Сценарий литп=ературной гостиной по творчеству Б. Л. Пастернака

Чтец 1
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.

Все время, схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья

Ведущий
Стихотворение, отрывшее нашу встречу, принадлежит перу замечательного русского поэта Бориса Леонидовича Пастернака ( слайд, портрет ). Сегодня мы соприкоснемся с художественным миром Пастернака, поговорим о личности поэта и писателя, о его романе « Доктор Живаго «, а точнее о цикле стихотворений Юрия Живаго, входящих и этот роман.
Запас поэтической энергии этого поэта, как впрочем и любого большого поэта, так велик, что человек, прочитавший стихи Пастернака, уже не сможет смотреть на мир так, как он смотрел до него, понимать мир так, как понимал до него. Анна Ахматова писала о Пастернаке так:
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
Другой поэт, Андрей Вознесенский говорит о нем:
Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение жизни. Каждая вещь для поэта – Благовещение. Я бы сказал о благовещизме Пастернака. Строфы его полны вестей от Бога.
Для того, чтобы понять корни поэтики Пастернака, необходимо обратиться к его биографии.
Биограф 1
Борис Леонидович Пастернак родился 30 января 1890 г в Москве, в семье, принадлежащей к русской художественной элите. Его отец, Леонид Осипович Пастернак, был замечательным художником, живописцем, профессором Училища живописи, ваяния и зодчества. Мать, Розалия Исидоровна Кауфман , была замечательной пианисткой. В доме родителей собирался цвет русской творческой интеллигентности. Здесь бывали художники Серов, Ге, Врубель, композитор Скрябин, профессора Московской консерватории. Устраивались домашние концерты. Об одном таком концерте и о своем детском впечатлении поэт рассказывает в очерке « Люди и положения »
Я проснулся от сладкой, щемящей муки, в такой мере ранее не испытанной. Я закричал и заплакал от тоски и страха. Но музыка заглушала мои слезы, и только когда разбудившую меня часть трио доиграли до конца, меня услышали. Показалась мать, склонилась надо мной и быстро меня успокоила. Я увидел гостиную. Она полна была табачного дыма. Мигали ресницами свечи, точно он ел им глаза. Они ярко освещали красное лакированное дерево скрипки и виолончели. Чернел рояль. Чернели сюртуки мужчин. Дамы до плеч вырисовывались из платьев, как именинные цветы из цветочных корзин. С кольцами дыма сливались седины двух или трех стариков.
Отчего же я заплакал и так памятно мне мое страдание? К звуку фортепиано я привык, на нем артистически играла моя мать. Тембры струнных, особенно в камерном соединении, были мне непривычны и встревожили, как действительные, в форточку снаружи донесшиеся зовы на помощь и вести о несчастье.
Память Пастернака сохранила отчетливое впечатление о том, как отличались друг от друга первые два десятилетия его жизни. Москва стала активно строиться, развиваться. Вместе с тем, обгоняя Петербург, Москва дала начало новому русскому искусству, молодому, современному, свежему. Общественная атмосфера была насыщена
Предчувствием неизбежных социальных потрясений, ощущалось приближение
революции.
С 1901 по 1908 г Пастернак учился в Московской пятой гимназии, которую закончил с золотой медалью. Во время учения он пережил одно из самых сильных жизненных впечатлений – знакомство со Скрябиным и увлечение музыкой, которая лишь случайно не стала его профессией.
Учится в Московском университете на юридическом, а затем на философском факультете. Очень серьезно увлекается философией и весной 1912 года отправляется в Германию в знаменитый Марбургский университет. Улица в Марбурге, где жил Пастернак, теперь носит его имя, а на доме закреплена мемориальная доска.
Летом следующего года, живя на подмосковной даче, он отдается поэзии и чувствует себя в ней уже не дилетантом. Позднее он вспоминал:
Я читал Тютчева и впервые в жизни писал стихи не в виде редкого исключения, а часто и постоянно, как занимаются живописью или пишут музыку.
Тогда же окончательно определилось призвание Бориса Пастернака. В 1914 году он выпустил свою первую книгу.

Биограф 2
Живший на рубеже веков Пастернак был знаком со многими выдающимися людьми своего времени. Скрябин, Блок, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Есенин – далеко не все люди, с которыми его связывали узы дружбы, любви, творческого поклонения. Для Пастернака – поэта, по его собственным словам, особенно значительным было влияние Блока и Маяковского. Пастернак писал:
« С Блоком прошли и провели свою молодость я и часть моих сверстников. У Блока было все, что создает великого поэта, - огонь, нежность, проникновение, свой образ мира, свой дар особого прикосновения, своя сдержанная, скрадывающая, вобравшаяся в себя судьба».
Но символизм в то время переживал кризис, активно заявили о себе новые направления, противостоящие ему, - акмеизм и футуризм. К одной из футуристических групп под названием «Центрифуга» и примкнул Пастернак.
Безусловно, отношения Пастернака с футуристами - это, прежде всего его отношения с Маяковским. Ранние стихи Маяковского произвели на Пастернака колоссальное впечатление:
Я очень любил раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего поясничанья ее серьезность, тяжелая, грозная, жалующаяся, была так необычна. Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь.
Отношения между ними были сложными. Постепенно отходя от футуризма, Пастернак отдалялся и от Маяковского« Позднейший Маяковский недоступен мне» - писал Пастернак. И, несмотря на это, Маяковского он всегда считал лучшим, талантливейшим поэтом эпохи.

