Рабочая программа по физкультуре для 5 класса по ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Балабаново

«Согласовано»
Руководитель МО
__________

Протокол № ___ от
«____»____________2014 г.

«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ №3»
_____________

«____»____________2014 г.

«Согласовано»
Директор МБОУ «СОШ №3»
_____________

Приказ № ___ от «__»_____2014 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Пиргач
Алены Михайловны

по физической культуре
5 класс
Программа составлена на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11классов»
Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич




2014- 2015 учебный год

                                    1. Пояснительная записка.
1.1.Введение
Программа по  физической культуре  для 5классов разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного   общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. - М.: Просвещение, 2011);
- с рекомендациями Примерной программы по физической культуре(Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2011 год);
-  учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
- с авторской программой   «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010):
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
1.2.Цели и задачи реализации программы.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
  Цель школьного образования по физической культуре  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
 Образовательный процесс по физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
 Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
2.Общая характеристика учебного предмета.
  Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
2.1 Структура и содержание программы.
  В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
  Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
  Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
  Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
  Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
  Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.
   Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.
   Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
2.2 Формы организации и планирование образовательного процесса.
   Основные формы организации образовательного процесса в основной школе уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
   Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы .
  Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
   Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 56 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
   Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 57 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
   В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 57 мин.
   Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
   Данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
  Отличительные особенности планирования этих уроков:
  планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота;  2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
3. Описание места учебного предмета  в учебном плане.
Согласно Базисному учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем программы отводится 945 ч, из расчета 3 ч в неделю с V по IX класс. Вместе с тем, чтобы у учителей физической культуры были условия для реализации их творческих программ и инновационных разработок, индивидуальных педагогических технологий и подходов, программа предусматривает выделение определенного объема учебного времени 20 % (70 часов) от объема времени, отводимого на изучение раздела «Физическое совершенствование».
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
 Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
 Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее частное конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
4.1.Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
 Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
 В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
 В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно со-хранять при разнообразных формах движения и пере движений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
 В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
4.2.Метапредметные  результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
 Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,  психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
 В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
 В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
 В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
 В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
 В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
4.3.Метапредметные  результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
 В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
 В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
 В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
 В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
5. Содержание учебного курса.
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт - пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
  Легкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.
Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быст роты, координации движений.
Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координа ции движений, быстроты.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, ко ординации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
(см. приложение №1)
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по физической культуре.
                                                                   Пояснительная записка.
        Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре для основной и средней (полной) школы.
       Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода Государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений (см. приложение №2  .).
       Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет не только освоение учащимися предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется прежде всего на эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету «физическая культура». Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают объекты и средства материально-технического обеспечения, не только выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода Государственного стандарта по физической культуре.
       Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения представлена их общая номенклатура. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.
       Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носит многофункциональный характер, может использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.
       Многие из этих средств и объектов являются взаимозаменяемыми, и их использование ориентировано как на преподавание конкретных предметных тем, так и на создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
       Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени образования, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усилению аналитического компонента учебной деятельности.
         Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано в таблице с учетом средней наполняемости класса (1825 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:         Д демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
       К комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
       Г комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
                        8. Планируемые результаты изучения учебного курса.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
 










КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5-А класс
№пп
Дата Дата
План факт
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания ФГОС
Требования к уровню
подготовленности
обучающихся
Контроль
Двигательных
действий
Д/з

1


Роль физической культуры и спорта в формировании ЗОЖ.
ТБ на уроках л/а, ОФП.
1
Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек
Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. Оздоровительные системы физического воспитания и спортивной подготовки.

Комплекс 1

2


Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка.

1
Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки.

- Понятия основных физических качеств, физической нагрузки;
- Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью.
- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма ;
- оказывать первую медицинскую помощь при ухудшении состояния здоровья или травмах, обморожениях.
- использовать соответствующие тесты для определения уровня физической подготовленности и физического развития.

Комплекс 1

3


Олимпийские игры .

1
Олимпийские игры древности и современности. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития физической культуры в России.
основные события олимпийского движения,
- достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх,
- основные этапы развития физической культуры в России.

