Тезисы доклада на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Мозговенко М.Д., преподаватель ГПОУ
Докучаевский техникум ДонНУЭТМагистр
Одной из задач современного образования является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности обучаемых, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. XXI век требует новых подходов к образованию.
Информационные технологии помогают создать новую обучающую окружающую обстановку, в которой обучающиеся являются вовлеченными, способными принимать больше ответственности за их собственное обучение и конструирование их собственного знания.
Преподавателями уже накоплен определенный опыт использования ресурсов Интернет в организации самостоятельной работы обучающихся. Прежде всего – это использование Интернета при выполнении индивидуальных и групповых исследовательских работ. Такой способ интеграции Интернета в обучение иностранному языку называется веб-квест.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест является наиболее сложным как для обучающихся, так и для преподавателя. Веб-квест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы студентов, находится на самом деле на различных веб-сайтах.
Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Б. Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:
По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компиляционные (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).
Веб-квест должен иметь следующую структуру:
вступление (формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста);
центральное задание (задание, вопросы, на которые студенты должны найти ответ в рамках самостоятельного исследования, какой итоговый результат должен быть достигнут);
список информационных ресурсов (средства, которые можно использовать при выполнении заданий, включая информационные ресурсы Интернет);
описание основных этапов работы; руководство к действиям (разнообразные советы по выполнению того или иного задания, «заготовки» Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.);
заключение (итоги исследования, вопросы для дальнейшего развития темы и пр.).
В обучении языка могут использоваться веб-квесты:
по различным учебным дисциплинам, созданные для носителей языка;
для изучающих иностранные языки.
Использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов интернета в обучении языка требует от студента соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами интернета. В связи с этим эффективная интеграции веб-квестов в процесс обучения иностранным языком возможна в тех случаях, когда веб-квест:
является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы;
сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над квестом, либо осуществляться параллельно с ней.
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.
Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Достоинства:
web-квесты дают преподавателю ясный образец того, как проводить проектную работу;
модель работы с web-квестами используют много преподавателей в самых разных странах, поэтому в Сети можно найти много интересных разработок.;в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны преподавателям, желающим создавать свои собственные web-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для преподавателей;
преподаватель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта;
одна из самых главных причин, почему следует использовать технологию web-квестов при обучении иностранным языкам, - это то, что многие студенты будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения уровня владения языком.
Трудности и проблемы. В реальности, конечно же, картина не столь радужная, и существует немало трудностей:
для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
технология web-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности; медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов);
много web-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.
Структура веб-квеста.
Веб-квесты используются достаточно давно и приобрели четкую структуру. Однако, она не является чем-то застывшим и используется только как основа, которую при необходимости можно изменить. Преподаватели могут конструировать квест в соответствии с уровнем и потребностями студентов. Обычно квест делится на четыре основных раздела: Введение, Задания, Выполнение, Оценивание.
Таким образом, изучив возможности использования технологии веб-квестов, можно сделать следующие выводы. Технология веб-квеста носит универсальный характер и может быть использована в целях развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, умений из различных источников, данная технология позволяет, как пополнить знания учащихся, так и систематизировать уже имеющиеся.
Технология может стимулировать познавательную активность обучаемых, так как она является новой, разнообразной формой работы, позволяет проявить себя не только студенту, но и преподавателю, как творческой личности, а, следовательно, необходима в современном образовательном процессе.