Биограф 3
Борис Леонидович Пастернак прожил долгую жизнь, в которой было все: творческие взлеты и падения, любовь и разлука, надежда и отчаяние. Мы сегодня остановимся на одном, очень важном для писателя произведении, романе «Доктор Живаго». Работал Пастернак над ним почти 10 лет с 1945-46 по 1955 год. Сам Пастернак признавался, что хочет дать в романе « исторический образ России за последнее сорокапятилетие.
Эта вещь будет выражением
Моих взглядов на искусство,
На Евангелие, на жизнь человека
В истории и на многое другое.
Первые месяцы работы над романом были омрачены ухудшением общего духовного климата в стране. Многие писатели потеряли возможность печататься ( такие как Ахматова, Зощенко). Послевоенные годы ознаменовались новыми политическими репрессиями. Начались нападки и на Пастернака, Которого стали обвинять в отрыве от народа и неприятии коммунистической идеологии. Поэзию Пастернака называли аполитичной и безыдейной. В печати все чаще стали появляться грубые нападки на Пастернака. Но, не обращая внимания на травлю, Пастернак продолжал работать над романом. Произведение было закончено в 1955 году. В письме Варламу Шаламову Пастернак пишет: «Я закончил роман, исполнил долг, завещанный от Бога».
Писатель отдал рукопись в журналы «Новый мир» и «Знамя». Ему было отказано в печати. Редколлегия « Нового мира» ответила Пастернаку: «Как люди, стоящие на позиции, прямо противоположной Вашей , мы, естественно , считаем, что о публикации Вашего романа на страницах журнала «Новый мир» не может быть и речи.»
Роман был напечатан в 1957 году в Италии, затем переведен на многие языки мира. А в октябре 1958 года Пастернаку была присуждена Нобелевская премия в области литературы « за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».
Уже через три дня Пастернак был исключен из Союза советских писателей, а на страницах газет и журналов началась травля поэта. От Пастернака требовали отказаться от премии, в противном случае он будет обвинен в предательстве. Все настойчивее звучат требования покинуть родную землю. Этого поэт не в состоянии сделать. И он отказывается от Нобелевской премии. Свои чувства он выразил в стихотворении «Нобелевская премия»:
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Эта история оказалась губительной для поэта. 30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался.

Биограф 4
Скажем несколько слов о романе «Доктор Живаго»
Человек живет в истории, и поэтому истории в романе придана самостоятельность бытия, ей сообщен творческий характер. Человек и история – равновеликие и равноправные начала, обладающие способностью к творчеству, к сотворению себя, и поэтому противоестественны попытки человека перекроить историю и жизнь по своему разумению, приводящие только к страданиям и гибели. Таким образом, главной темой романа становится тема «человек и история»
Герой романа, Юрий Живаго, стремится уловить смысл событий, их место в том целом, что и составляет жизнь. В ряду важнейших из этих составляющих – природа. И еще – революция.
В сущности, все персонажи романа раскрываются в сопоставлении с центральным его персонажем. Присутствие главного героя, Живаго, позволяет увидеть, главное в событиях и людях, высветить духовный смысл их существования.
Приняв революцию, Юрий Живаго не может согласиться с тем, что величие ее целей должно утверждаться силой, кровопролитием, страданиями, выпадающими на долю неповинных и беззащитных людей. Попав по мобилизации в партизанский отряд, он увидел, как бесчеловечна гражданская война. И в этой оценке обнаруживается общечеловеческий характер позиции автора и его героя.
Революция для Пастернака не нуждается в оценках или оправданиях. Но речь идет о цене, которую приходится платить за совершаемое ею: о разбитых судьбах и семьях, об утрате веры в ценность человеческой личности. Рушится семья Юрия Живаго, сам он оказывается среди чужих ему людей, лишена свободы Лара, возлюбленная героя. С развитием революции жизнь героя все более оскудевает: он теряет семью, исчезает Лара, обстановка вокруг становится пошлой и мелочной. И самое страшное – его покидают творческие силы, он опускается и погибает от удушья, перехватившего горло. Смерть символична – она настигает героя в переполненном трамвае, который никак не мог обогнать пешехода.
Свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе – это стихи, которые были найдены в его бумагах после его смерти. В романе они выделены в отдельную часть. Наделив своего героя поэтическим даром, Пастернак тем самым отдал ему самое дорогое из того, чем обладал он сам.


