9. Итог занятия. /Звучит музыка/
Ребята, у Расула Гамзатова есть такое стихотворение «Берегите друзей»
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши
Гнев на друга, может быть, мгновенный
Изливать на друга не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился-
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради Бога.
Не стесняйтесь доброты своей
На земле друзей не так уж много, опасайтесь потерять друзей.

- Посмотрите на лепестки ромашки, которая сегодня распустилась у нас на занятие. /Учитель переворачивает лепестки с ответами детей. На обратной стороне получается слово/
доверие между собой
радость успехам
уважение друг друга
желание общения
братство, взаимопомощь
альтруизм /бескорыстная забота./

-Чтобы стать настоящим другом, что же больше всего нужно ценить в отношениях между собой? /ДРУЖБУ/