Доклад по теме Подходы к реализации образовательной программы в урочной и внеурочной деятельности


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кутуликская средняя общеобразовательная школа
Августовская конференция
2014 год
Тема доклада:
«Подходы к реализации образовательной программы в урочной и внеурочной деятельности»
Главная задача ФГОС: создание социально – педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России
Собраться вместе – есть начало.
Держаться вместе – есть прогресс.
Работать вместе – есть успех!
Генри Форд
Заместитель директора по НМР: Буентуева Л.А.
п.Кутулик
2014
В 2012-2013 году с целью апробации введения ФГОС ООО МБОУ Кутуликская СОШ была определена региональной пилотной площадкой на 2012 – 2015 г. В соответствии с планом работы Центра научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС ИИПКРО была спланирована работа согласно основных направлений деятельности по введению стандартов.
Для эффективной организации работы пилотных площадок определены основные этапы, содержание и результаты деятельности пилотов, которые представлены на слайде подготовительный, внедренческий и аналитический.
Для реализации этих направлений был утвержден план деятельности пилотной площадки «Дорожная карта», выбрано вариативное направление:
Мероприятия реализовались в соответствии с региональными планами - графиками и дорожной картой пилотной площадки по введению ФГОС ООО второго поколения, которая содержит перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально- технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы ООО.
В 2012- 2013 уч.году на подготовительном этапе проведена работа по приведению в соответствие с требованиями ФГОС ООО нормативной базы школы : сформирована вся нормативно – правовая база
Организационное обеспечение включало рассмотрение вопросов внедрения ФГОС ООО на педагогических советах, семинарах, совещаний.
Организация работы методического сопровождения ФГОС ООО включало
Участие педагогов и администрации школы в районных, окружных, областных семинарах по введению ФГОС, стажировочных площадках
2. На базе школы проведён районный семинар учителей истории и обществознания
5. Работа по направлению «Подходы к проектированию урока на системно- деятельностной основе» - рабочей группы, разработана структура урока
Проведено родительское собрание по 4 – ым классам
По созданию кадрового обеспечения введения ФГОС были проведены следующие мероприятия :
Школа укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой основного общего образования, способными к инновационной профессиональной деятельности. Школа укомплектована медицинским работником, работниками пищеблока, вспомогательным персоналом.
Описание кадровых условий представлено в таблице.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников школы, реализующих образовательную программу основного общего образования, обеспечивается графиком освоения работниками школы дополнительных профессиональных образовательных программ, не реже чем каждые пять лет. Кроме этого, педагоги систематически повышают свою квалификацию, участвуя в профессиональных конкурсах различного уровня, организуя работу мастер – классов муниципального уровня, разработку разноплановых проектов, участвуя в работе семинаров и других мероприятиях, организуемых в районе и области. Все это способствует обеспечению реализации образовательной программы школы на оптимальном уровне.
19 педагогов школы приступили к внедрению ФГОС ООО в 2013 году
В августе 2013 года проведено предварительное анкетирование педагогов на предмет готовности к введению ФГОС. Респонденты –19 учителей основной школы, основные трудности в определении, вопросы метапредметных и личностных результатов и др. Диагностика учителей по критериям готовности к введению ФГОС проводилась на основе самооценки. Большинство владеют личностным аспектом, а именно: умеют выстраивать субъект-субъектные отношения, толерантны, используют демократический стиль общения, индивидуальный подход к обучающимся.
Центральное место отводится Основной образовательной программе, которая является нормативным документом, фиксирующим цели и результаты образования в ОУ, согласованные всеми участниками образовательного процесса: пути , средства и условия, необходимые для эффективного достижения этих результатов, разработаны рабочие программы по предметам, согласно ФГОС.
Разработан учебный план, согласно Методическому письму «О формировании учебного плана в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС ООО в 2013 -2014 учебном году». В связи с тем, что в 2012 -2013 учебном году курс ОРКСЭ был изучен, поэтому для пятиклассников были введены 0,5 часа информатики и 0,5 часа ОБЖ. Предельная нагрузка допустимая при 5 – дневной рабочей недели выполнена согласно нормам САНпин.
Основная образовательная программа включает внеурочную деятельность по пяти направлениям. В школе созданы условия для работы по этим направлениям, как внутри учреждения , так и через интеграцию с учреждениями дополнительного образования. Педагогами разработаны рабочие программы занятий , цель которых создание условий для проявления и развития ребёнком своих способностей на основе свободного выбора.
Все курсы разработаны на 17 или 34 годовых часа, чтобы учащиеся имели возможность менять виды деятельности в течение учебного года.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования в течение учебного дня определено Советом учреждения МБОУ Кутуликская СОШ.
С сентября 2013 года три 5-х классах: 61 обучающийся вошли в режим пилотирования. Назначены классными руководителями опытные учителя высшей квалификационной категории.

Также стало необходимостью создание клуба учителей – фгосовцев. Составлен план работы данного сообщества.
В ходе педсоветов и семинаров, совещаний был представлен и обобщен опыт работы учителей школы по введению ФГОС, представлена деятельность педколлектива. Были раскрыты и основные теоретические положения по актуальным вопросам введения ФГОС, даны открытые уроки, мастер-классы, даны методические рекомендации.
В 2013 – 2014 учебном году прошел районный семинар на базе школы, который получил высокую оценку среди коллег района. Было внесено предложение о тесном сотрудничестве муниципальной пилотной площадки Алятская СОШ на уровне муниципа литета.
Стоит отметить положительные тенденции: учителя используют в образовательной практике учебно-методические разработки и материалы, ориентированные на стандарты нового поколения, используют современные образовательные технологии, осознают необходимость перехода на развивающие системы обучения, есть возможность профессионального общения педагогов и обмена опыта с коллегами.
Продуктом работы пилотной площадки 2013 -2014 учебном году : разработка системы оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы, аналитический отчет представленный в центр научно – методического сопровождения ФГОС.
Подводя итоги первого года работы по введению ФГОС ООО, можно отметить постепенное изменение характера деятельности учащихся. Наблюдения за учащимися пилотных классов при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке. Детям под силу выполнение исследовательских, творческих заданий, направленных на получение продуктивного результата. Говоря об определенных результатах, нельзя не сказать о сохраняющихся проблемах при апробации ФГОС ООО: в здании школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности; сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения традиционного урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий; отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя. Для успешной реализации цели образования, а именно, повышению качества образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.