Рабочая программа внеурочной деятельности Юный художник для учащихся 5 класса


МБОО Дая-Амгинская СОШ им. Х.И. Кашкина
Зам. Директора по УВР Директор ДАСОШ
_____________/Собакина Л.Д./ _______________/Никифоров А.И./ «____»________________20__г. «____»_______________20__г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный художник»
Для учащихся 5 класса.
Направление: художественно — эстетическое
Срок реализации - 1 год
Программа рассчитана на детей 10-11лет.
Педагог:Яковлева С.И..
Пояснительная записка Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность
Данная программа является актуальной  для детей младшего школьного возраста. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся  видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический  вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям русского народного творчества.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения  применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.
Цель и задачи
Цель программы:раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи программы:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш»-духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса «Юный художни» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу«Юный художник »:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса«Юный художник» :
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты освоения программы
В течение первого года обучения воспитанники должны овладевать языком изобразительного искусства:
понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, сим- метрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, гор зонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.
Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:
рисунка;
аппликации;
построения геометрического орнамента;
техники работы акварельными и гуашевыми красками.
Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
К концу второго года воспитанники осваивают определенный уровень художественных знаний:
первичных представлений о видах художественной деятельности;
приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства;
развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;
развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека и навыков;
осваивают основы с использованием различных художественных материалов;
приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
осваивают выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;
учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников, учатся использовать художественные термины и понятия;
овладевают начальным опытом самостоятельной  творческой деятельности;
приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений, животных, человека;
В группу третьего года обучения предполагается набор воспитанников, прошедших курс второго года обучения. Однако возможен набор и новых воспитанников после прохождения опроса и тестирования и при наличии определенного уровня знаний и умений.
К концу третьего года обучения воспитанники  второго года обучения воспитанники должны знать:
о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.
виды художественной деятельности с использованием различных художественных материалов;
выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;
конкретные произведения выдающихся художников,
уметь:
работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства, дизайне;
наблюдать, анализировать, воплощать свои идеи на бумаге;;
приобретают навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимание особенностей образного языка разных видов искусства;
анализировать произведения искусства, приобретают знания - овладевают начальным опытом самостоятельной  творческой деятельности;
выполнять  изображения предметного мира, природы, животных;
использовать художественные термины и понятия.
 К концу четвертого года обучения воспитанники должны
 знать:
основные виды и жанры изобразительного искусства
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах, пейзажа и натюрморта
основные средства художественной выразительности
разные художественных материалы, техники и их значение в создании художественного образа
место и значение изобразительных искусств в культуре (жизни общества и человека)
 уметь:
пользоваться различными художественными материалами;
обладать первичными навыками художественных техник (коллаж, граттаж и др.)
владеть первичными навыками плоского и объемного изображения
применять правила построения изображения предметов на плоскости, животных, человека, природных форм
пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах
Календарно - тематический план 5класс.
№ Темы и содержание занятий. Кол-часов Пред. дата. Фактич. дата. Премичание.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28

29
30
31
32
33
34
35. I раздел. Художественные материалы и природа (9 часов)
«Наши краски и палитра».Работы учащихся, таблицы, цветовой круг Работа с акварельными красками
«Краски и листья». Техника печати. Примеры узоров и орнаментов.Работа с использованием природного материала.
«Осень в лесу». Осеннее дерево.Репродукции пейзажей, работы учащихся, фотографии. Техника сухая кисть
«Туманное утро». Техника по мокрой бумаге.Репродукции, фотографии природы.Работа с размывкой по мокрой бумаге.
Создание школьной газеты «Художественная мастерская» выпуск №1 Коллективная работа на листе формата А0
«Я люблю пушистое, я люблю колючее».Репродукции, иллюстрации, фотографии животных и растений.Работа ватными палочками и жёсткой кистью.
«Краски на столе». Понятие натюрморт.Работы учащихся, репродукции картин.Работа простым карандашом.
