Активизация мыслительной деятельности младших школьников через игровые ситуации на уроке.


Активизация мыслительной деятельности младших школьников
через игровые ситуации на уроке.
«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства», - писал знаменитый педагог С.Т. Шацкий. Тот, кто работал в школе, особенно в младших классах, хорошо знает, как нелегко приходится учителю. Ребята чрезмерно подвижны, не могут высидеть на уроке и пяти - десяти минут. Внимание неустойчиво, возникают трудности с дисциплиной. Так как же заставить ребёнка слушать? С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли надолго удержать в ребёнке чувство радости перед школой? Дети подвижны - значит надо дать выход их энергии. Они эмоциональны, у них слабая нервная система (особенно у первоклассников) - значит не злоупотреблять разного вида соревнованиями: они ещё не научились с достоинством переносить поражение, которое может явиться причиной горьких слез. У ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. У них неустойчивое внимание – надо подобрать более интересный материал, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно. На протяжении многих лет работы в начальной школе учителя всегда волнует эта проблема: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся. Одно из спасительных средств в этой проблеме является игра и игровые ситуации. Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию характера и развитию воли. Усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые в последствии пригодятся ему в жизни. Игры разнообразят виды деятельности на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий. Без игры и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 
Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, деятельного участника жизни нашего общества. Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие и познавательные силы ученика? Может ли он, не только давать знания, расширяя кругозор учащихся, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Мы считаем, что может и должен! И достичь этого можно активизацией познавательно - игровой деятельностью на уроках. В современной методике и практике обучения детей в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы. Учебные задания, выполняемые на уроках, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели – закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитие учащихся и на дальнейшем усвоение учебного материала. Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только безразличие и постоянные “одергивания” учителя. Не мы первые встали на этот путь поисков, как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться. Многие учителя рано или поздно приходят к выводу о том, что важным условием активизации познавательной деятельности младшего школьника, развитие их самостоятельности и мышления, является дидактическая игра. Спросите детей – любят ли они сказки и игры? Несомненно, все ответят – да.Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения, т. е. удобного в данный момент для нас.“Что наша жизнь? Игра!” - знакома всем эта фраза. Игра для младших школьников – это частица их жизни и, причем очень значимая, т.к. ведущей ролью в дошкольный период является игра. Игра на уроке вызывает у детей радость, внимание и интерес. Известный математик А. И. Маркушевич отмечал, что человек, не воспитывающийся на играх, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря игре ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя игру, не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным, и интересным для учащихся.В современной игре ребенок сравнивает себя с другими, начинает видеть себя со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с действиями других детей. Здесь его активность, инициатива невольно сталкиваются с организованностью и дисциплиной. Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр на уроке: • Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в творческой самоактуализации личности: • Возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие познавательных интересов учащихся; • Происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей. 

Все дети разные. Они поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы отличаются друг от друга, а так же отличаются друг от друга своим отношением и настроением к какому либо уроку. Значит и подходы в обучении должны быть различными не только с педагогической точки зрения, но и психологической. Во всех классах младшие школьники эмоционально отзывчивые на постановку учебных заданий путем использования рифмовок, стихов, кроссвордов, рисунков, ребусов, загадок, исправления “ошибок” учителя, нахождение лишних предметов. На своих уроках обучения грамоте учителя заготавливают такие рисунки, где дети должны догадаться, на что похожа буква, т.к. ассоциативно материал помогает быстро и легко запомнить изучаемую букву; готовим ребусы, которые получают дети в “волшебном” конверте. По следующим картинкам дети выделяют звук, который встречается во всех предложенных им словах. Предлагается литературная викторина, типа вопросников, викторину в картинках и обязательно кроссворд, который очень полюбился детям. Так же на уроках чтения можно использовать книжки-малышки, которые стимулируют интерес к чтению. В них помещают короткие стихотворения, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки. На уроках математики используют математическую мозаику, лото, “необыкновенное домино”, игру “Качели” для усвоения темы “Состав числа”, занимательную мозаику, веселые считалки, “Цветочные счеты”, “Считаем на компьютере” и т.