Психолого-педагогический консилиум по адаптации пятиклассников к средней школе

Здравствуй, 5-й класс!
(психолого-педагогический консилиум по адаптации
пятиклассников к средней школе)

Цель: обучение учителей, работающих в 5-х классах, созданию условий для успешной адаптации учеников в условиях средней школы.

Слайд 1.
План:
Особенности психологических подходов к обучению ребенка в начальной школе;
Особенности адаптационного периода;
Психологические сложности учителя при переходе обучения с 11-х классов на
5-6-е классы;
Показатели готовности учащихся начальной школы при переходе в среднюю;
Практические рекомендации учителям по работе в 5-х классах;

Слайд 2.
Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.
Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

Слайд 3.
Обучение ребенка в начальной школе имеет ряд особенностей:
Прежде всего, длительное время ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы учитель знал, на что способен каждый ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно. А учитель – практически вторая мама, которая и подскажет, и направит. В 5-м классе ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, много кабинетов, много требований. Привычный мирок рушится.
Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс: напомнит, подскажет, простит невыполненное домашнее задание и т.д. При переходе в 5-й класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом.
За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но это сглаживается индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено неусвоение ребенком учебного материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В5-м классе такого отслеживания не происходит.

Слайд 4.
Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации. Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.

Слайд 5.
Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников. Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся всегда происходит. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя и каковы будут его психологические и педагогические последствия. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Слайд 6.
Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке младшего школьного и подросткового возраста? 1 . В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. На основе развития нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е., как заметил Д.Б.Эльконин, "память становится мыслящей, а восприятие думающим". Многочисленные исследования показывают, что развитие мышления в понятиях способствует дальнейшему развитию у детей рефлексии - понимания ими своей психической жизни, формирования отношения к самому себе. В результате у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования. Познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая.
2. Учебная деятельность дополняется другими видами деятельности, и все вместе теперь они влияют на психическое развитие учащихся, учебная деятельность при этом остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности. С начала обучения в средней школе расширяется само понятие "учение", так как теперь оно может выходить за пределы класса, школы, может отчасти осуществляться самостоятельно, целенаправленно.

Слайд 7.
3. Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Появляется новый вид учебного мотива- мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, успешное обучение в среднем звене требует более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентация на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения "для себя". Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребенка, его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие. 4. К 3-4-му классу общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка.
5. Существенно меняется также характер самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении.

Слайд 8.
6. Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками. Целостный образ-Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ребенок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному. Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь педагог и психолог. Ребенок должен сохранить самоуважение, даже несмотря на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки или что он стал объектом критики учителя биологии или завуча школы. Признание собственных недостатков для ребенка является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа-Я. Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учебой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же нарушается преемственность реальных школьных достижений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником, а в средней успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежний) . Если же самоуважение не будет сохранено, вся система-Я у ребенка встает на его защиту и он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем. Слайд 9.
Психологические сложности учителей при переходе обучения
с 11-х классов на 5-6-е классы:
Отсутствие единства в подходе преподавателей к ученикам, в связи с этим затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе, хотя, образ-Я уже может быть устойчивым и независимым.
Педагог, пришедший из старшей школы в среднюю, часто механически переносит стиль взаимоотношений, сложившийся со старшеклассниками, на учащихся 5-го класса. Например, предъявление высоких требований относительно учебной деятельности, новых форм без этапа предварительного научения или объснения причин.

Слайд 10.
Характерная черта любого зрелого человека состоит в определенной его консервативности, в том числе стабильности образов тех, с кем он общается. Однажды сложившись, образ ребенка может сохраняться почти неизменным очень долго. Как часто мы характеризуем ребенка как "способный, но ленивый", "прилежная девочка" и т.д., но говорить так о ребенке означает почти ничего о нем не сказать. Стабильность и узость представлений учителей об учениках создают сдержанную и часто напряженную эмоциональную атмосферу. Ученик оказывается накрытым ей как бы сетью, система ожиданий учителя и одноклассников в значительной степени предопределяет его поведение и поступки. Учителя, ставящие ученику плохую отметку, подкрепляют отрицательные ожидания ученика, которые в свою очередь порождают плохую отметку: так возникает порочный круг неуспеха.
Подавление ученика плохими оценками. В старшей школе учитель оценивает знания ученика, не задумываясь об отношении самого ученика к этим оценкам. Это объясняется тем, что ребенок достаточно взрослый и адекватно воспринимает результаты своего отношения к учебе. В 5-м классе ситуация кардинально другая. Ученик, получивший подряд несколько не удовлетворяющих его оценок, очень скоро может прийти к выводу, что он не способен усвоить данный предмет. Он начинает сомневаться в своих возможностях и считать, что он никогда не достигнет успеха в предмете. Не сумев выполнить упражнение по русскому языку, не сумев понять объяснение по математике, он может прийти к выводу, что он не способен логически мыслить, имеет плохую память, и перестать поэтому усердно заниматься предметом. Объяснение нового материала строится, как известно, на усвоенном предыдущем материале. Школьника, упустившего несколько тем, охватывает чувство, что он остается в классе отстающим. Он впадает в панику, но старается скрыть ее дома и в школе. Если подобная ситуация приобретает затяжной характер, ученик теряет веру в себя, начинает негативно относиться к учебе, испытывает страх перед занятиями. Но такое состояние не бывает слишком длительным, так как в личности ученика начинается компенсирующий процесс. Происходят заметные достижения в какой-либо другой сфере активности, области. Иногда компенсация созидает позитивные качества ученика, иногда она выражается в том, что ученик отмалчивается, демонстрирует неприязненные отношения к учителю, безразличие к его оценке; действия учителя могут сопровождаться негативной интерпретацией, самоуверенной улыбкой ученика.

