Тематическое планирование курса физики 9 класса в рамках предпрофильной подготовки






Планирование учебного
процесса по физике
в 9-х классах средней
общеобразовательной школы









Учитель физики
Смирнова О.Н.
Планирование учебного процесса
по физике в 9-х классах МБОУ СОШ № 9



исходные цели, задачи,
идеи обучения
физике в 8-9 классах




содержание программы
по физике А.В. Перыш-
кина, Е.М.Гутника


обязательный минимум
содержания физического
образования



подбор системы
учебников и
учебно-методических
пособий



требования к уровню
подготовки
учащихся


тематическое планирование
учебного процесса с
учетом особенностей
классов



Пояснительная записка

Исходные цели, задачи, идеи обучения физике
в 9 классах СОШ

Значение физики в школьном образовании определяется ролью науки в жизни общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения физике в 9 классах входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- формирование умения наблюдать, пользоваться физическими приборами, ставить опыты, делать выводы на их основе;
-формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей ;
- применение знаний и умений для решения задач и в жизненных ситуациях (безопасность жизни, охрана окружающей среды);
- развитие механизмов психики мышления, памяти, речи, воображения,
рефлексии;
- формирование свойств личности (коммуникативности, уровня общения, осознанных мотивов учения, самостоятельности, самооценки);
- подготовка к продолжению образования и сознательному, свободному выбору профессии.
В рамках предпрофильной подготовки в соответствие с «Концепцией о модернизации образования» в тематическом планировании внесены дополнительные содержательные моменты, не влияющие на учебную нагрузку, а расширяющие материал, добавляющие в него элементы межпредметных и профильных связей (см.таблицу «Тематическое планирование курса физики в 9 классе»
Данные цели выполнимы путем внедрения в обучение идей целостности, вариативности, гуманитаризации и спирального построения курса предмета.

Содержание программы

Примерная программа по физике А.В.Перышкина, Е.М.Гутника для Основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования в соответствии с базисным учебным планом по 2 учебных часа в 9 классах и рассчитана на 34 учебные недели.

Программа по физике для 9 классов

Раздел курса физики
кол-во
часов

Глава I. Законы взаимодействия и движения тел
Основы кинематики
( Материальная точка. Системы отсчета. Относительность движения. Перемещение. Путь. Траектория. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и ускорение при равноускоренном движении. )
Динамика. Законы Ньютона
( Инерциальные системы отсчета. I закон Ньютона. Сила. II закон Ньютона. III закон Ньютона. )
Гравитационное воздействие
( Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вверх, брошенного под углом к поверхности. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения. Гравитационная постоянная. Искусственные спутники Земли. )
Импульс
( Закон сохранения импульса. Реактивное движение. )
21 ч


10 ч


3 ч



4 ч



4 ч

Глава II. Механические колебания и волны. Звук.
Механические колебания
( Характеристики колебательных движений. Превращения энергии при колебательных движениях. Затухающие колебания. Резонанс.
Волны
( Два вида волн: поперечные, продольные. Характеристики волнового движения. )
Звук
( Источники звука. Высота. Тембр. Громкость. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. )
12 ч

5 ч


3 ч

4 ч

Глава III. Электромагнитное поле
Магнитное поле
( Графическое изображение магнитного поля. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Сила Ампера. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Переменный ток.)
Электромагнитные волны
( Электромагнитное поле. Определение электромагнитной волны. Электро-магнитная природа света. Интерференция света. )
12 ч


8 ч


4 ч

Глава IV. Строение атома и атомного ядра
Использование энергии атомных ядер
Строение атома и атомного ядра
( Опыты Резерфорда. Радиоактивность. Радиоактивные превращения ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Строение атомного ядра. Правило смещения. Ядерные силы. Ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. )
Использование энергии атомных ядер
( Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Термоядерные реакции. )
17 ч



