Конспект урока русского языка по теме: Правописание о и ё (е) после шипящих в окончаниях и корнях имён существительных.


Конкурс методических разработок
Проект урока русского языка
по
УМК «Перспективная начальная школа»
4 класс
по теме: Правописание о и ё (е) после шипящих
в окончаниях и корнях имён существительных.
Учитель начальных классов:
Кулакова Марина Борисовна
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Вологда 2014
Предмет: Русский язык в 4 классе по УМК «Перспективная начальная школа».
Тема: Правописание о и ё (е) после шипящих в окончаниях и корнях имён существительных.
Тип урока: Урок обобщения и изучения нового.
Цель урока: создать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины написания о и е в окончаниях и корнях существительных после шипящих; формировать у учащихся систему об орфографических правилах правописания о и е после шипящих в окончаниях и корнях существительных.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после шипящих  в окончаниях  и корнях имен существительных.
2. Сформировать умение видеть места применения правила написания о и е в окончаниях и корнях существительных после шипящих
3. Учить применять, выработанный на уроке алгоритм, при правописании О-Е после шипящих  в окончаниях  и корнях имен существительных.
Развивающие:
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения)
Способствовать развитию навыка грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, развития наблюдательности;
Воспитательные
Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: печатные листы для групповой работы; карточки для парной работы; индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.
Ход урока
№ п/пЭтапы урока, задачи в деятельности обучающихсяДеятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I Организационный момент. (Корректурная проба.Создание эмоционального фона урока.)На доске и на карточках:
ч н щ ш н ж н ч н н щ ш н ж н щ ш н ж н ч
Задание: вычеркнуть букву н.
-Чему мы учимся, выполняя данное упражнение?
- Повторяйте за мной: Я буду предельно внимателен на уроке, я успею сделать всё.
- Я желаю сегодня на уроке вам успехов и приобретения знаний.  
 
-Самостоятельная работа детей.
- Быть внимательными. Личностные УУД:
умение организовать себя на уроке,
формирование положительных моментов учения,
ценностные установки, нравственные ориентации
II
  Актуализация знаний учащихся.
(Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.) - Какие буквы остались не вычеркнутыми? Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?
- Над какой темой мы будем продолжать работать сегодня на уроке?
- Что ещё нужно уточнить в формулировке темы урока?
- На доске записаны словосочетания, прочитайте их.
- Какое задание можно выполнить с этими словосочетаниями?
- Дополните тему урока, учитывая орфограммы по которым вы делили данные словосочетания на группы.
- Сформулируйте задачи урока, опираясь на его тему. Т. о. спланируем работу на уроке: что нужно повторить и узнать.
Опорные слова на доске:
Повторить…
Узнать…
Учиться …
- ч щ ш ж -
Шипящие.
 
 - Правописание о и ё (е) после шипящих…
 
- В какой части слова находится данная орфограмма и в какой части речи.
- Тихий шёпот, закрыть туч_й, любовались рощ_й, бархатная шёрстка, тонкая жёрдочка, играть камыш_м, красивая расчёска, пользовались нож_м, ровный шов, угостить калач_м, спортивные шорты.
-Разделить на две группы: сущ. + прил., сущ. + глаг.;
Или написание о и ё (е) после шипящих в корне и окончании существительных.
- Правописание о и ё (е) после шипящих в окончаниях и корнях имён существительных.
1.Повторить правило правописания о и е после шипящих в окончаниях имён существительных.
2.Узнать правило правописания о и ё (е) после шипящих в корнях имён существительных.
3.Учиться правильно писать о и ё (е) после шипящих в окончаниях и корнях имён существительных. Познавательные УУД:
ориентирование в своей системе знаний, умение
находить и выделять необходимую информацию, постановка и формулирование проблемы, умение сравнивать и называть критерии для сравнения.
Коммуникативные УУД: понимание речи других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение владеть монологической формой речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка.
Регулятивные УУД: определение и формулирование цели деятельности на уроке, планирование своей деятельности на уроке, определение последовательности действий на уроке.
III Систематизация и обобщение знаний учащихся. (Систематизировать понятия.Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.)- Сначала выполним первую задачу. Составьте опорную схему о правописании о и е после шипящих в окончаниях имён существительных. Работаем в парах. Расскажите друг другу в паре правило по составленной опорной схеме.
- Запишите словосочетания с орфограммой правописание о и е после шипящих в окончаниях имён существительных, предварительно оценив свою работу на волшебной линеечке.
- Проверяем работу, поменяйтесь тетрадями.
- Оцените работу соседа на волшебной линеечке.
- У кого самооценка совпала с оценкой соседа, у кого выше, у кого ниже?  
 