Комплекс 1

Легкая атлетика - 16 часов

4


Спринтерский бег. ТБ на уроках лёгкой атлетики.
1
Высокий старт от 15 до 30 м, бег с ускорением от 30 до 50м, специальные беговые упражнения, развитие скоростных качеств.
Инструктаж по ТБ при занятиях легкой атлетикой.
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий.
Технику выполнения упражнений.
Осуществлять контроль за физическим развитием и физической подготовленностью; пробегать с максимальной скоростью 50 метров

Комплекс 1

5,6


Стартовый разгон
ИТБ 1


2
Высокий старт от 15–30 м, бег с ускорением от 30 до 50 м, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Бег в равномерном темпе до 15 мин. Эстафеты.
Соблюдать технику выполнения стартового разгона
Пробегать с максимальной скоростью 50 м

Комплекс 1

7,8


Бег на короткие дистанции
ИТБ 1
2
Высокий старт от 15–30 м, бег с ускорением от 30 до 50 м, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Скоростной бег до 50м. Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками). Влияние легкоатлетических упражнений на различные системы организма
Соблюдать технику выполнения бега на короткие дистанции
Научиться Пробегать с максимальной скоростью 50м

Комплекс 1

9


Бег 60 метров
ИТБ 1
1
Бег на результат 60 м, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Эстафеты.
Соблюдать технику выполнения бега на 60 метров
Научиться пробегать с максимальной скоростью 60 метров
Бег 60 метров. Основная группа: Мальчики:
«5» – 10,2; «4» – 10,8 ; «3» – 11,4.
Девочки: «5» – 10,4; «4» – 10,9; «3» – 11,6
Подготовительная и специальная мед.группы: без учета времени
Комплекс 1

10,11


Прыжок в длину
ИТБ 1
2
Обучение отталкиванию в прыжке в длину способом «согнув ноги», прыжок с 7–9 шагов разбега. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств
Соблюдать технику выполнения прыжка в длину с разбега
Научиться прыгать в длину с разбега
Техника выполнения прыжка в длину с разбега
Комплекс 1

12,13


Метание мяча
ИТБ 1
2
Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 56 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1X1 м) с расстояния 8-10 м, с 45 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние
Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками
из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх,
из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на заданную и максимальную высоту Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнера, после броска вверх: с хлопками ладонями после приседания
Соблюдать технику выполнения метания теннисного мяча
Научиться прыгать в длину с разбега, метать мяч в горизонтальную цель
Техника выполнения прыжка в длину с разбега, метания мяча
в цель
Комплекс 1

14


Прыжок в высоту
ИТБ 1
1
Прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств
Соблюдать технику выполнения прыжка в высоту
Научиться прыгать в длину с разбега, метать мяч с разбега

Комплекс 1

15


Развитие скоростно-силовых способностей
ИТБ 1
1
Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей
Соблюдать технику выполнения упражнений
Научиться выполнять упражнения

Комплекс 1

16
17


Бег на 1200м
ИТБ 1
2
Бег в равномерном темпе. Бег 1200 м. ОРУ. Развитие выносливости. Эстафеты, старты скоростью
из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной
Соблюдать технику выполнения бега на средние дистанции
Научиться бегать на 1 200м
Бег 1200 м (вводный контроль)
Комплекс 1

18


Кросс
ИТБ 1
1
Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка
ОРУ.
Соблюдать технику выполнения упражнений.
Научиться бегать в равномерном темпе до 15 минут

Комплекс 1

19


Бег на 1200м
ИТБ 1
1
Бег в равномерном темпе. Бег 1200 м. ОРУ. Развитие выносливости. Эстафеты, старты скоростью
из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной
Соблюдать технику выполнения бега на средние дистанции
Научиться бегать на 1 200м

Комплекс 1

Спортивные игры (баскетбол) – 8 часов

20,21


Ловля и передача мяча
ИТБ 3
2
Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге)
Соблюдать технику выполнений ловли и
выполнять ловлю и передачу мяча



22


Ведение мяча
ИТБ 3

1
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств.
Соблюдать технику выполнения ведения мяча
Научиться играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия

Комплекс 3

23,24


Ведение мяча в разных стойках

ИТБ 3
2
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости.
Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств.
Соблюдать технику выполнения ведения мяча в низкой , средней, высокой стойке на месте
Научиться играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия
Оценка техники ведения мяча на месте.
Комплекс 3

25


Броски мяча

ИТБ 3
1
Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м
Соблюдать технику выполнения остановки двумя шагами и прыжком
Научиться играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия
Оценка техники стойки и передвижения игрока
Комплекс 3

26,27


Броски одной, двумя руками мяча
ИТБ 3

2
Ведение мяча с изменением скорости.
Стойка и передвижения игрока. Ловля мяча двумя руками от груди в квадрате. Бросок двумя снизу в движении. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. Терминология баскетбола
Соблюдать технику выполнения броска одной и двумя руками мяча
Научиться играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия

Комплекс 3

Гимнастика с элементами акробатики 15 часов

28


Строевые упражнения. ТБ на уроках гимнастики, ОФП.
ИТБ 2
1
Строевой шаг, размыкание и смыкание на местеИнструктаж по ТБ.
Олимпийские игры древности и современности. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития физической культуры в России.

