Конспект урока литературного чтения на тему «Жизнь и творчество Н. Н. Носова рассказ «Затейники»


Тема: «Жизнь и творчество Н. Н. Носова рассказ «Затейники»
Цель: создать благоприятную атмосферу для знакомства учащихся с жизнью и творчеством поэта Н. Н. Носова.
Задачи:
Личностные: создать условия для воспитания художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, для развития навыков сотрудничества, положительной мотивации к творческому труду.
Метапредметные:
формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД): умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, аргументированно отстаивать свою точку зрения; развитие навыка правильного, сознательного, выразительного чтения.
формирование регулятивных УУД: развитие умения ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности, развитие саморегуляции.
формирование познавательных УУД: развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать
Предметные: знакомство с жизнью и творчеством писателя Н. Н. Носова; формирование интереса к предмету; расширение круга чтения детей; развитие речи детей, выразительное чтение рассказа;
Ход урока.
1. организация начала урока.
А) приветствие.
Б) эмоциональный настрой учащихся на учебную деятельность.
2. актуализация начала урока.
С каким автором мы знакомились на прошлых уроках.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения наизусть.
3. речевая разминка.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у нас в руках шары.
Ру-ру-ру - бью рукою по шару.
Да-да-да - из трубы бежит вода.
До-до-до - на дереве гнездо.
Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.
Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.
Та-та-та - в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту - наводим сами красоту.
Ты-ты-ты - нами политы цветы.
4. открытие нового материала.
Давайте прочитаем, что здесь зашифровано?
1 2 3 4 5 6
1 Б и О В ю Е
2 Т РЖ ЗД Я
3 Ч А Л С ШФ
4 М Г ЩЙ Э Ю5 х Н у пЦк
4,2; 2,3; 1,2; 6,1; 4,4; 2,5; 2,1; 6,5; 2,1.
( затейники)
Как вы понимаете это слово?
Затея – замысел. Занятие для развлечения.
Как вы думаете о чем мы сегодня будем читать?
Как вы думаете чем дети будут заниматься ?А по точнее мы узнаем в рассказе.
Знакомство с краткими биографическими сведениями об авторе.
Николай Николаевич Носов
Родился Николай Носов в 1908 году в семье актера. Детство его прошло впоселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал в гимназии. После1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, онработал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном вгороде Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием. Искусствовлекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. Девятнадцати лет онвыдержал экзамен в Киевский художественный институт. В 1929 годуперевелся в Московский государственный институт кинематографии и до1951 года работал в сфере кино: режиссер, постановщикмультипликационных, научных, учебных картин. В годы ВеликойОтечественной войны ставил военно-технические фильмы.По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, инужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказыдля него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинятьдля детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не тольколитературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. Иуважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться ссамым большим и очень теплым уважением», — говорил автор повести «ВитяМалеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческом объединениидетских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в ужеупоминавшемся 1957 году.Первым рассказом Н.Н.Носова был «Затейники» (1938 год). Первая тоненькаякнижка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский идружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через годвыпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». А далее?Далее по этим ступенькам одна за другой выходили на широкий простор книгиуже известного, крепко полюбившегося и «веселого писателя», как называлии называют часто Н.Н.Носова: 1947 — «Веселые рассказы»; 1951 — «ДневникКоли Синицына»; 1953 — сборник «На горке»; 1955 — повесть«Веселаясемейка»; 1956 — «Прятки»; 1958 — «Веселые рассказы и повести»;1959 — «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 — «Приключения Незнайки иего друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга включала повесть-сказку«Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку «Незнайка в Солнечномгороде».
5. физминутка.
На презентации.
6. работа с учебником.
Открыть учебники на странице 48.
Я сейчас вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте.
Теперь сами про себя прочитайте этот рассказ.
Что вы запомнили?
В какую игру играли дети?
Теперь читаем рассказ вслух по 2 предложения начинаем с первого ряда и читаем по «цепочке».
Какое впечатление произвел на вас рассказ?
Как дети организовали игру?
Как называли себя дети?
Почему игра прервалась?
Что вы можете сказать о ребятах?
7. рефлексия.
что вы узнали на уроке?
Что у вас особенно получилось?
8. подведение итогов.
Над каким рассказом мы сегодня работали?
Кто автор этого произведения?
9. домашнее задание.
Пересказ произведения.