д. На уроках познания мира проводятся игры – путешествия, игры – экскурсии, которые способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязь в природе. Примерами таких игр могут быть: “Путешествие по природным зонам”, “Путешествие на родину комнатных растений”, “Путешествие по нашему организму”, “Путешествие в лиственный и хвойный лес” и т.д. Ребята очень любят уроки – викторины, на которых используются загадки, кроссворды из загадок.На уроках русского языка можно использовать круг, разбитый на сектора. Около каждого сектора прикреплен сказочный герой с конвертом в конверте очередное задание.Или на доске прикреплено солнце с лучами, а на лучах задание. Игры “Попугайчики”, “Эхо” развивают слуховую память, способствуют правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Эффективно использование на уроках занимательные задания, в выполнении которых принимают участие двое учеников, сидящих за одним столом или соседними столами. При этом каждый ученик становится соперником, конкурентом. Для проведения занятий нужны не сложные парные карточки, на которых записаны задания. Для постановки учебного задания используем разные игровые персонажи, с помощью которых создается игровая ситуация. Это могут быть Смешарики, Угадайка,Спанч Боб, Чип и Дейл, Том и Джерри и просто дикие и домашние звери, которые ведут детей на экскурсию в лес, парк, тайгу и знакомят со своими друзьями и врагами, с образом их жизни. С большим интересом встречаются дети с куклами, которые одеваются на руку. Ведь с ними можно “общаться”, т.к. они кивают головой, наклоняются, хлопают руками и т.п. Если таких кукол несколько, то с их помощью разыгрываются речевые ситуации, драматизация прочитанного на уроках чтения и развития речи, а на уроках ознакомления с окружающим миром – сценки нравственного характера. Неизменный интерес вызывают сюжетно-ролевые игры, связанные с профессией, в которых ребенок действует как взрослый. В зависимости от ситуации это могут быть индивидуальные и коллективные игры. Например, “Я – учитель”, “Я – почтальон”, “Мы – путешественники”, “Мы – строители”.Использование занимательного материала на уроках. В.А. Сухомлинский ратовал на то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ними дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять не развитие ребенка и в учебном процессе школы. Использование занимательного материала , игровых ситуаций на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений , игр может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках познания мира вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их. Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении. Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включения в урок и игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи - шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Игра формирует устойчивый интерес к учению и снимает напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму. Она отличается одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса - мышления, внимания, памяти и т.д. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто вернее и быстрее? , Не зевать!, Отвечай сразу!, Получи сдачу! и т.д. Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Игра "Поймай рыбку" (при закреплении таблицы умножения). Игра эта проста, но она позволяет в игровой форме повторять таблицу умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными и быстрыми. Многие игры и упражнения строятся в а материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний, Например, дается самостоятельная работа в виде игры "Кто первый полетит в космос?" Поскольку эта игра, учащиеся чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с задание - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к её решению для каждого» ученика оказывается разная. Так, хорошо подготовленным ученикам предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение, слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить её решение.
Объясняется цель игры: тот, кто решит задачу, может считать космонавтом, т.к. для того чтобы полететь в космос, надо хорошо знать математику. На таких уроках ставится цель привития любви к предмету у учащихся с сильными и слабыми математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть космонавтами. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету. Чтобы она выполняла эту цель, при её организации необходимо придерживаться следующих положений: 1. Правила игры должны быть простыми и точно сформированными. Материал игры посилен для всех детей. 2. Дидактический материал прост и по изготовлению и по использованию. 3. Игра интересна только в том случае, если в ней принимают активное участие все дети. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре. 4. Подведение результатов игры должно быть четкам и справедливым , так как хорошая игра похожа на хорошую работу. Вот почему игре уделяется должное внимание в учебно-воспитательном процессе детей. В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. На уроках где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работе. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры и игровых ситуаций нет и не может быть полноценного развития личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
1.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
2.Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвей, 1998.
3.Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды - М., Педагогика, - 1989.