Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей



Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей

Пояснительная записка
В современной системе дополнительного образования одним из ведущих направлений является работа с одаренными детьми. Одаренность – сложное многогранное понятие, включающее в себя как положительные, так и негативные проявления. К положительным можно отнести высокие способности в одном или нескольких видах деятельности, хорошо развитую познавательною сферу, нестандартное мышление, разнообразие интересов, целеустремленность и т.п. Но на фоне этого могут проявляться и негативные черты: замкнутость, чувство отчуждения, изоляция в группе сверстников, нестабильность интересов, неадекватная самооценка, слабое психофизическое здоровье, неврозы. В связи с этим в образовательный процесс одаренных детей необходимо включить психолого-педагогическое сопровождение.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание условий для гармоничного развития личности одаренного ребенка.
Задачи:
информирование родителей о методах и способах воспитания одаренного ребенка;
повышение психологической компетентности педагогов в работе с одаренными детьми;
формирование адекватной самооценки одаренных обучающихся;
охрана и укрепление физического и психологического здоровья, в том числе профилактика неврозов;
предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.
Программа реализуется в течение учебного года. Включает в себя не только непосредственно работу с детьми, но и работу с родителями и педагогами.
Формы работы: психодиагностические методики, анкетирование, коррекционно-развивающие занятия с элементами тренинга, развивающие игры, деловые игры, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы, родительские собрания, педагогические лектории, педагогические советы.Ожидаемые результаты:
достаточный уровень педагогической и  психологической компетенции родителей и педагогов в работе с одаренными детьми;
развитые коммуникативные способности одаренных обучающихся;
повышение уверенности детей в себе и в своих способностях;
повышение уровня стрессоустойчивости.
Основные мероприятия по реализации программы

п/п Наименование мероприятие
Форма проведения Участники Сроки проведения Ответственный
Диагностические мероприятия
1 Изучение самооценки Одаренные обучающиеся Ноябрь Педагог-психолог
2 Проведение методики «Карта одаренности» Обучающиеся с предпосылками к одаренностиВ течение года Педагоги дополнительного образования, педагог-психолог
3 Экспресс – диагностика интеллектуальных способностей МЭДИС. Обучающиеся 6-7 лет октябрь-ноябрь Педагог-психолог
4 Диагностика творческого мышления П.ТорренсаОдаренные обучающиеся в течение года Педагог-психолог
5 Школьный тест умственных способностей (ШТУР) Обучающиеся
13-15 лет декабрь Педагог-психолог
6 Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Обучающиеся 16-18 лет декабрь Педагог-психолог
7 Тест «Способности школьника» Обучающиеся 11-17 лет в течение года Педагог-психолог
8 Профориетационные тесты Одаренные обучающиеся
(14-18 лет) февраль-апрель Педагог-психолог
9 Карта интересов для младших школьников Обучающиеся
 7-10 лет январь Педагог-психолог
10 Диагностика тревожности Одаренные обучающиеся в течение года Педагог-психолог
11 Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми педагоги дополнительного образования Зам.дир. по УВР,
педагог-психолог
Просветительские мероприятия
1 Педагогическое совещание «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» руководители структурных подразделений октябрь Зам.дир. по УВР,
педагог-психолог
2 «Особенности работы с одаренными детьми». Педагогический лекторий. педагоги дополнительного образования ноябрь Зам.дир. по УВР,
педагог-психолог
3 «Методики работы с одаренными детьми». Педагогический лекторий. педагоги дополнительного образования декабрь Зам.дир. по УВР,
педагог-психолог
4 «Виды одаренности». Педагогический лекторий. Педагогический коллектив февраль Зам.дир. по УВР,
педагог-психолог г5 «Психологические особенности одаренных детей». Родительский лекторий. Родители одаренных детей февраль Педагоги дополнительного образования, педагог-психолог
6 Тематическая беседа: «Я – одаренный ребенок!»
  Одаренные обучающиеся в течение года Педагог-психолог
Профилактические мероприятия
1 Занятие с элементами тренинга на формирование адекватной самооценки. Одаренные обучающиеся Ноябрь Педагог-психолог
2 Обучение способам снятия нервно-психического напряжения и формирование стрессоустойчивости. Одаренные обучающиеся в течение года Педагог-психолог
Консультативные мероприятия
1 «Как правильно организовать работу с одаренными детьми?» Индивидуальные консультации, рекомендации. Педагоги, работающие с одаренными обучающимися В течение года Педагог-психолог
2 «Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности. Индивидуальные консультации, рекомендации. Родители одаренных обучающихся В течение года Педагог- психолог
3 Индивидуальные консультации по запросу. Одаренные обучающиеся В течение года Педагог-психолог
Развивающие мероприятия
1 Занятие с элементами тренинга «Дорога к внутреннему Я» Одаренные обучающиеся
(8-12 лет) январь Педагог-психолог
2 Занятие с элементами тренинга «Развитие коммуникативных способностей». Одаренные дети в течение года Педагог-психолог
3 «Я в мире профессий» (занятия по профориентированию) Одаренные обучающиеся
(14-18 лет) март-апрель Педагог-психолог
Учебно-