Брошюра для педагогов по работе с детьми из неблагополучных семей


В помощь педагогам.
«Виды психолого-педагогической помощи детям из неблагополучных семей»
544195262255
Практический материал
Яр-Сале
2012
Характеристика неблагополучных семей и виды помощи педагогов
Алкогольная семья
Тип выживания Характеристика проблемы Возможная помощь педагогов
"Герой семьи" Сверхответственность, контроль над ситуацией в семье, пониженная самооценка, чувство одиночества Убеждать, что не стоит приносить в жертву семье свои занятия в кружке, общение с друзьями. Не ставить в ситуацию, когда от него ждут слишком многого. Учить радовать себя, развивать психическую гибкость, помогать распознавать добрые чувства. Поощрять успехи, быть рядом после неудач.  Не советоваться с ребенком по вопросам сохранения семьи
"Возмутитель спокойствия" ("козел отпущения") Непоседа, синдром детской гиперактивности, неосознанно вбирает в себя все несчастья семьи и показывает их миру. В психологическом портрете чувство отверженности Напоминать ребенку, что вы недовольны определенными моментами его поведения, но не им самим, чаще обращайтесь к его внутреннему переживанию. Четко и ясно называйте ему правила поведения, объясняйте, почему поступать надо так , а не иначе. Хвалите его за любой положительный поступок. Попробуйте поставить его в позицию лидера. Помогайте ему выразить свои чувства.
"Талисман" Юморист, вжился в роль шута горохового, раздвоенный психопатический портрет: клоун и страх, гнев, стыд. Неуверенность в себе. Надо учить ребенка открыто, выражать свои чувства, помочь найти друга, индивидуальное внимание, доверие, объяснять ребенку, что нормально испытывать гнев, печаль, негодование.
"Потерянный ребенок" ("девочка – сущий ангел") Любит помогать оказавшимся в беде. Не по годам самостоятельна, не жалуется, не рассказывает о проблемах. Чересчур тихая и положительная. Когда ситуация в семье накаляется – преображается, появляется ярость. Живет мечтами. Хочется родительской любви Нельзя принуждать ребенка жить в "куче". Поощряйте ребенка, побеспокойтесь, чтобы были занятия по душе. Работа или игра для ребенка "потерянного" незримо лучше. О победах ребенка рассказывайте другим, показывайте рисунки, поделки. Записывайте, сколько раз вы к ребенку обратились и сколько произнесли позитивных реплик.
Криминально аморальный
Характеристики Возможная помощь педагогов
Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях). Ребенка из такой семьи ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований. Создать условия для переживания школьником ситуации успеха и связанных с этим положительных эмоций, закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.
Скажите ребенку, подвергшемуся насилию;
Я тебе верю.
Мне жаль, что с тобой это случилось
Это не твоя вина.
Хорошо, что ты мне об это сказал (а)
Я постараюсь сделать так, что бы тебе больше не угрожала опасность
Аморально асоциативная
Эти семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущими по принципу «цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешняя обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благоприятной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижениями. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим исключительно моральным представлениям, также оказывает на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации . Вместе с родителем анализировать ситуацию, прогнозировать результат, подкреплять жизненными примерами. Намечать программу по повышению педагогической компетенции.
Методы повышения педагогической компетенции родителей: день /неделя, месячник/ правовых знаний, родительские собрания, лекторий, семинары, тренинги для родителей, выступление узких специалистов /инспектор КДНиЗП, психолог, социальный педагог, инспектор по охране прав детства ит.д./. Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой). Через повышение социально – культурного уровня родителей учить видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути. предупреждения дезадаптивных форм поведения. Организация системного родительского просвещения: сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методах воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношении в группе, о выявленных способностях в текущих делах и т.п.
Конфликтная
Личные взаимоотношения супругов строятся, по принципу конфликта отчуждения.
Конфликтные семьи «шумные», скандальные, где повышенные тона, раздражительность становится нормой взаимоотношений супругов.
Конфликтные семьи «тихие», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений. Ребенок в конфликтной семье испытывает чувство незащищенности, приводящее к патологическому страху , постоянному напряжению, замыканию в себе, не умению общаться со сверстниками.
Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок.
Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам.
Педагогически несостоятельная
Это семьи наиболее труднодоступны для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной работы.
Родители не придают значения проступкам детей.
Отношение родителей с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав».
Родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка.
Родители не доверяют своим детям, подвергают их к оскорбительному тотальному контролю.
Родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями.
Родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность.
Родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Коррекция детско-родительских отношений через тренинговые занятия, просветительские формы работы. Необходимо дать, ребенку почувствовать, что он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут, и занимает очень важное место в коллективе и соответствует этому месту.
Диагностический блок по изучению
личности подростка
Анкета для подростка
 
