Технологическая карта урока музыки на тему: «Азбука, азбука каждому нужна» (1 класс)


Тема урока: «Азбука, азбука каждому нужна».
Класс: 1
Предмет Музыка
Автор УМК, учебник Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс.
Тема урока «Азбука, азбука каждому нужна»
Тип урока Урок «открытия» нового знания
Цель урока Формирование музыкальной культуры, знакомство с Нотной Азбукой, понятием куплетная форма.
Задачи урока Включить учащихся в учебную деятельность;
Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок;
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
Зафиксировать новое содержание во внешней речи;
Методы организации учебной деятельности Метод идентификации – вживание в образы искусства;
Метод организации художественно-эстетической среды;
Поиск выразительных средств исполнения;
Вокально-хоровая работа.
Форма работы Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность
Фронтальная – музыкальная беседа - рассуждение
Используемые технологии Технология деятельностного подхода.
Этап урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
осуществляемые действия формируемые умения 1.Организационный момент. Психологический настрой.
Эмоциональный настрой на урок. - (Вход в класс под музыку «Вот какие чудеса»).
- Я рада вас приветствовать в загадочной стране музыки. Вы уже достаточно взрослые и самостоятельные, чтобы бесстрашно отправиться в это путешествие. - - Входят в класс и поют
- - Присаживаются на свои
места.
Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку.
Фронтальный. Наблюдение учителя.
2. Актуализация опорных знаний.
Обеспечение мотивации.
- Только я не знаю, готовы вы или нет! Ведь вам потребуется умение читать и считать…
А вдруг вы этого не умеете?
- А как же вы научились читать? Кто вам помог?
- Тогда вы точно знаете, кто живёт в Азбуке! - Умеем.
- Мама, бабушка
учитель, Азбука.
- Да, там живут буквы!
Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли.
Фронтальный. Устные ответы
3. Постановка цели урока.
Принятие целей учебно- познавательной деятельности.
- А сейчас мы пойдём в гости к другим жителям. Эти граждане живут в необычном музыкальном королевстве. Мы их не можем видеть, но всегда можем услышать! Я пофантазировала и представила, что они выглядят вот так (указываю на плакат).
- Но ведь к ним нужно как-то обращаться?! У людей есть имена. Как тебя зовут? А тебя?
- Так вот и у этих жителей есть свои имена. И про них мы сейчас узнаем. Будьте внимательны. (Видео). - Несколько ребят
называют своё имя.
- Называют (до, ре, ми,
фа, соль, ля, си) Принимать и выполнять учебную задачу.
Фронтальный. Наблюдение учителя.
4. Освоение новых знаний и способов деятельности.
- Какие имена вы запомнили?
- А вся их дружная семья называется одним словом – ноты. В музыкальной стране есть своя Нотная азбука. Её может выучить любой из вас, если будет старательным.
- Нотки живут в домике, как и мы. Только он называется необычно – нотный стан. Здесь у каждой ноты есть своё место. Домик состоит из пяти линеек и одной добавочной линии для особой нотки ДО, она боится высоты. Нота РЕ поселилась неподалёку, чуть выше под первой линейкой. МИ – важная персона она сидит на первой линии, ей там очень удобно. Её подруга нота ФА - уверенно стоит между первой и второй линейкой. Следующая хозяйка нотного стана – нота СОЛЬ – лучшая подруга МИ, так же как и она сидит на линейке, только выше, на второй.
- Самая весёлая нота – ЛЯ, она такая озорная, что забралась выше ноты СОЛЬ и теперь она живёт межу второй и третьей линей. Самая храбрая нота СИ! Она выше всех в доме, живёт на третьей линии.
- Давайте хором все вместе назовём их.
- Ноткам интересно, запомнили вы их имена. Я буду показывать на ноту, а вы хором называть её имя. (Показываю на плакат)
- А мы чуть не забыли про хозяина дома. Кто это у нас так скромно стоит слева? Это Дядя Скрипичный Ключ он следит за всеми нотками и руководит ими. Повторим хором «Скрипичный Ключ».