Слайд 11.
Следует помнить, что школьник почти всегда отличается таким поведением, которое соответствует ожиданиям учителя и одновременно подкрепляет эти ожидания. Больше всего подвержен влиянию учителя тот школьник, для которого низкая оценка его способностей является подтверждением его собственных представлений о себе.

Слайд 12.
Показатели успешной адаптации ребенка:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся. 2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании). 3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками. 4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность. 5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе. Если ребенок адаптирован, то есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.
Если процесс адаптации протекает неуспешно, то ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу.

Слайд 13.
На падение успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено влияют несколько факторов:
Перегруженность учебной программы 5-го класса, требующей высокого уровня развития различных форм мышления;
Низкий уровень развития речи.
Слабая способность к умозаключениям у большинства учащихся;
Слабое развитие навыков самостоятельной работы;
Стремление работать на низком уровне сложности;
Практическое отсутствие помощи со стороны родителей, т.к. они считают своих детей уже взрослыми;
Недостаточность собственных знаний педагогов о психологических особенностях детей-подростков;
Низкая согласованность между учителями-предметниками в отношении объема домашних заданий, учета сложности учебников ит.д.
Самое главное – отсутствие единства требований начальной и средней школы.

Слайд 14.
Для того, чтобы адаптационный период протекал успешно, необходимо выработать единые требования для учителей-предметников к учащимся в период адаптации !

Слайд 15.
Учителям важно помнить:
1.Уважение учителя к ученику не исключает требовательности к нему. Однако отношение учителя должно вызывать у ученика стремление к учебным достижениям, а не страх к учению, наказанию. Страх может парализовать волю зрелого человека, не говоря уже о ребенке. Отделяйте человека от поступка. Отношение учителя к ребенку является позитивно прогностичным. Учитель предвидит и вызывает к появлению лучшие свойства личности ученика, опирается на сильные стороны его учебных возможностей. Следует помнить, что развитие ребенка происходит неравномерно и скачкообразно, часто конфликтно. Тем не менее, отдаленный результат всегда может быть успешным.
2. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер. 3. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.

Слайд 16.
4. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).

Слайд 17.
Практические рекомендации для учителей: Рекомендация 1. Осмысленная деятельность учителя – осмысленное обучение.
Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.
Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

Рекомендация 2. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.

Слайд 18.
Рекомендация 3. Стратегия «Положительная мотивация».
Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.
Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.
1. Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. «Не сдам экзамен – скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт». Однако о неприятностях думать неприятно.
Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.
2. Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение – как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».
3. Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Многие ученики застревают на мысли о том, какого это – выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.
4.Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы – и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

Слайд 19.
Рекомендация 4. Мотивация достижения и способности.
Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи – с тревожностью.
Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные).
Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работаю быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера – картина меняется наоборот.
Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком легкой», или «слишком трудной».
Рекомендация 5. Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности».
Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название – «выученная беспомощность».
Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?
Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.
Рассмотрим влияние каждой из причин на мотивацию и поведение ученика.

Слайд 20.
Причина
неуспеха
Ведущее
чувство
Динамика
мотивации
Динамика
поведения

Отсутствие способностей
Чувство неполноценности
Снижение
Ухудшение

Трудность задания
Непреодолимость ситуации
Снижение
Ухудшение

Невезение
Чувство досады
Снижение
Ухудшение

Недостаточность усилий
Стыд, вина
Повышение
Улучшение

Слайд 21.
Рекомендация 6. Эмоциональность урока – стимул или вред?
Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.
Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.
Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность – фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.
Рекомендация 7. Любознательность и познавательный интерес.
Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность.
Первый начальный уровень этой потребности – это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.
Следующий уровень – потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.
На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.
В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах – любознательность; в старших классах – потребность в творческой деятельности.
Рекомендация 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.
Развитие учебной мотивации не возможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом.

Слайд 22.
Для устранения этой ситуации следует установить:
Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель-лидер» на атмосферу в классе.
Рекомендация 9. Выбор оптимальных для учащихся средств и способов обучения с учетом психологических особенностей детей.
Необходимо помнить, что визуальный ряд восприятия является самым сильным для учащихся любого возраста, а для учащихся 5-го класса особенно. Поэтому очень важно использовать на уроках иллюстративный материал. Это должны быть цветные иллюстрации и, желательно, большого формата.
Хороший результат дают игровые методы, методы групповой и самостоятельной творческой работы. Необходимо предоставлять ученикам возможность проявлять себя в той или иной ситуации, а также самим делать выводы из этих ситуаций. Учитель здесь должен играть роль направляющего и корректора полученных знаний.

Слайд 23.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе!!!

Список литературы:
Методические материалы по психолого-педагогическому обеспечению процесса адаптации учащихся 5-х классов в средней школе (по материалам опыта работы сотрудников лаборатории прикладной педагогической психологии). Автор составитель Осипова Елена Анатольевна
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
Глассер У. Школа без неудачников. - М.: Прогресс, 1991.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




џђ Заголовок 1џђ Заголовок 2џђ Заголовок 3џђ Заголовок 615