Описывать значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах, технику выполнения упражнений.
Научиться выполнять строевые упражнения

Комплекс 2

29


Строевые упражнения.
ОРУ без предметов
ИТБ 2
1
Сочетание различных положений рук, ног, туловища.
Сочетание движений руками с ходьбой на месте и вдвижении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки.
Общеразвивающие упражнения в парах
Соблюдать технику выполнения ОРУ без предметов
Научиться выполнять ОРУ без предметов
Техника выполнения кувырка вперед и назад, стойки на лопатках
Комплекс 2

30


ОРУ с предметами
ИТБ 2
1
Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями
(1-3 кг)
Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками
Соблюдать технику выполнения ОРУ с предметами
Научиться выполнять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения

Комплекс 1

31


ОРУ. Акробатические соединения из 2-3 элементов
ИТБ 2
1
Равномерный бег 12 минут. Преодоление препятствий. ОРУ. Спортивные игры. Развитие выносливости
технику выполнения акробатических упражнений
Применять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения

Комплекс 1

32


Висы
ИТБ 2



1
Мальчики: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор ; махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом
Девочки: наскок прыжком в упор на нижнюю
жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев
Соблюдать технику выполнения висов
Научиться качественно выполнять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения

Комплекс 2

33


Подтягивание в висе.
ИТБ 2
1
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. ОРУ без предметов на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись – мальчики (М), смешанные висы – девочки (Д). Подтягивание в висе(М) и поднимание прямых ног в висе. (Д) подтягивание из виса лёжа. Развитие силовых способностей
Соблюдать технику выполнения подтягивания в висе
Применять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения

Комплекс 2

34
35


Опорный прыжок
ИТБ 2
2
Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100110 см) Развитие силовых способностей
Соблюдать технику выполнения опорного прыжка
Применять опорный прыжок

Комплекс 2

36


Акробатические упражнения
ИТБ 2
1
Два кувырка вперед слитно; мост из положения
стоя с помощью
Соблюдать технику выполнения акробатических упражнений
Научиться качественно выполнять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения.

Комплекс 2

37
38


Развитие координационных способностей
ИТБ 2
2
Общеразвивающие упражнения без предметов и спредметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря
Соблюдать технику выполнения упражнений.
Использовать акробатические упражнения.

Комплекс 2

39
40


Развитие силовых способностей и силовой выносливости
ИТБ 2

2
Лазанье по канату, шесту, гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами
Соблюдать технику выполнения упражнений
Научиться качественно выполнять упражнения

Комплекс 2

41


Развитие скоростно-силовых способностей
ИТБ 2

1
Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча
Соблюдать технику выполнения упражнений
Научиться качественно выполнять упражнения

Комплекс 2

42


Развитие гибкости
ИТБ 2
1
Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами
Соблюдать технику выполнения опорного прыжка
Научиться качественно выполнять опорный прыжок, строевые упражнения
Техника выполнения опорного прыжка
Комплекс 2

Элементы баскетбола – 6 часов
43


Вырывание, выбивание мяча
ИТБ 3

1
Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий
Соблюдать технику выполнения стоек и поворотов
Научиться играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия

Комплекс 3

44,45


Ведение мяча с изменением скорости.
ИТБ 3

2
Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением скорости. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в круге. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. Терминология баскетбола
Соблюдать технику выполнения ведения мяча с изменением скорости.
Научиться играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия

Комплекс 3

46


Ведения мяча с изменением направления

ИТБ 3
1
Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением скорости. Бросок мяча одной рукой в кольцо. Бросок мяча в кольцо. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств
Соблюдать технику выполнения ведения мяча с изменением направления
Научиться играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия
Оценка техники ведения мяча с изменением направления
Комплекс 3

47


Нападение
ИТБ 3
1
Тактика свободного нападения Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков
Нападение быстрым прорывом (1:0)
Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди»
Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств
Соблюдать технику выполнения нападения
Научиться играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия

