Выступление на МО учителей начальных классов на тему Формирование читательской самостоятельности младших школьников



ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

На Первом Российском литературном собрании, проходившем в Российском университете дружбы народов В.В.Путин отметил, что «главная и, уверен, общая тревога – это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди молодёжи. Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почётное звание. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причём отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут». Нельзя с этим не согласиться. Ситуацию, конечно же, нужно исправлять и в первую очередь, начиная с формирование читательской самостоятельности младших школьников, ведь читающие дети на порядок умнее своих сверстников, они лучше и быстрее запоминают новую информацию, становятся успешными в школе.
Наше время ставит перед школьным образованием проблему – дать возможность учащимся адаптироваться в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, новых профессий. И перед нами стоит задача: подготовить человека, способного ориентироваться в этом обществе, развить такие черты, как гибкость, подвижность мышления, способность к диалогу, коммуникабельность. В этом плане навыкам работы с книгой отводится особенная роль, поскольку положительные примеры, которые встречаются на ее страницах, вызывают желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогают осознать человеческие взаимоотношения и нормы поведения.
Необходимо констатировать – с каждым годом дети все меньше и меньше читают, и, что намного хуже, они гораздо меньше способны воспринимать то, что они читают. И одна из причин – это то, что наш век – век информационный. Ушли на второй план чувства, отношения, главное информация. Телевидение, компьютер, реклама - сопровождают нас повсюду.
В результате физические и психические возможности ребенка истощаются, не хватает сил на дополнительные усилия по чтению. Чтобы получить информацию есть другие способы. Чтение  книг  заменяется  многочасовым  просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают компьютеры.
Анализ материалов Интернета и  печатных статей СМИ дал следующие факты о том, что в настоящее время:
- не покупают книг 52% россиян;
- не читают их 37%;
- журналы не покупают 59%, не читают 39%;
- библиотеками не пользуются 79% россиян;
- более 40% издаваемых в стране книг не доходит до читателей;
- в районных и городских библиотеках берут книги только 18% россиян.
Эти настораживающие цифры заставляют задуматься о том, какое будущее ждет наших детей?
Из бесед с детьми моего класса и сопоставив их мнение с мнением родителей и коллег, можно выделить несколько причин нелюбви к чтению. Нет примера обсуждения книги в семье; в детстве родители не читали им сказки на ночь; дети поздно научились читать; в детскую библиотеку не записаны и часто дети не знают, что читать – это интересно!
В связи с этим вопрос формирования читательской  самостоятельности  младших школьников через умение и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС является весьма актуальным.
ФГОС НОО - основной документ начального общего образования.
Цель уроков литературного чтения в данном курсе - помочь ребенку стать читателем: подвести младших школьников к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить их читательский опыт, развить интерес к чтению и книге, сформировать читательские умения. Развитие способности воспринимать текст - произведения; понимать читаемое; воссоздавать в своем воображении прочитанное; воспроизводить текст (подробно, выборочно, сжато, творчески.И, исходя из вышесказанного, соответствующие задачи, стоящие перед учителем:
- совершенствовать навыки чтения: целенаправленная работа над
правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения;
- формирование читательских умений по работе с текстом: активация «вдумчивого чтения» умения думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения;
- обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей;
- развитие речи и формирование читательской самостоятельности, образного и логического мышления.
Таким образом, на  уроках  литературного  чтения  необходимо  обеспечить овладение типом  правильной  читательской  деятельности,  которую  условно  можно разделить на три основные группы:
1.  Техника  чтения:  правильность,  беглость,  осознанность,  выразительность.
2.  Уровень самостоятельности.
3.  Читательский кругозор.
В младшем школьном возрасте идет чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения. Проведя опрос, я выяснила, что в классе 43, 2 % детей - предпочитают только развлекательную литературу; 54% - развлекательную и познавательную; 2,8% познавательную. Положение с детским чтением надо менять. Особое место по решению данной проблемы принадлежит школе и прежде всего начальной, так как именно она начинает формировать  навыки  чтения. Этот  процесс для  ребенка  длительный  и  нелегкий,  отнимающий  у  него  много  душевных  сил  и  времени.  Пока  он  не  научится  читать  быстро  и  осмысленно, думать и сопереживать, чтение  будет доставлять ему мало радости и удовольствия.  Несформированный  навык  чтения,  как  правило,  мешает успешному  обучению  и  по  другим  предметам.
Как научить младшего школьника пользоваться формами чтения (вслух и молча) и основными видами чтения (первичным, изучаемым, поисковым и просмотровым)? Как сформировать основные читательские умения? Согласно требованиям ФГОС, через курс литературного чтения решается задача формирования читательских умений: овладение способами и видами чтения, работа с текстами произведений разных жанров, умение работать с книгой (учебной, художественной, справочной и так далее).