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Отвечая на вопрос, обводите номера вариантов, которые Вам больше подходят и там, где предлагается письменный ответ, напишите его. 
 
1. Сколько Вам полных лет? ________ Ваш пол: а) мужской б) женский
 
2. Чем Вы обычно занимаетесь в свободное от учёбы время?
1) Читаю книги (назовите две любимые)_______________________________________________________
2) Занимаюсь самообразованием, готовлюсь к поступлению в…
3) Смотрю телепередачи (назовите две любимые) ________________________________________________________________
4) Смотрю фильмы, в основном, в жанре:_______________________________________________________
5) Слушаю музыку (назови две любимые группы) _____________________________________________________________
6) Зарабатываю деньги (каким образом) _____________________________________________________________
7) Обучаюсь делу, профессии (какой) ________________________________________________________________
8) Гуляю по улице, общаюсь с друзьями
9) Занимаюсь спортом (каким?) ________________________________________________________________
10) Хожу на кружок, клуб (какой?) ________________________________________________________________
 
3. Как часто Вы пропускаете без уважительной причины уроки в школе?
1) постоянно (почти что каждый день)
2) часто (5-7 уроков в неделю)
3) редко (2-3 урока в неделю)
4) практически не пропускаю
 
4. Как Вы считаете, почему подростки пропускают занятия в школе?
1) Их часто выгоняют с уроков за поведение
2) Думают, что есть дела и поважнее школьных уроков
3) К ним плохо относятся сверстники: смеются над ними, издеваются
4) Не видит смысла в учёбе, – всё равно эти знания не пригодятся в жизни.
5) Учителя не ценят этих ребят, не заслуженно ставят плохие оценки
6) Родители не следят за делами детей, - вот они и прогуливают школу
7) Учителя часто придираются по пустякам, делают не справедливые замечания
8) В школе не интересно, не где себя проявить
9) Дома родители контролируют каждый шаг, а в школе можно «выпустить пар»
10) В школе им угрожают «плохие ребята», требуют деньги
11) Учителя плохо смотрят за дисциплиной в классе
12) Слишком сложная программа, чуть пропустил и уже не догонишь
 
5.Что лично Вам нравиться в школе?
1) Учиться, получать знания
2) Общаться со сверстниками, друзьями
3) Участвовать во внеурочной деятельности (кружки, секции, творческие мероприятия)
4) Общаться с интересными людьми (педагогами, наставниками, тренерами)
5) Отношение учителей, администрации школы
6) Возможность проявить свои способности
7) Возможность получить навыки, которые пригодятся в жизни
8) Другое (напиши) __________________________________________________________
 _____________________________________________________________
6. Уходили ли Вы когда-нибудь из дома?
 а) Да
 б) Нет
 
7. Если да, то как часто Вы это делали?
1) очень часто (более 5 раз)
2) часто (от 3 до 5 раз)
3) редко (1 – 2 раза)
 