12 ч


5 ч

Резерв
1 ч



Подбор системы учебников и
учебно – методических пособий

Для изучения курса физики в 9-х классах общеобразовательной школы подобран следующий комплект литературы:
“ Физика – 8 “ А.В. Перышкин. – М.; Дрофа
“ Физика – 9 “ А.В. Перышкин. – М.; Дрофа
Учебники подобраны по принципу системности, доступности, краткости изложения материала.
В каждый раздел включены основные понятия, выделенные специальным шрифтом, необходимые для системы знаний, сведения о физических величинах, единицах, способах и измерения и их связи с математическими знаниями.
В содержании параграфов учебника предусмотрено изучение основ энергетики, машиностроения, металлургии, транспорта, строительного дела и связи, что способствует конкретизации представлений учащихся о практическом применении изучаемых явлений и законов.
После каждого параграфа предложены вопросы для обобщающего повторения, упражнения с качественным и количественными задачами, с примерами решений, алгоритмов и ответами и указаниями к ним, а так же творческие и исследовательские задания, формирующие у ребят умение самостоятельно работать с учебником, справочной и хрестоматийной литературой по физике.
Достоинством учебников А.В. Перышкина является так же и богатый иллюстративный материал, помогающий учителю решать проблему отсут-ствия в кабине физики некоторых демонстрационных приборов и матери-алов. В конце книг представлен интересный материал для дополнительного чтения.
В основу преподавания физики положен эксперимент. В программе и учебниках представлены 10 для 8 классов и 6 для 9 классов фронтальных
лабораторных работ, 25 демонстраций, обеспечивающих формирование у учащихся практических умений.
Практические задания ( решения задач ) адаптированы на “ Сборник задач по физике для 7 – 9 классов “ под редакцией В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.; Просвещение.




Тематическое планирование курса физики в 9 классе СОШ № 9


урока

Тема урока

Дата

Домашнее задание




1.









2.
3.













4.

5.




6.





7.

8.

9.

I четверть
Законы взаимодействия

Механика. Механическое движение. Виды часов > часовой мастер. «Цветочные часы» > агроном, ботаник.
Система координат. Определение координат тела > пилот, моряк, геодезист – землеустроитель, географ, организатор туризма, геолог, картограф.
Перемещение. Путь. Траектория.
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения. Скорость крови в сосудистой системе: аорта, артерия, капилляр, вена > мед.работник химико-биологических лабораторий, фельдшер, фармацевт. Скорость движения дрейфующих ледяных полей > полярник, исследователь, лоцман.
Решение задач на совместное движение нескольких тел. Ускорение. Ускорение транспорта в экстренных ситуациях > экспертный работник ГИБДД, водитель, следователь.
Скорость прямолинейного равноускоренного движения.
Тормозной путь. Инерция > работник ГИБДД. Водопад > организатор туризма, экскурсовод.
График скорости. Ветры. Ураганы > геолог, географ.
Решение задач.
Относительность движения.
Контрольная работа по теме «Основы кинематики».
Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».

и движения

тел

10.
11.

12.

13.
14.

15.





16.


17.



18.

19.

20.


21.


Урок-игра по теме «Кинематика».
Динамика. Инерциальные системы отсчета. I закон Ньютона.
Сила. II закон Ньютона. III закон Ньютона.
Урок-игра «Законы Ньютона»
Свободное падение тел и движение тела, брошенного вверх.
Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Движение планет> астроном, астролог. Приливы и отливы – синоптик.
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.
Искусственные спутники Земли. Использование ИСЗ в России > работник телевидения, служебные связи, метеоролог.
Импульс. Закон сохранения импульса.
II четверть
Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса».
Реактивное движение. Движение головоногих моллюсков > биолог, зоолог.
Контрольная работа по теме «Импульс. Закон сохранения импульса».




22.



23.








24.



25.


26.


27.



28.



29.



30.




31.





