Коучинг с треннинговым подхлдом на тему : «Диалогическое обучение как основа формирования базовых компетентностей учащегося»


Тема: «Диалогическое обучение как основа формирования базовых компетентностей учащегося»
Талантом
собеседника отличается не тот,
кто охотно говорит сам, а тот,
с кем охотно говорят другие.
Ж. Лабрюйер
Цель:
Сформировать мотивацию педагогов на создание комфортной среды на уроках и моделирование ситуации успеха.
Задачи:
Адаптировать имеющие знания об исследовательской беседе, сравнить результаты собственного опыта применения вопросов с предложенной информацией и сделать выводы, направить участников на самостоятельное исследование и дальнейшее осмысление вопросов в процессе обучения и преподавания Узнать уровень форсированности навыков организации самостоятельной работы в группе.
Информировать о новых подходах в обучении: исследовательская беседа.
Оборудование:
Карточки для работы групп; карточки для деления на группы; наглядные пособия для рефлексии, стикеры, мультимедийное оборудование, видеоролики, презентация.
План
1. Психологический настрой. («отсроченный вывод»).
2. Вхождение в тему (Просмотр видеоролика «Близнецы», формулирование темы и цели коучинга с помощью «Толстых и тонких вопросов»).
3. Теоретический ввод:
освещение диалогового обучения как одного из составляющих новых подходов в обучении и преподавании. 
виды бесед, типы вопросов и техники постановки вопросов.
4. Работа в группах.
5. Рефлексия.
Этап I. Вступительное слово (тезисы). Обоснование темы коучинга.
(Т.Н.) Психологический настрой. Просмотр видеоролика «Четыре свечи» обсуждение в группах, какая 4 свеча, вкратце правила работы в группе, настрой связать с «миром», «верой», «любовью» и «надеждой».II.(С.В.) Вхождение в тему. Просмотр видеоролика «Диалог близнецов» формулирование темы и цели коучинга совместно с участниками, актуализация имеющихся знаний по теме с помощью «Толстых и тонких вопросов».
Участники просматривают ролик, далее коуч предлагает обсудить ролик и определить какое отношение он имеет к теме сегодняшнего занятия. Обсуждение в группах, далее выступление спикеров.
Как вы думаете, какое отношение данный видео ролик имеет к теме нашего коучинг-занятия?
Коуч объявляет тему занятия.
III.Теоретический ввод. (Т.Н.)
Человек проживает жизнь в постоянном диалоге, как с окружающим его миром, так и с самим с собой. Но диалог как процесс нельзя понимать как умение просто общаться. Говорить мы умеем все, но вопрос в том,  как мы это делаем.  Говоря же о диалоге, мы можем сказать, что говорим о науке, которую человек постигает и использует на протяжении всей жизни. Именно поэтому одной из задач Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы является формирование коммуникативной компетенции - способности к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках.
Диалог – это особая форма общения с учениками, потому что в процессе беседы мы можем установить контакт с учениками, выявить проблемы класса, определить пробелы в знаниях. Педагог Фриери считает, что образование должно быть диалогическим - сосредоточенным на проблемах, которые рассматриваются и решаются в рамках диалога. [2] Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.
Л.Выготский предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Обучение становится успешным в случае, если обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его зоне ближайшего развития. (РУ, с.155 ).
Как утверждает Александер (2004),  « Беседа  в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед». В диалоге ученики (а так же их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие  и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть, достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. (РУ стр.145).
 (С.В.) Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые включены субъекты: беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа». Я считаю, что диалоговое обучение, а именно диалогическая беседа, приносит большую пользу в развитии и бучении детей. Ведь именно диалогическая беседа  помогает ребенку правильно пользоваться главным инструментом общения - речью.
IV. Первое задание группам: изучить теорию типов бесед по раздаточному материалу, подготовить постеры и спикера для защиты своей темы.
1 группа:
- Куммулятивная беседа.
2 группа:
- Дискуссия.
3 группа:
- Исследовательская беседа.
4 группа:
Типы вопросов и техника постановки
Разминка «Хорошее настроение»
V. Второе задание группам. (Т.Н.)
Просмотр фрагмента мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк» (разговор с Кащеем Бессмертным)
После просмотра мультфильма, участникам предлагается следующее задание: разыграть ситуацию мультфильма, используя все виды беседы (каждой группе вид беседы проговаривается лично, остальные не знают) После представления остальные группы определяют вид беседы, и аргументируют.
1 группа: - Куммулятивная беседа.
2 группа: - Дискуссия.
3 группа: - Исследовательская беседа.
4 группа: - Исследовательская беседа.
 Какой вид беседы прослеживается в данной инсценировке?
Как вы определили тип беседы?
Каких вопросов было больше низкого или высокого порядка?
(регламент – 3-4 минуты: участники выступают в роли актёров, идёт обмен мнениями по заданной теме)
После выступления групп формативная оценка: 3 хлопка.
(С.В.) VI. Подведение итогов: КАКОЙ диалог? Обучение будет успешным, если обсуждаемые идеи вызывают у учащихся: Удивление. или Затруднение.
- Что делает учитель?
-Ученик? ( слайд № 16)
Рэгг и Браун (2001) предлагают несколько типов реакций на ответы и комментарии учеников, утверждая, что учителя могут:
-игнорировать ответ;
- признавать ответ;
- дословно повторять ответ;
- повторять часть ответа;
- перефразировать ответ;
- похвалить ответ;
- побуждать учеников к поиску информации;
- помогать ученикам на концентрации внимания.
(Т.Н.) VII. Рефлексия. («Все в твоих руках») Всегда ли нужны слова для диалога?.. (фрагмент из фильма «17 мгновений весны»)
Вербальное – невербальное общение. 5 правил счастливой жизни.
На листе бумаги участники коучинга обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно…
Итог: Таким образом, использование новых подходов в  преподавании, разработанных НИШ  совместно с Кембриджским университетом, позволяет нам формировать компетентностно-ориентированную  личность, в том числе коммуникативную и социально-адаптированную.