8. Как Вы считаете, почему подростки уходят (убегают) из дома?
 (отметьте один или несколько пунктов)
1) Не хватает знаний, опыта для того, чтобы разрешить сложную ситуацию
2) Хотят быть независимыми, ищут приключений на улице
3) Не находят поддержки и понимания у родственников
4) Из-за серьёзной психологической травмы (смерть родственника, развод родителей)
5) Хотят хоть немного заработать для себя и семьи
6) Родители не заботятся о детях, не обращают на них внимания
7) Из-за постоянных конфликтов в семье
8) Потому что их родители когда-то сами росли и воспитывались на улице
9) Получают много запретов и нареканий от родителей
10)  Дома их бьют, унижают
11)  Их «подталкивают» на это другие ребята
12)  Боятся, что их накажут за совершённый проступок или не хотят огорчать родителей
 
9. Как Вы считаете, какие группы людей часто нарушаются права школьника:
1) учителя
2) администрация образовательных учреждений
3) сверстники, одноклассники
4) родители
5) медицинские работники
6) работники сервисных служб (в магазинах, в автобусах)
7) работники милиции
8) «общаг», криминальные структуры
9) свой вариант ответа ______________________________________________________
 _________________________________________________________
10.  Кто на Ваш взгляд мог бы эффективно, выступая в качестве посредника, заниматься разрешением конфликтов в школе:
1) школьный психолог или социальный педагог
2) директор школы
3) зам директора по воспитательной работе
4) команда «школьных миротворцев» из числа подготовленных педагогов и старшеклассников, имеющих влияние и авторитет
5) школьный инспектор
6) подростки сами разберутся
7) конфликтолог, приглашённый со стороны специалист
8) ваш вариант __________________________________________________________ ______________________________________________________
 
11. Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы жизнь подростков стала лучше?
________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Методика изучения личности социально дезадаптированного
подростка и его ближайшего окружения
 