Комплекс 3

48


Игра в мини-баскетбол
ИТБ 3
1
Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением скорости и высоты отскока. Бросок двумя руками снизу в движении. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств
Соблюдать технику игры в баскетбол
Научиться играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия

Комплекс 3




Лыжная подготовка – 17 часов

49
50


ТБ при занятиях лыжным спортом, ОФП. Одновременный двушажный ход
ИТБ 4
2
Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.
Одновременный двухшажный ход. Бесшажный ход.
Прохождение дистанции 1 км. Техника безопасности на уроках лыжной подготовки.
Описывать значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятии лыжами.
Научиться передвигаться на лыжах

Комплекс4

51
52


Бесшажный ход.
ИТБ 4
2
Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.
Бесшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Прохождение дистанции 1 км.
Соблюдать технику выполнения бесшажного хода
Демонстрировать передвижение на лыжах
Техника
Одновременного
двушажного хода
Комплекс4

53
54


Попеременный двухшажный ход
ИТБ 4
2
Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.
Бесшажный ход. Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции 1,5 км.
Соблюдать технику выполнения попеременного двухшажного хода
Научиться качественно выполнять попеременный двухшажный ход

Комплекс4

55


Повороты упором
ИТБ 4
1
Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.
Бесшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Повороты упором. Прохождение дистанции 1 км.
Соблюдать технику выполнения поворотов упором
Научиться качественно выполнять повороты упором

Комплекс4

56


Спуски и
подъемы
ИТБ 4
1
Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.
Одновременный бесшажный ход на небольшом уклоне местность. Эстафета без палок с этапом до 120 метров.
Соблюдать технику выполнения спусков и подъемов
Научиться качественно выполнять спуски и
подъемы
Техника одновременного бесшажного хода
Комплекс4

57


Подъем «ёлочкой»
ИТБ 4
1
Техника безопасности при спусках и подъемах.
Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.
Спуски с уклонов под 45 градусов. Подъем «ёлочкой» 2. Прохождение дистанции до 2 км. со сменой ходов.
Соблюдать технику подъёма «ёлочкой»
Научиться качественно выполнять подъем «елочкой»

Комплекс4

58


Торможение упором
ИТБ 4
1
Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.
Спуски с уклонов под 45 градусов. Подъем елочкой. Торможение упором. Прохождение дистанции до 2 км. со сменой ходов.
Соблюдать технику торможения упором
Научиться качественно выполнять торможение упором

Комплекс4

59



Прохождение дистанции 2 -2,5км.
ИТБ 4
1
Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.
Подъема елочкой. Торможение плугом. Прохождение 2 км..
Соблюдать технику прохождения дистанции 2 -2,5км
Научиться качественно проходить дистанцию 2 -2,5км
Техника подъема елочкой
Комплекс4

60


Спуски в средней стойке
ИТБ 4
1
Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.
Техника торможения «плугом» со склона 45 градусов. Прохождение дистанции 2 -2,5км. с совершенствованием пройденных ходов.
Соблюдать технику спуска в средней стойке
Научиться качественно выполнять спуски в средней стойке

Комплекс4

61
62


Прохождение дистанции 3-3,5 км.
ИТБ 4
2
Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.
Спуски в средней стойке, подъем «елочкой», торможение «плугом». Прохождение дистанции 3,5 км.
Соблюдать технику прохождения дистанции 3,5 км.
Научиться качественно проходить дистанции 3,5 км.
Торможение «плугом»
Комплекс4

63


Лыжные гонки
1 2км.
ИТБ 4

1
Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.
Техника лыжных ходов.
Прохождение дистанции 2 - 3 км.. Подъемы, спуски.
Соблюдать технику лыжных гонок
Научиться правильно проходить лыжные гонки
Контроль прохождения дистанции 1 - 2км.
Основная группа –на время.
Подготовительная и спец.группа – без учета времени
Комплекс4

64


Лыжная эстафета.
ИТБ 4
1
Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.
Техника лыжных ходов, спусков и подъемов, повороты «плугом»,
Круговая эстафета до 150 метров.
Соблюдать технику лыжных гонок
Научиться правильно проходить лыжную эстафету

Комплекс4

65


Соревнования
ИТБ 4
1
Проведение комплекса ОРУ по лыжной подготовке.
Соревнования на дистанцию 1 км. – дев., 2км. –мал.
Подведение итогов проведения урока лыжной подготовки.
Соблюдать технику выполнения лыжных упражнений
Научиться правильно распределять силы в ходе соревнований

