Развитие цветовосприятия обучающихся 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

Развитие цветовосприятия обучающихся 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

Данилова С. В.,
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ № 1 г. Анива

Ученик – не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.

Художественное восприятие цвета - одно из важнейших составляющих эстетического развития творческой личности. Рисовать любят все дети: они берутся за карандаш даже тогда, когда их никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность восприятия мира.
Почти все явления окружающей жизни малыши видят впервые и поэтому воспринимают и выражают их пусть неловко, но ярко и неповторимо. Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован, и потому оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.
Цвет играет роль основного выразительного средства языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к изобразительному искусству, культуре. Именно через овладение языком цвета, более доступным и органичным ребёнку, чем язык формы, линии объёма, дети открывают многообразие живописных образов, приобщаются к искусству. Нужно открыть связь цвета с настроением. Школьники должны осмысленно воспринимать цвет, творчески его использовать и выражать своё отношение.
Дети творят ярко, живо, они открыты для творчества, и нам необходимо лишь подвести их к творческому опыту использования красок для выражения мыслей и чувств, для активизации воображения. Вместе с тем необходимы и конкретные знания, иначе ребёнок, миновав порог «эмоционального благополучия» рискует остаться безоружным перед новыми, усложнившимися задачами трудного возраста.
Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, должен овладеть определенными эталонами цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем взаимодействует. Чем определеннее выбор эталонов цвета (зеленая трава, синее море, желтое солнце, красный цветок и т. д.), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия». И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия.
Развитию чувства цвета помогают уроки живописи. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета - все это процессы, в которых для детей много приятных ощущений. Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое воображение и способность смотреть на мир глазами юного художника.
Занятия внеурочной деятельностью «Какого цвета мир?» как раз направлены на развитие у ребенка способности смотреть на мир глазами художника, на воспитание нравственного отношения к миру путем эстетического развития, на формирование художественно-творческих способностей младших школьников  посредством развития цветовосприятия.
На основе идеи программы С. А. Золочевского, где через мини-сказки о путешествии по разноцветной стране красок, ребенок знакомится с основами цветоведения, а так же на основе личного опыта, была разработана адаптивная программа по развитию цветовосприятия младших школьников.
Цель программы – развитие у детей цветовосприятия и цветовоспроизведения, воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир, свободно общаться с цветом, выражая свои чувства, мысли и эмоции, то есть эффективно пользоваться цветом, как главным выразительным средством живописи.
Задачи:
1) Развивать у ребенка способности смотреть и видеть мир глазами художника, замечать и творить красоту.
2) Приобщать ребенка к символической реальности культуры через построение предметно-смыслового диалога с педагогом, а затем и с произведением искусства.
3) Воспитание нравственного отношения к миру и к себе через осознание и чувственное восприятие красоты поступка, чувства, произведения, т.е. путем эстетического развития.
Принципы успешности программы:
1) Принцип ценности. Он заключается в требовании относится к любому произведению, явлению культуры, человеку, миру в целом как к ценности.
2) Принцип диалога. Он является развитием принципа ценности и придает воспитанию искусством герменевтическое направление (метод понимания культуры, искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры). Принцип диалога ориентирует именно на приобщение к культуре, которое неотделимо от желания и умения понять.
Цвет выполняет в программе роль основного выразительного средства языка живописи, с овладением которым начинается приобщение ребенка к изобразительному искусству, к культуре. Именно через овладение языком цвета, более доступным и органичным ребенку, че
·м язык формы, линии, объема, дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Основной упор, сделанный в программе на цвет, не является препятствием для диалога выразительных средств разных видов искусств.
Восприятие и использование детьми цвета не ограничивается задачами изображения. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения и отношения к изображаемому позволяет начать воспитание нравственности через развитие цветовосприятия, помочь ребенку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра.
Формирование «эстетического» цветовосприятия осуществляется главным образом на материале
- сказок;
- произведений искусства;
- личных наблюдений.
Формирование «эстетического» цветовосприятия проходит в 3 этапа:
1) Разрушение сложившихся и заимствованных стереотипов цветовосприятия (цвет неба, моря, снега, лица т.д.) с помощью определения причин изменчивости цвета – «значений», выявление роли цвета как носителя информации – «знака».
2) Открытие связи цвета с настроением, а также символической роли цвета в искусстве, осмысленное восприятие цвета в живописи; творческое использование цвета с целью выражения настроения и личного отношения к героям сказок в рисунках.
3) Определение индивидуальных цветовых предпочтений и вырабатывание собственного выразительного цветового языка.
Иллюстрируя связь цвета с настроением, нетрудно показать, как выражается настроение в поэзии, музыке, танце, тем самым подчеркивая приоритет задач содержательных (смысл), над задачами техническими (форма, исполнение).
Игра является основным способом жизни и творчества детей на занятиях по предлагаемой программе. В этом возрасте игра еще не потеряла для детей своего значения, а учебная деятельность еще не стала ведущей. Тем более оснований на занятиях по изобразительному искусству опираться именно на игру, а не на учение. В игре возможны постановка и решение достаточно сложных задач – таких, которые в иной форме ребенком не принимаются. Помимо этого, игра служит важнейшим средством выявления и развития творческих способностей ребенка, его фантазии.
Сказка и придумывание историй преследует в программе сходную цель. Роль сказки не ограничивается применением ее как материала для иллюстрирования. Самостоятельное придумывание детьми историй-сказок – это процесс развития воображения и фантазии, необходимый для обогащения замыслов рисунков детей.
Структура программы определяется не тематически, а содержательно-психологически, то есть диктуется в первую очередь логикой развития ребенка.
Программа состоит из четырех частей и проводится в четыре этапа.
1. Путешествие в Страну Волшебных Красок.
2. Какого цвета Море?
3. Красота Добра.
4. Самое красивое.