( из – за закрытого занавеса выходит чтец)
Чтец 2:
Стихотворение «Гамлет» (занавес раздвигается)
Ведущий:
В первом стихотворении цикла «Гамлет» герой заявляет о себе. Герой осознает себя одиноким, возвышающимся над толпой фарисеев, ощущает трагичность бытия, драму жизни. «Жизнь прожить - не поле перейти», -сказал герой, выразив тем самым сложность, многогранность жизни. Не случайно выбран образ Гамлета, который в мировой культуре стал символом раздумья над характером собственной эпохи. Гамлету Юрий Живаго вкладывает в уста слова Иисуса Христа. Из молитвы, в которой он просит Отца своего об избавлении его от чаши страдания. Такой герой живёт в следующих стихотворениях цикла. Стихи Делятся как бы на две группы: Стихи о природе – стихи о человеческих отношениях . Обе эти группы тесно связаны.
Чтец 3
Стихотворение «Март»
Ведущий:
В природе – весна, пробуждение жизни, радость жизни в малом – в тающем снеге, в капели, в ручейках. Весна царит и в человеческих отношениях.
Чтец 3
Стихотворение «Белая ночь»
Ведущий:
Это стихотворение о пробуждении человеческих чувств. Ещё не любовь, но уже «ты мила», то есть интерес, волнение, разговор, бессонница.
Чтец 4
Стихотворение «Лето в городе»
Ведущий:
Лето, жаркое, душное, с громами и молниями. Люди как « провода под током». И мы видим накал чувств, расцвет жизненных сил, воспевание женской красоты

Чтец 4
Стихотворение «Объяснение» (вторая часть)
Ведущий:
Но вспомним о герое. Это человек, осознающий своё одиночество, герой, хотя и благоговеет перед женщиной, но прочная связь для него невозможна. Вот Стихотворение «Ветер»
Я кончился, а ты жива.
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева
Со всею далью беспредельной,
Как парусников кузова
На глади бухты корабельной.
И это не из удальства
Или из ярости бесцельной,
А чтоб в тоске найти слова
Тебе для песни колыбельной

На смену лету приходит осень
Чтец 5
Стихотворение «Осень»
Ведущий:
Осень – тоскливое время года. Осень в природе – тоска, одиночество на сердце героя. В любви тоже крайность : «Ты – благо гибельного шага»
Чтец 6
Стихотворение «Зимняя ночь»
Ведущий:
Герой романа не раз вспоминает свечу, что горела за окном московского дома, где была та, которую он потом встретил и полюбил.
В бескрайнем просторе мира свеча становится точкой притяжения для человеческой души. Этот источник света становится едва ли не вечным. Повтор слов звучит как заклинанье. Не в комнате, а в мире мерцает и не гаснет этот одинокий свет. И что бы ни случилось, как бы ни бушевала метель, герой не одинок, не потерян в мире. Образ свечи становится центральным образом цикла. Образ свечи имеет особое значение и в христианской символике
Библейские мотивы звучат и в стихотворении «Рождественская звезда»
Чтец 6
«Рождественская звезда» (выборочно)
Ведущий:
Все зимние стихи цикла проникнуты одиночеством, темнотой , и в этой темноте образуется просвет. Это заметно в стихотворении «Рождественская звезда». Родился Бог – взошла звезда – Бог появился в мире и в жизни героев. Его одиночество распадается. Люди для него уже не толпа фарисеев, как в «Гамлете». Ему хочется выйти к ним, слиться с этой толпой.

Завершается цикл стихотворением «Гефсиманский сад»
Чтец 7
Стихотворение «Гефсиманский сад»



Ведущий:
В стихотворении звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, Защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он сказал, что спор нельзя решать железом и приказал Петру: « Вложи свой меч на место, человек»
Перед нами, в сущности, оценка тех событий, которые происходят в стране и во всём мире. Это отказ «железу», оружию в возможности решить исторический спор, установить истину. В этом стихотворении звучит мотив будущего воскресения.
Таким образом, открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их приятия и искупительной жертвы. Книга стихотворений Юрия Живаго – это его духовная биография, соотнесённая с его земной жизнью

Я надеюсь, вы заинтересовались личностью Б. Л. Пастернака, его творчеством, и у вас возникло желание открыть и прочитать его замечательный роман «Доктор Живаго»

Список литературы


Пастернак. Б. Л. Сочинения: В 2т. Т1. Стихотворения. – Тула: Филин, 1993. -382с.
Пастернак Б. Л. Стихотворения. – Петрозаводск: Карелия, 1989. -302с
Русская литература 20 века. Очерки. Портреты. Эссе. – М.: Просвещение, 1994. – С.152-166
Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. – Советский писатель, 1989.- 688с



















13PAGE 15


13PAGE 14215




15