Комплекс4

Спортивные игры (волейбол) – 17часов

66


Правила и организация волейбола. ТБ на уроках волейбола
ИТБ 3
1
ТБ игры в волейбол. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола.
Соблюдать Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий
Научиться ь выполнять стойки и перемещения

Комплекс 3

67



Стойка игрока.
ИТБ 3
1
Стойка игрока. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола.
Соблюдать технику выполнения стойки игрока
Научиться выполнять стойку игрока

Комплекс 3

68



Перемещение в стойке.
ИТБ 3
1
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).
Соблюдать технику перемещения в стойке
Научиться выполнять перемещения в стойке

Комплекс 3

69


Стойка игрока.
ИТБ 3
1
Стойка игрока. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола.
Соблюдать технику выполнения стойки игрока
Научиться выполнять стойку игрока

Комплекс 3

70


Перемещение в стойке.
ИТБ 3
1
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).
Соблюдать технику перемещения в стойке
Научиться ь выполнять перемещения в стойке

Комплекс 3


71
72


Передача двумя руками сверху на месте
ИТБ 3

2
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола.
Соблюдать технику передачи мяча двумя руками сверху на месте
Научиться качественно выполнять передачу мяча двумя руками сверху на месте

Комплекс 5

73
74


Передача двумя руками после перемещения вперёд
ИТБ 3
2
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками после перемещения вперёд. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола.
Соблюдать технику передачи двумя руками после перемещения вперёд
Научиться качественно выполнять передачу двумя руками после перемещения вперёд

Комплекс 5

75
76


Приём мяча снизу двумя руками
ИТБ 3
2
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача мяча над собой и через сетку. Приём мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини- волейбол.
Соблюдать технику приёма мяча снизу двумя руками
Научиться качественно ь выполнять приём мяча снизу двумя руками

Комплекс 5

77
78


Приём мяча над собой.
ИТБ 3
2
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини- волейбол.
Соблюдать технику приёма мяча над собой
Научиться качественно выполнять приём мяча над собой

Комплекс 5


Легкая атлетика - 12 часов

79


Беговые упражнения. ТБ на уроках лёгкой атлетики, ОФП.
ИТБ1
1
Бег на результат 60 м, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Эстафеты. Влияние легкоатлетических упражнений на различные системы организма
Соблюдать технику выполнения бега 60 метров
Научиться пробегать с максимальной скоростью 60 метров

Комплекс 5

80


Бег 60м на отметку
ИТБ1
1
Бег на результат 60 м, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Эстафеты. Влияние легкоатлетических упражнений на различные системы организма
Соблюдать технику выполнения бега 60 метров
Научиться пробегать с максимальной скоростью 60 метров
Бег 60 м .Основная группа:
Мальчики:
«5» – 10,2; «4» – 10,8 ; «3» – 11,4.
Девочки: «5» – 10,4; «4» – 10,9; «3» – 11,6
Подготовительная и специальная мед.группы: без учета времени
Комплекс 5

81


Прыжок в высоту
ИТБ1
1
Прыжок в высоту с 3-5 беговых шагов способом перешагивания.
Соблюдать технику выполнения прыжка в высоту
Научиться качественно выполнять прыжок в высоту

Комплекс 5

82


Прыжки в длину
ИТБ1
1
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» с 7-9 шагов разбега. Специальные беговые упражнения. ОРУ развитие скоростно-силовых качеств. Бег в медленном темпе до 6 минут.
Соблюдать технику выполнения прыжка в длину
Научиться качественно выполнять прыжок в длину
Прыжки в длину с разбега
Основная группа:
Мальчики: 340-300-260
Девочки: 300-260-220
Подготовительная и специальная мед. группы: без учета времени
Комплекс 5

83
84


Бег в равномерном темпе
ИТБ1
2
Специальные беговые упражнения. ОРУ развитие скоростно-силовых качеств. Бег в равномерном темпе до 15 минут.
Соблюдать технику выполнения бега в равномерном темпе
Научиться бегать в равномерном темпе

Комплекс 5

85


Метание теннисного мяча на дальность
ИТБ1
1
Специальные беговые упражнения. ОРУ развитие скоростно-силовых качеств. Бег в медленном темпе до 6 минут. Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние,
на дальность, в коридор 56 м
Соблюдать технику метания мяча на дальность
Научиться выполнять метание мяча на дальность