Одной из приоритетных задач литературного чтения начальных классов является формирование  читательской  самостоятельности, поскольку с  самого  младшего  возраста  у  учащихся  формируется  интерес  к  книге, желание  и  привычка  читать. И следует обратить внимание на наличие у младших школьников  чуткости к слову. Ребенок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые не замечают. Поэтому  читательская  самостоятельность школьников является необходимым навыком учебного труда, обеспечивающим преемственность между начальной и основной школой, где ученик будет иметь дело с объемными текстами по всем предметам.
Формирование самостоятельной читательской деятельности не может быть спонтанным, сиюминутным. Это кропотливая каждодневная работа.
Я думаю, что учитель должен быть последователен, требователен, но и терпелив.
Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников предполагает несколько этапов.
Подготовительный протекает параллельно с периодом обучения грамоте. Основная учебная задача этого периода - показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами.
На начальном этапе основной целью является цель – научить читать книгу, ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения.
Основной этап обусловлен формированием читательских интересов младших школьников. Одной из основных учебных задач этого этапа является расширение читательского кругозора, закрепление устойчивого интереса к самостоятельному чтению детских книг. В этот период читательские умения ребенка достигают такого уровня, что он самостоятельно может действовать с книгами и в мире книг. Дети познают мир книг – этот разнообразный и увлекательный мир, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя.
Для реализации этих задач учителю начальной школы необходимо ежедневно:
- совершенствовать повышение уровня техники чтения вслух и про себя;
- повышать  интерес  детей  к  чтению  художественных  произведений не только на уроках, но и во внеурочное время;
- развивать способность и желание детей свободно рассуждать о прочитанном, самостоятельно оценивать события, действия, поступки героев;
- поддерживать готовность и желание детей вступать в общение по поводу прочитанного с одноклассниками, учителем, родителями;
- стараться вызывать положительные эмоции от их собственного исполнения произведения, от процесса собственного творчества (чтение наизусть, пересказ, инсценировка произведения или его части, изготовление кроссвордов, рисунков и т.п.);
- учиться осуществлению самоконтроля и самооценки.
В помощь учителю, прежде всего заинтересованность родителей, неравнодушные работники школьных, районных, городских библиотек; создание специальных программ во многих городах России, направленных на приобщение школьников к чтению, на развитие читательской культуры.
Ведь что же дает нам чтение? Это общая грамотность и кругозор, развитие моральных навыков и умение выразить свои мысли и чувства, помощь в общении и социализации, овладение чувством языка, внимательное отношение к слову, способность различать его эмоционально-смысловые оттенки, что такое хорошо, что такое плохо.  Без чтения невозможно знать прошлое, невозможно и планировать будущее. К. Д. Ушинский сказал так: «Читать — это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое — вот в чём главное дело».
Мне кажется, необходимо, шаг за шагом, двигаться в направлении привлечения школьников к чтению:
- поместить информацию о книгах и чтении на стенах в школе;
- оформить в классе стенд «Экран прочитанных книг»;
- проводить еженедельные 20-минутки «что нового вы узнали о книгах и чтении?», обзор любимых журналов и газет;
- разместить книги, газеты, журналы в классе, в свободном доступе;
- совместно с учащимися создавать информационные листки об интересных, полезных книгах;
- предложить сочинить историю, основанную на фактах из своей жизни или подобрать материал по жанрам, интересам, темам для младших учеников;
- регулярно организовывать встречи в школьной и детской библиотеках, затронуть вопросы комплектования и подписки;
- провести анкетирование по данной теме среди детей и родителей;
- обсудить с родителями результаты анкетирования на родительском собрании;
- дать рекомендации по привлечению ребенка к активному самостоятельному чтению.
Если творчески использовать различные методические приемы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса, применять их на уроках, во внеклассной работе, а также в работе с родителями, то можно помочь детям полюбить уроки чтения, научить их читать быстро, с удовольствием и желанием.
Время не стоит на месте и  роль компьютера и телевизора в получении  информации, восприятия окружающего мира, с  каждым  днем  становится все  заметнее. Но чтение остается одним из способов интеллектуального развития  личности  ребенка.  Только  оно  дает  возможность  ребенку  более глубоко и  точно  воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.
Давайте, поможем ему в этом!
Использованная литература:
1. О.Б.Даутова, И.В. Муштавинская, Новая идеология ФГОС – рализация системно-деятельностного подхода в образовании - Москва, Русское слово, 2015.
2. Формирование универсальных учебных в основной школе - М. Просвещение, 2016 г. Под ред. А.Г.Асмолова.
3.Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 2008.
4. О.Маховская Непослушный ребенок: перезагрузка. – М., Эксмо, 2012
5. Петрова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. М.: 2008.
6. Прозорова Л. Ф. Уроки литературного чтения. – Начальная школа, 2004. – № 4.
7.Национальная программа поддержки и развития чтения. http://library.stu.ru/files/prch.pdf8. В.В. Путин. Выступление на Первом Российском литературном собрании в РУДН 21 ноября 2013 г., http://www.kremlin.ru/events/president/news/196659.Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников, http://allrefs.net/c13/1lc3q/10. Безруких М. М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека. http||metodisty//narod//ru|vcd04/htm