Нa первом этапе («Путешествие в Страну волшебных красок») организуется одноименная игра, цель которой – создать атмосферу, задающую тон всем последующим занятиям. На этом этапе дети в игре учатся смешивать краски, видеть разницу между краской и цветом и открывают для себя эмоциональную насыщенность отдельных цветов.
На втором этапе («Какого цвета... Мир?») встает задача разрушения ложных стереотипов цветовосприятия («небо голубое», «море синее» и т.п.). Восприятие цвета в произведениях живописи начинает носить более осмысленный характер. Дети обнаруживают, что в искусстве цвет является носителем различной информации, может выражать состояние художника и влиять на настроение зрителя.
На занятиях третьего этапа («Красота Добра») на первый план выходит новая задача – выражение в цвете своего отношения к событию, герою, т.е. развитие «эстетического цветовосприятия» и использование цвета для выражения личного отношения.
Занятия последнего, четвертого этапа («Самое красивое») направлены на решение ранее поставленных задач, но на новом, более разнообразном и сложном материале.

Развитие детского цветовосприятия в школе играет важную роль в эстетическом и психологическом воспитании ребёнка. Опыт показывает, что по мере того, как дети овладевают выразительностью цветового решения, в их работах становятся более выразительными и силуэт, и характер линии, и другие элементы изображения, а выразительность художественных форм – это закон любого искусства.
Анализируя работы детей можно сказать, что рисунки по темам блоков программы удивительны. Здесь практически не бывает неудачных работ, каждая работа хороша по–своему, так как юный художник, пользуясь полученными знаниями, создаёт нечто неповторимое, индивидуальное, тем самым, выражая себя в маленьком шедевре.
В ходе работы дети с помощью педагога делают открытие, важное в воспитательном отношении: оказывается, они, подобно настоящим художникам, по-разному относятся к одним и тем же явлениям жизни, цветам и их сочетаниям, они разные люди и должны учиться понимать друг друга. Опыт показывает, что занятия раскрепощают юных художников в цвете и освобождают от сложившихся цветовых стереотипов, а это значит, что детские работы становятся более живописными и свободными в творческом выражении.