Комплекс 5

86


Метание теннисного мяча в цель
ИТБ1
1
Специальные беговые упражнения. ОРУ развитие скоростно-силовых качеств. Бег в медленном темпе до 6 минут. Метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цель
(1X1 м) с рас- стояния 68 м, с 45 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние
Соблюдать технику метания теннисного мяча в цель
Научиться метать теннисный мяч в цель


Комплекс 5

87


Прыжки в длину с 5- 7 шагов разбега на отметку
ИТБ1
1
Специальные беговые упражнения. ОРУ развитие скоростно-силовых качеств. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Эстафетный бег до 30 метров этап.
Соблюдать технику прыжка в длину
Научиться пробегать с максимальной скоростью, прыгать в длину с разбега.

Прыжки в длину с разбега
Основная группа:
Мальчики: 340-300-260
Девочки: 300-260-220
Подготовительная и специальная мед. группы: без учета времени
Комплекс 5

88


Бросок набивного мяча
ИТБ1

Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками
из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх,
из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на заданную и максимальную высоту Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнера, после броска вверх: с хлопками ладонями после приседания
Соблюдать технику броска набивного мяча
Научиться бросать набивной мяч

Комплекс 5

89


Кроссовая подготовка 1,2 км.
ИТБ1
1
ОРУ развитие скоростно-силовых качеств. Бег на 1,2км
Соблюдать технику кросса
Научиться бегать кросс
Бег 1 км.
Основная группа: на время
Подготовительная и специальная мед. группы: без учета времени
Комплекс 5

90


Бег по пересечённой местности
ИТБ3
1
Бег по пересечённой местности 2 км. Подведение итогов за учебный год.
Домашнее задание на лето.
Соблюдать технику бега по пересечённой местности
Научиться бегать по пересечённой местности
Бег 2 км без учёта времени.
Комплекс 5

Подвижные игры – 15 часов

91



Приём мяча
ИТБ 3
2
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Приём мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини- волейбол.
Соблюдать технику приёма мяча
Научиться качественно выполнять приём мяча

Комплекс 5

92


Нижняя прямая подача
ИТБ 3
1
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Приём мяча снизу двумя руками над собой и над сеткой и на сетку. Нижняя прямая подача с расстояния 3-6м от сетки. Эстафеты. Игра в мини- волейбол.
Соблюдать технику нижней прямой подачи
Научиться качественно выполнять нижнюю прямую подачу

Комплекс 5

93


Прямой нападающий удар
ИТБ 3
1
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Приём мяча снизу двумя руками над собой и над сеткой. Нижняя прямая подача с 3-6м. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером Тактика свободного нападения Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)Игра в мини- волейбол.
Соблюдать технику прямого нападающего удара
Научиться качественно выполнять прямой нападающий удар

Комплекс 5

94


Игра в мини- волейбол.
ИТБ 3
1
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола
Игры и игровые задания с ограниченным числом (2:2, 3:3) и на укороченных площадках
Соблюдать технику в мини-волейбол
Научиться играть в мини-волейбол

Комплекс 5









95


Технические приемы и тактические действия в футболе
ТБ при обучении футболу.
ИТБ3
1
Технические приемы и тактические действия в футболе.

Применять технические приёмы и тактические действия в футболе

Комплекс 5

96


Комбинации из освоенных элементов техники передвижений
ИТБ3
1
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).
Применять комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения
Научиться качественно выполнять комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения

Комплекс 5

97


Удар по мячу
ИТБ3
1
Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема.
Соблюдать технику выполнения удара
Научиться выполнять удар

Комплекс 5

98


Ведение мяча
ИТБ3
1
Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой с активным сопротивлением защитника.
Соблюдать технику ведения мяча
Научиться выполнять ведение мяча

Комплекс 5

99


Игра головой, обыгрыш соперника
ИТБ3
1
Игра головой, использование корпуса, обыгрыш сближающихся противников, финты;
Научиться играть головой, выполнять финты

Комплекс 5

100


Удар по мячу
ИТБ3
1
Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема.
Соблюдать технику выполнения удара
Научиться выполнять удар

Комплекс 5

101
102


Ведение мяча
ИТБ3
2
Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой с активным сопротивлением защитника.
Соблюдать технику ведения мяча
Научиться выполнять ведение мяча

Комплекс 5

103
104
105


Игра в мини футбол ИТБ3
3
Правила соревнований.
Применять правила соревнований

Комплекс 5






Заголовок 215