«Силуэт и тень». Печать с эффектом негатива. Проект.Работа с разбрызгиванием красок (коллективная)
«Натюрморт из пятен».Репродукции, работы учащихся.Работа смятой бумагой.
Спешите делать добро! (7 часов)
«Эти милые маленькие друзья». Как нарисовать кота.Фотографии, иллюстрации, работы учащихся.Работа от общего к частному.
«Волшебные бабочки и жуки». Понятие симметрии, печать пятном.Иллюстрации, таблицы.Работа из симметричного пятна к изображению.
«Хрупкие цветы». Печать смятой бумагой. Проект поздравления ко Дню матери, коллективная работа.Фотографии и изображения цветов.Коллективная работа на большом листе.
«Предметы труда». Лопатка, веник, совок и др.Натурная поставка.Первичное выявление объёма светотенью.
«Кисти и краски, мы шагнули в сказку». Сказки о добрых делах.Книги, иллюстрации.Выстраиваем композицию.
«Зима и природа». Репродукции пейзажей, работы учащихся.Пейзаж на цветной бумаге.
Создание школьной газеты «Художественная мастерская» новогодний выпуск.Коллективная работа на листе формата А0.
Я горжусь своей страной! (10 часов)
«Нарисуй одёжку для своей матрёшки».Примеры росписи, фотографии, таблицы.Работа над заданной формой для росписи.
«Аппликация как вид картины».Фотографии природы, книги стихов.Создание зимнего пейзажа в технике аппликации.
Как питались на Руси?ИКТ, репродукции, иллюстрации.Рисование старинной посуды
Загадки и прибаутки. Иллюстрирование загадок, пословиц, поговорок.Книги, иллюстрации, работы учащихся.Создание рисунка-загадки.
Герои прошлого и наших дней. Создание панно ко Дню защитника Отечества.Коллективная работа-проект.
Как одевались на Руси. Создаём эскиз платка.Платки, таблицы, иллюстрации. Орнамент в квадрате или треугольнике.
Щит и меч. Эскиз щита русского былинного богатыря.Иллюстрации, репродукции.Создание орнамента в круге.
Посуда из дерева. Разделочная доска.Примеры досок, таблицы, трафареты.Работа по созданию эскиза росписи разделочной доски.
Ложки-подружки, весёлые кружки.Примеры посуды, образцы росписи. Работа по трафарету: ложка, кружка.
Создание школьной стенной газеты «Художественная мастерская» №3.Коллективная работа на листе формата А0
Я узнаю мир (8 часов)
Шаг в космос. Техника разбрызгивания.Фотографии, иллюстрации, работы учащихся. Работа на затонированной бумаге в технике разбрызгивания.
Фантазия и фантастика. Работа по смятой бумаге.
Работы учащихся.Рисование по смятой и намоченной бумаге.
День Победы. Примеры открыток и плакатов.Создание эскиза поздравительной открытки.
Салют в технике граттаж.Репродукции, плакаты, книжные иллюстрации. Создание рисунка при помощи смешения восковых мелков и акварели.
Небо и птицы. Коллективный проект.Таблицы с изображением птиц. Создание коллективного проекта.
Букет из цветов России. Аппликация.Таблицы с изображением цветов. Создание коллективного проекта.
Создание школьной стенной газеты «Художественная мастерская» выпуск №4Коллективная работа на листе формата А0
Лето на пороге. Рисуем летний пейзаж.Репродукции картин русских художников.Работа акварельными красками.
Выставка работ. Итог.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 07.09.
14.09.
21.09.
28.09.
05.10.
12.10.
19.10.
26.10.
16.11.
23.11.
30.11.
07.12.
14.12.
21.12.
28.12.
11.01.
18.01.
25.01.
01.02.
08.02.
15.02.
22.02.
29.02.
07.03.
14.03.
21.03.
04.04.
11.04.
18.04.
25.04.
02.05.
09.05.
16.05.
23.05.
30.05.
Всего: 35 часов.