1. Здоровье ребёнка:
Хорошее – 5; удовлетворительное – 4; слабое – 3; хронические заболевания – 2; инвалидность – 1.
2. Общественная активность:
Организатор коллективных творческих дел – 5 активный участник коллективных дел - 4 пассивный участник общих дел – 3 в общественной жизни класса не участвует - 2 бойкотирует коллективные мероприятия – 1
3. Состав семьи:
Мать и отец – 5; мать и отчим – 4; одна мать – 3; отец и мачеха (опекун) – 2; нет родителей – 1;
4. Моральный климат в семье:
Семья ведёт здоровый образ жизни – 5; один из родителей склонен к выпивкам – 4; оба родителя регулярно выпивают скандалят – 3; частые дебоши, запои, аморальное поведение – 2; аморальный образ жизни, алкоголизм – 1.
5. Потребности семьи:
Семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей – 5 духовные потребности недооцениваются – 4 для семьи характерна идейная индифферентность (безразличие) – 3 в семье преобладают стяжательские настроения – 2 семья живёт на нетрудовые доходы, родители преследуют корыстные цели – 1
6. Характер эмоциональных отношений в семье:
Атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки – 5; отношения ровные, но без эмоциональной близости – 4; эпизодически возникающие конфликты – 3;  эмоционально-холодные, отчуждённые отношения – 2; конфликтные отношения – 1
7. Отношения со сверстниками:
Общение на основе общих интересов и совместных занятий со сверстниками – 5,  проведение совместного досуга и отдыха – 4,  общение на основе пустого времяпровождения – 3,  асоциальные группы с проявлениями девиантного поведения (выпивки, драки и др.) – 2,  криминогенные группы, участвующие в кражах, угонах – 1.
8. Наличие жизненных планов и профессиональных намерений:
Проф. планы и намерения чётко выражены, идёт подготовка к будущей профессии – 5,  планы и намерения в основном определились, но подготовка к профессии не ведётся – 4,  планы не определённые или не совсем реальные – 3,  планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности – 2,  планы и намерения отсутствуют из-за циничного отношения к труду – 1.
9. Степень сознательности в учебной деятельности:
Отношение к учёбе сознательное, увлечённое, добросовестное – 5,  отношение в целом сознательное, добросовестное, но интерес проявляется не ко всем предметам – 4,  учится добросовестно, но без увлечения, не ради знаний – 3,  учится «из под палки», под контролем взрослых – 2,  отношение негативное, к урокам не готовится, часто прогуливает – 1.
10.  Уровень развития полезных интересов, знаний, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и т.д.).
Глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной социально полезной деятельности – 5,  интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в ЗУНах – 4,  интересы не глубокие, формируются больше под чужим влиянием – 3,  интересы не устойчивые, поверхностные, развлекательного характера – 2,  безразличие к полезной деятельности, преобладание пустого времяпровождения – 1.
11.  Отношение к педагогическим воздействиям:
Адекватно реагирует на замечания, корректирует своё поведение – 5,  к замечаниям педагогов склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает правильно – 4,  избирательное отношение к педагогическим воздействиям, в зависимости от характера отношений с педагогами – 3,  неприятие воспитательных воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования – 2,  резкая, грубая форма неприятия любых замечаний – 1.
12.  Способность считаться с общими интересами и нормами.
Развитое чувство товарищества, справедливости и взаимопомощи – 5; с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением – 4; внешне конформное поведение, но не живёт интересами коллектива – 3; к общественному осуждению относится равнодушно – 2; бравирует своим негативным отношением к нормам жизни в классе – 1.
13. Способность морально оценивать поступки сверстников:
Активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними – 5; способен различать хорошие и плохие поступки, поведение, осуждать и одобрять их – 4; равнодушное отношение к нарушениям общественных норм – 3; в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности, в соответствии с ними оценивает поступки окружающих – 2; открытое неприятие норм и правил общественной жизни, одобрительное отношение к циничным, антиобщественным поступкам – 1.
14. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.
Самоанализ и самокритичность ярко выражены и являются основой программы по самосовершенствованию и самовоспитанию – 5; самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию – 4; самоанализ и критическое отношение к себе выражены слабо – 3; может иногда и на короткое время задуматься о своём поведении под влиянием осуждения окружающих – 2; навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развивать – 1.
15. Отношение к окружающим, способность к сопереживанию.
Высокоразвитая действенная эмпатия, способность сопереживать чужой боли, чуткое реагирование на состояние других – 5; эмпатия и сопереживание выражены, но чаще проявляются к родным и товарищам – 4; делит людей на чужих и своих, к «чужакам» проявляет чёрствость и невнимательность – 3; способен совершать жестокие поступки за компанию, под влиянием других, способность к сопереживанию выражена очень слабо – 2; проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным – 1;
16. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию.
Сильные волевые качества, направленные на позитивные начинания, развитая саморегуляция, способность направлять коллективные и общественно-полезные действия – 5; хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера – 4; стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, принятия решений, сопротивления среде – 3; слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая регуляция поведения – 2; Сильные волевые качества и саморегуляция используются в антиобщественных целях – 1. 
 17. Культура поведения. Внешний вид, культура речи и поведения.
Эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, культуре речи – 5; аккуратный внешний вид, присутствует чувство вкуса и культура поведения – 4; безразличие к внешности, отсутствие эстетических представлений о культуре речи и поведении – 3; безвкусица в одежде, бравирование псевдомодной одеждой, причёской, вульгарность манер – 2; одежда и причёска запущенные и грязные, отсутствие культурных навыков поведения, примитивная речь – 1.
 18. Отношение к алкоголю.
Активная и зрелая позиция в борьбе с алкоголизацией и наркоманией – 5; осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда психоактивных веществ – 4; нейтральное, терпимое отношение к алкоголю и токсическим веществам, непонимание вреда, который они приносят – 3; эпизодическое употребление алкоголя или токсических веществ – 2; злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков и психоактивных веществ – 1.
19. Отношение к курению.
Активное сознательное неприятие курения, как в отношении себя, так и своих товарищей – 5; осознанный, самостоятельный отказ от курения – 4; воздержание от курения, благодаря запретам родителей или учителей – 3; эпизодическое курение, в основном в компании сверстников – 2; закрепившаяся привычка к курению – 1.
20. Отношение к нецензурным выражениям.
Активное стремление к очищению речи и языка от сквернословия – 5; осуждение сквернословий, отсутствие в речи нецензурных выражений – 4; эпизодическое употребление нецензурных выражений «по случаю» – 3; привычное сквернословие в кругу сверстников – 2; сквернословие, употребление нецензурных выражений в присутствии взрослых – 1.
Интерпретация данных:
Менее 60- низкий уровень адаптации.
60 – 80 баллов - средний уровень
От 80 и выше высокий уровень
«Позитивная педагогика»
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИЙ УСПЕХА
в практической деятельности учителей
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к учебным занятиям.
Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, открытая поза и доброжелательная мимика создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.
Операция Назначение Речевая парадигма
Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах - Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться.
- Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения.
- Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили
Авансирование успешного результата Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей - У вас обязательно получиться…
- Я даже не сомневаюсь в успешном результате
Скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности Помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания - Возможно, лучше всего начать с…
- Выполняя работу, не забудьте о…
Внесение мотива Показывает ребенку, ради чего или кого деятельность совершается Без тебя ребятам не справиться
Персональная исключительность Обозначает важность усилий ребенка - Только тебе я могу доверить…
Мобилизация активности Обозначает важность усилий ребенка - Только тебе я могу доверить…
Высокая оценка какой-либо детали Помогает эмоционально пережить успех - Тебе особенно удалось…
-317517780
Внимание! Лишь в ситуации успеха раскрываются все удивительные индивидуальные качества. И в ситуации триумфа личности вырастает уверенность в своих силах. Внимание каждому – база для благоприятного положения в группе.
Как поддерживать детей…
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:1. Опираться на сильные стороны ребенка.2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.6. Проводить больше времени с ребенком.7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.9. Уметь взаимодействовать с ребенком.10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.12. Принимать индивидуальность ребенка.13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.14. Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:- Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?- Это серьезный вызов, и я уверен, что ты готов к нему.- Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.- В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе преодолеем трудности.Слова, вызывающие разочарование:- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты бы мог сделать это гораздо лучше.- Ты мог бы больше постараться, когда выполнял работу.- Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам сделаю.- Ты еще маленький, чтобы делать такую работу.Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом случае она может поддержать ребенка, который опасается, что он не соответствует ожиданиям взрослых. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке сделать что-то самостоятельно или небольшом прогрессе. Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха. Он получает удовольствие от себя.
Поддерживать можно посредством:• Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай).• Высказываний ("Я горжусь тобой!", "Мне нравится, как ты работаешь", "Это действительно прогресс!", "Я рад твоей помощи", "Все идет прекрасно", "Я рад, что ты в этом участвовал", "Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал").• Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).• Совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);• Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Успех – методическая основа, обеспечивающая активность и, как следствие, развитость ребенка. Нет успеха, нет развития.

Один из вариантов организации порядка в классе:
« Сильные мальчики смогут поднять стулья и выровнять ряды. Аккуратные девочки смогут вымыть доску и протереть подоконники. Внимательные помощники соберут мелкий мусор…»
Рассмотрим еще одну ситуация « взял чужую вещь»
5528310360045Реакция первая: « Ах, ты, ворюга! Иди сюда, выпорю, чтобы знал, как воровать!»
Реакция вторая: «Понравился ключик? И не смог удержаться? А каково тому, у кого была эта красивая вещь, а теперь ее нет?! Не успел подумать?..Пойди верни… Хочешь, пойдем вместе? Отдадим. Объясним. Извинимся…» И уже по дороге: «Люди, чтобы удержаться, придумали правило: «неприкосновенность личности». И моя, и твоя личность неприкосновенны…»
Две реакции воспитателей – две судьбы ребенка.
Ты отчий дом, являешься основой всякого истинного, естественного воспитания человека. Отчий дом, ты школа нравов и государства!
И. Пестолоцци
-205740-2032000