Моё выступление на семинаре Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ


Зайченко Валентина Васильевна,
учитель математики
ГБООУ РХ «Боградская санаторная школа-интернат»
Использование коррекционно-развивающих упражнений для развития математической речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики
Математика в системе специального обучения обладает мощным коррекционно - развивающим потенциалом всех высших психических функций, в том числе и речи.
Проблема формирования речи у умственно отсталых детей - одна из центральных в специальной педагогике. Огромное влияние на ее развитие оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи обучающихся. На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:
1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.
2. Поднимать уровень развития речи учащихся, т.к. речь является средством мышления.
Развитие речи у учащихся - процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому учитель на уроках математики, сообщая новый материал, включает в него и те новые слова, которые являются понятиями. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при решении конкретных учебных задач. И здесь уместно включать в учебный процесс коррекционно-развивающие упражнения.
Формы, приёмы и виды работы по коррекции речи разнообразны. Их трудно классифицировать по выделенным направлениям, потому что они дополняют друг друга, логически связаны друг с другом:
словарно-орфографическая работа;
развитие словесно - логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
развитие навыка группировки и классификации;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
формирование навыка анализа и синтеза;
коррекция и развитие устной и письменной речи.
Рассмотрим некоторые коррекционно - развивающие упражнения, которые можно применять на каждом этапе урока.
1. Организационный   момент.
Быстрота   и   четкость   его      проведения свидетельствуют о высокой организованности учащихся.  Можно использовать следующие упражнения:
«Первым сядет тот, кто назовет...» . Варианты заданий различны и могут      варьироваться   от урока к уроку, в зависимости от темы;
- «Найди лишнее»; «Найди различия»; «День и ночь»; Математические разминки, связанные с датой, временем года, названием месяца, дней недели и т.д.
2.  На этапе проверки домашнего задания, которая может проводиться в начале, середине, конце урока, можно использовать следующие упражнения (заданиядля проверки зависят от темы урока и состава класса):
прочитать примеры по- разному ;назвать  только четные (нечётные) числа, которые получились в ответах;
назовите самое большое (маленькое) число, которое получилось в ответах;
ответы первого столбика увеличить в 10 раз.
найти сумму чисел, полученных в ответах второго столбика;
из записанных на доске чисел выбрать те, которые являются ответами 1 столбика
и т.д..3. При устном счёте уместно проводить упражнения в слуховой, зрительной форме. Например:
«Математические бусы», «Круговые примеры», «Ответы убежали» и т.д.;
«Геометрическая мозаика»:
Найди сумму (разность, произведение, частное) чисел, записанных на одинаковых фигурах (по форме, по цвету);Найди лишнюю фигуру и увеличь (уменьши) число на данной фигуре в … раз, на … единиц;
Математические диктанты (на слух, по карточкам) – при проверке правильность ответов доказать
4. Работа над темой урока
На данном этапе урока по коррекции речи учащихся использую следующее:
1. Словарно-орфографическая работа - уточнение и обогащение словаря, введение и закрепление математической терминологии, работа над правильным произношением и написанием математических терминов.
Например:
"Перепутанные буквы" - ЛИ-ДЕ – ТЕЛЬ (делитель), МОЕ - ГА-СЛА – Е (слагаемое);
"Найди слово" – ВАСПРУММРТДА (сумма); КРПООНТАЫЦЫЕ (проценты) и т.д.;
«Буквы разбежались» - собрать названия компонентов действия сложения, вычитания, умножения, деления:
с в ыыт де
у л а г ыу на и а зе л и
ч т нж пьо
л м ж а и шьре шо рм зл о и дм т я
и ьс прв е
«Назови тему урока» - ГРТЬЛМДРОБИКУСВЧ;
«Угадай следующий этап урока»;
2. Работа с задачами:
Уточнение словаря в задачах, анализ содержания задачи, умение формулировать вопросы и ответы, объяснять ход решения задачи, составлять план решения задачи. Умение составлять задачу по краткой записи, картине, таблице, схеме.

3. Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью:
Ответы на вопросы  учителя, комментирование  выполняемых действий, речевая отработка алгоритмов действий по опорным схемам, речевым моделям, образцам высказываний, плану, инструкции.
Например:
План ответа:
Назвать число.
Это число 1, 2, 3: значноеВ этом числе: единиц :десятков :..сотен ::
Это число (чётное, нечётное)
Это число (простое, составное).
Опорная схема "Сравнение десятичных дробей".
1.  Сравни целые части. 7,5 < 8,03
2.  Сравни десятые доли. 5, 362 > 5, 198
3.  Сравни сотые доли. 17, 349 < 17, 351
4.  Сравни тысячные доли. 57,036 > 57, 035
4. Речевая модель ответа: По опорной таблице даётся речевая модель ответа. Отвечая на поставленный вопрос, ученик самостоятельно формулирует ответ, сверяясь с опорной схемой.
Например: алгоритм нахождение неизвестного слагаемого:
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно от …
Например: алгоритм нахождения неизвестного вычитаемого:
- Как найти неизвестное вычитаемое?
- Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из… вычесть …
5. Развитие словесно- логического мышления:
Установление логических связей и их объяснение (например, соотношения в задачах: «увеличить на» «уменьшить на», «увеличить в несколько раз, процентные соотношения). Работа с чертежами на уроках, решение задач на движение, вычисление цены, количества, стоимости, использование межпредметных  связей, умение работать с тестами. А также:
Выделение признаков предметов.
Из каких цифр состоит число 54?;
С какой цифры начинаются числа 27, 95, 14, 462?
Указать признаки чисел 3, 34, 341.
Узнавание предметов по заданным предметам.
Вставь пропущенные числа 5, 15 …, 35, 45, …;
Найди пропущенное число 11 + … = 30;
Сколько у фигуры вершин? Из скольких отрезков она состоит?
Как называется эта фигура?
Сравнение двух или более предметов.
• Чем похожи числа 2 и 21, 55 и 150, 31 и 38;
• Чем отличается треугольник от четырёхугольника;
•Общие признаки и отличия 5 и 15, 12 и 21, 8 и 18, 20 и 10.
Умение давать словесную характеристику классов в готовой классификации.
• По какому признаку разделены кружки (цвету, размеру, цвету и размеру):
• Какая фигура лишняя? Докажите.
Формирование умения делить объекты на классы.
• Разделите на две группы числа: 2, 13, 3, 43, 6, 55;
• Назовите группы чисел одним словом: 2, 4, 6, 8 – это …; 1, 3, 5, 7, 9 – это ...;
6. Письменная речь:
Умение записывать дату, тему урока, заголовок.
Умение списывать с доски.
Умение записывать вопросы, пояснения, ответ к решению задачи.
Умение писать математические термины.
Умение работать с тестами.
5. Итог урока: - Метод незаконченного предложения:
Мне на уроке понравилось …..
На уроке мне было трудно ….
Я понял правило (способ) … и т.д.
Вывод: Развивая математическую речь учащихся, мы развиваем мышление умственно отсталого ребёнка, обогащаем его словарь, осуществляем коррекцию недостатков общего развития речи.
Список литературы
1. Создание комфортных условий на уроках математики в специальных школах.// Богдан В.В. Дефектология, 1997, №3.
2. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2007. – 128с.
3. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология, 1991, №5.
4. Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у
умственно отсталых школьников. – Ленинград, 1988. – 70 с.
5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред.Б.П. Пузанова – М.: Академия, 2003. - 35с.
6. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1984.
7. Шабанова А.А. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 – 2 классов начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2006. – 265с.
8. Развитие речи учащихся на уроках математики во вспомогательной школе. Эк В.В. // Дефектология, 1986, №6.