Технология психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Технология психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Цель психологического сопровождения - формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Психологическое сопровождение направлено на решение следующих задач:
развивать способности к социальному самоопределению обучающихся в образовательном учреждении;
помочь в формировании знаний о профессиях, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], рынке труда, о соответствии личностных качеств и способностей выбранной профессии;
обучать способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута;
научить подростка использовать имеющиеся ресурсы и информацию для прогнозирования профессионального роста.
Ожидаемый результат: формирование у обучающихся профессиональной подготовки к осознанному и самостоятельному выбору своего развития (профессионального, жизненного, личностного).
Педагогические интерактивные методы: дискуссии, эвристические беседы, «мозговой штурм», занятия, с элементами тренинга.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется со всеми субъектами образовательного процесса - обучающимися, педагогами и родителями по четырем основным направлениям: обучающее, консультационное, мониторинговое, информационно-просветительское. И для  успешной реализации целей предпрофильного и профильного обучения была разработана модель психологического сопровождения.
Обучающая деятельность (обучающиеся 9-х классов). 
Цели:
познакомить обучающихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах;
развитие профессиональных интересов, склонностей способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения;
обучение основам выбора профессий
Задачи:
осознание обучающимися  «поля выбора» (из чего выбираем), осознание оснований для выбора профессии (как выбираем);
сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру;
способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов;
Обучающая деятельность осуществляется в рамках профориентационной работы с обучающимися 9-х классов по программе Г.В. Резапкиной «Я и моя профессия».
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Задачи:
расширить представления обучающихся о современном «рынке профессий»;
сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
познакомить обучающихся с правилами и способами получения профессии.

Консультационная деятельность (обучающиеся 9-х-11-го классов, их родители, педагоги)
Цели:
актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения;
повышение психологической компетенции;
ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений обучающихся, родителей, педагогов, администрации.
Консультационная деятельность включает в себя:
1. Групповые и индивидуальные консультации по вопросам самоопределения обучающихся.
2.  Консультирование по результатам диагностики обучающихся.
3.Индивидуальные консультации для изучения личностных особенностей обучающихся, специфики их учебной деятельности, способов разрешения проблемных ситуаций.

Ведущей формой работы по психологическому сопровождению является консультирование: групповое и индивидуальное. В процессе консультирования создаются условия для предъявления обучающимся результатов их деятельности в рамках предпрофильной  и профильной подготовки. Консультирование педагогов и родителей проходит по их запросу. Психоконсультирование в 9-11 классах организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны обучающегося. Может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения, так и различных аспектов взаимоотношений с окружающими людьми.
 
Мониторинговая деятельность (обучающиеся 8-х-11-х классов)
Цели:
содействие самопознанию обучающихся, учету индивидуальных и личностных особенностей, интересов и склонностей;
выработка рекомендаций по выбору элективных курсов и организации образовательного процесса;
сбор информации об обучающихся для активизация процесса профессионального самоопределения.
 
Инструментарий включает в себя: психологическое тестирование и анкетирование обучающихся.
1. Определение типа будущей профессии. Методика Е.А.Климова (9 класс)
2. Методика «Профиль». Модификация методики «Карта интересов» А.Голомштока (9 класс)
3. Определение профессионального типа личности. Модификация методики Дж.Голланда (9 класс)
4. Диагностика самооценки (9, 11 классы)
5. Определение профессиональной мотивации. Методика Е.Головахи (9 класс)
6. Диагностика тревожности (9, 11 классы)
7. Матрица профессионального выбора (9 класс)
8. Анкетирование обучающихся, с целью определения выбора элективных курсов, элективных учебных предметов  на следующий учебный год (8, 10 классы)
9. Анкетирование по определению уровня подготовки  обучающихся 9,11-х классов к ГИА, ЕГЭ.
 
Информационно-просветительская  деятельность (обучающиеся 9-х-11-го классов, их родители, педагоги)
Профилактическая деятельность  осуществляется через различные формы работы: встречи – консультации, круглые столы, классные часы,  групповые работы, тематические выставочные экспозиции. Для родителей проводятся родительские собрания с использованием слайдовых презентаций.
1. Классные часы с дискуссиями, направленные  на ориентацию обучающихся на осознанный выбор профессии, на умение соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.
2. Групповая работа с использованием методики «мозговой штурм», направленная на развитие самосознания и самоопределения обучающихся.
3. Информационная и просветительская работа.
4. Обновление стенда  «Твой выбор», «Куда пойти учиться?».
5. Встречи – консультации с представителями учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования.
6. День открытых дверей.
7.Ученические и родительские собрания по  выбору элективных курсов и  элективных учебных предметов на следующий учебный год.


15