32.
Механические колебания
Колебательные движения. Землетрясения – колебания земной коры > метеоролог, геолог, спасатель, строитель
Величины, характеризующие колебательное движение. Период и частота дыхания > медицинский работник, спортивный тренер. Периоды колебаний источников звуков – голосов животных > зоолог. Частотный диапазон голосов певиц и певцов > певец, настройщик электроаппаратуры.
Лабораторная работа № 2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
Лабораторная работа № 3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».
Резонанс. Резонанс в основе работы вибратора для погружения свай, труб > инженер, строитель.
Волна. Два вида волн. Цунами – гигантская волна > геодезист, метеоролог, сейсмолог на службе в морфлоте.
Характеристики волнового движения. Улавливание рыбами звуков > сотрудник рыболовецкой промышленности.
Источники звука. Высота, тембр, громкость звука. Слуховой аппарат человека > конструктор слуховых аппаратов. Звуковой фон > отоларинголог.
Распространение звука. Скорость звука. Дефектоскопия > металлург, конструктор, работник производства тяжелой промышленности, технического контроля
Отражение звука. Эхо. Локационные сигналы у дельфинов > зоолог, работник цирка.
и волны.
Звук.



33.

34.


35.



36.







37.

38.
39.




40.
41.

42.

43.



44.



45.
III четверть
Игра «Что? Где? Когда?». (обобщающий урок по теме «Колеба-ния и волны».
Контрольная работа по теме «Меха-
нические колебания и волны».
Электромагнитное поле
Магнитное поле и его графическое изображение. Магниторазведка > эколог – природопользователь, почвовед, агрохимик
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Сила Ампера. Электрический угорь, скат > зоолог, биоэколог. Электрическое сопротивление тканей организма > спасатель, мед.работник, электрик, техник по БЖ.
Индукция магнитного поля.
Магнитный поток.
Явление электромагнитной индукции.
Лабораторная работа № 5 «Изучение явления электромагнитной индукции». Магнитная проницаемость ферромагнитных металлов > металлург.
Переменный поток.
Контрольная работа по теме «Электромагнитная индукция
Электромагнитное поле. Молния > сейсмолог, географ.
Электромагнитные волны. Рентгеновское излучение > мед.работник кабинета УЗИ, наладчик мед.оборудования.
Интерференция света. Инфракрасное излучение > техник прибора ночного видения. Ультрафиолет.
Электромагнитная природа света. Скорость света > кинооператор, фотограф. Определение сторон света по тени > турист, геолог. Свет. Психология света > художник, визажист, дизайнер, психолог.











47.
48.







49.

50.









51.
52.






53.

54.



55.

56.

57.1


Строение атома и атомного
Модели атома. Опыт Резерфорда.
Радиоактивность. Радиоактивные превращения атомных ядер. Радиоактивное датирование > археолог, историк. Радиоизотопы, попадающие в организм человека с табаком – источник внутреннего облучения > биоэколог, мед.работник.
Экспериментальные методы исследования частиц.
Строение атомного ядра. Изотопы фосфора и йода – составляющие мед.препаратов при лечении злокачественных опухолей, кровеносной системы, обмена веществ > биохимик, онколог. Изотопы фосфора -32, калия-42 в сельском хозяйстве > биофизик, агротехник, агрофизик.
Правило смещения.
Ядерные силы, ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс. Изотоп калия-42 в изучении взаимодействия почвы и удобрений, скорости передвижения воды по стволу растения > ботаник, агрофизик.
Деление ядер урана.
Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
IV четверть
Лабораторная работа «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».
Решение задач.
Контрольная работа по теме «Ядерная физика».
Контрольный тест по теме «Ядерная физика».
ядра. Использование
энергии атомных ядер.

58.
59.


60.


61.




62.
63.
Цепная ядерная реакция.
Ядерный реактор. Эколог, специалист по захоронению и переработке ядерного отхода.
Атомная энергетика > энергетик, биолог. Атомная ЭС. Эколог, мед.работник.
Биологическое действие радиации. Опасные источники радиационного облучения > строитель, рентгенолог, специалисты ТЭС и АЭС.
Термоядерные реакции.
Обобщающий урок.










Резерв 2 ч


15