 
 
 
 
  ׳
 
О
- Ж
Ш
Е
Ч
Щ- Самостоятельная работа детей.
- Взаимопроверка. Познавательные УУД:
ориентирование в своей системе знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Коммуникативные УУД: понимание речи других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение владеть диалогической формой речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка.
Регулятивные УУД: умение выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала,
осуществление самоконтроля, умение отличать верно выполненное задание от неверного.
IV Работа по учебнику.
Проверка усвоения изучаемого материала.
- Откройте учебник на с.137 упр. 106. Какое задание нужно выполнить?
- Откройте обратный словарь. В какой форме надо записать имена существительные, чтобы в них была изучаемая орфограмма?
- Запишите несколько слов, предварительно поставив их в форму родительного падежа единственного числа.  

 – Поработать с обратным словарём. 
 
– В форме родительного падежа единственного числа.
 
 
- Самостоятельная работа детей. Познавательные УУД:
ориентирование в учебнике и своей системе знаний. Регулятивные УУД: умение отличать верно выполненное задание от неверного, осуществление самоконтроля.
V Физминутка. Эмоциональная разгрузка - Сейчас вы будете говорить по одному слову, из тех которые выписали, класс в это время выполняет движения: если в окончании пишется буква о – вы хлопаете, а если е – то приседаете.
- Дети зачитывают по одному слову, остальные выполняют движения. Регулятивные УУД: умение отличать верно выполненное задание от неверного, осуществление самоконтроля.
VI Работа над новым материалом. Работа в группах. - Спишите оставшиеся словосочетания с орфограммой правописание о и ё (е) после шипящих в корнях имён существительных, разбив их на две группы. Составьте опорную схему правописания о и ё (е) после шипящих в корнях имён существительных. Работаем в группах.
- К каким выводам вы пришли?
- Как нам проверить наши предположения?
- Прочитайте правило в учебнике.
- Вывод: проблема в корне? Не зевай, ё на е скорей меняй!  

- Работа в группах.
- Проверка: от каждой группы представители отвечают по одному ответу.
Ж
Ш О
Ч Ё ЕЩ- По учебнику. Познавательные УУД:
ориентирование в своей системе знаний, умение находить и выделять необходимую информацию, моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
Личностные УУД:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, стимулирование и развитие любознательности и потребности в познавательной информации.
Коммуникативные УУД: понимание речи других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение владеть диалогической формой речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка.
VII Оценка уровня усвоения темы.
Работа в парах. Проверка усвоения изучаемого материала.
Развитие речи. - Выполним тренировочное упражнение в парах на листочках, которые лежат у вас на партах. Какое задание нужно выполнить?
Пч_лка- Беч_вка- Ч_лка- Ш_рох- Ж_лудь- Ш_колад- Ш_пот- Щ_лка- Ш_фёр- Щ_чка- Реш_тка- Ж_кей-
- Предварительно оцените свою работу на волшебной линеечке.
-Проверяем вашу работу.
- Объясните значение слова жокей. Составьте с данным словом предложение.  

- Вставить пропущенные буквы в корнях имён существительных после шипящих, подобрать проверочные слова.
- Работа в парах.
- Ответы детей с доказательством.
- Жокей – профессиональный наездник. Познавательные УУД:
ориентирование в своей системе знаний. Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля, умение отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные УУД: понимание речи других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
VIII Итог урока.
Рефлексия. Обобщение знаний о правописании о и ё (е) после шипящих в окончаниях и корнях имён существительных. – Над какой темой сегодня работали на уроке?
- Все ли задачи урока выполнили?
– Как правильно писать буквы о и ё (е) после шипящих в окончаниях и корнях имён существительных.
- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?
- Как вы считаете, надо ли ещё работать над данной темой?  
 
 
Личностные УУД:
умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля, умение давать оценку деятельности на уроке, выделять и осознавать то, что усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: понимание речи других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.