- Раз мы в гостях, то невежливо придти без подарка. Лучший подарок для жителей музыкальной страны – это песня! А раз мы учимся в школе, то и споём им, как здесь хорошо! (Разучиваем «Песню о школе»)
Музыкa Д. Кaбaлeвскoгo
Слoвa В. Виктoрoвa
1. Мы в счaстливый, свeтлый дeнь пoступили в шкoлу.
Шкoлa рaдa нaм былa, клaсс прoстoрный oтвeлa.
И o клaссe o свoём мы пoём, мы пoём.
И o клaссe o свoём мы пoём, мы пoём.
2. Ждут нaс нoвыe друзья - буквы, цифры, нoты.
Вoт учитeль вxoдит в клaсс, oн всeму нaучит нaс.
Oб учитeлe свoём мы пoём, мы пoём.
Oб учитeлe свoём мы пoём, мы пoём.
3. Пeрeмeнки и звoнoк, и oпять урoки.
Интeрeсныe дeлa, ну и пeсни бeз числa,
Пoтoму чтo oбo всём мы пoём, мы пoём.
Пoтoму чтo oбo всём мы пoём, мы пoём.
При разучивании даю понятие «куплетная форма» - основана на повторении одной и той же музыки, но каждый раз с новым текстом.
- Поём по рядам.
- Думаю нотам, тоже захотелось побывать у нас в гостях. Пригласим их?
- Ой, у нас другой гость! Косолапый мишка! Он пришёл послушать нашу песню. Вы знаете, у медведей очень развит слух, и они не равнодушны к музыке. Он для вас принёс подарок, только вначале он хочет рассказать вам свою лесную сказку. Чтобы её узнать вам нужно встать. (Упражнение медведь) - ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ,
ЛЯ, СИ
- Называют.
- Поют с учителем,
затем по рядам.
- Да!
Осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение.
Групповой.
Устные ответы
Наблюдение учителя.
5. Физкульт-минутка. Музыкальная физкультминутка Ходит по лесу медведь,
Хочет сесть и посидеть.
Где ж такое место есть,
Чтобы мог медведь присесть?
То высок пенёк,
То торчит сучок,
То мокрый мох,
То мох пересох! Ох!
То низкий пень,
То густая тень,
То узкий ров,
То гнездо муравьёв.
То кричит сорока,
То колючки сбоку,
То кустарники, то речка –
Нет хорошего местечка.
Это сказка о медведе,
О медведе-привереде. Дети изображают, как
ходит медведь.
Спрашивают, разводя
руками.
Высматривают из-под
руки подходящее место.
Показывают высокий пень
– на уровне груди.
Показывают сучок: правую
руку сжимают в
кулак, и поднимают
указательный палец.
Разводят руками, тяжело
вздыхают.
Показывают низкий пень, нагнувшись.
Разводят руки в стороны и
смотрят вверх.
Кладут ладони ребром на
стол параллельно
друг другу на небольшом
расстоянии. Затем
вытягивают руки вперёд,
не отрывая их от
стола – показывают, как
тянется длинный
и узкий ров.
Показывают руками холмик –
гнездо муравьёв:
поднимают ладони параллельно
полу так, чтобы
большие пальцы соприкоснулись.
Затем разводят
руки вниз в стороны.
Прыгают в правую (в левую)
сторону.
Показывают колючки: руки
сгибают в локтях,
поворачивают ладони в левую
сторону, пальцы
растопыривают. Отпрыгивают
вправо.
Качают головой, обхватив её руками.

Показывают, как ходит медведь.
Осуществлять профилактику утомления. Коллективный. Наблюдение учителя.
6. Рефлексивно-оценочный. Обобщение и оценка.
- Вот мы узнали сказку о медведе-привереде. Я думаю наш гость не такой вредный. Но он нам приготовил ещё задания.
Топтыжка пришёл под конец нашего путешествия и всё пропустил. Но он хочет познакомиться с нотами. Давайте ему поможем. Хором назовём всех наших друзей.
Топтыжке нужен адрес, иначе как он их найдёт!
- Чтобы вернуться из музыкальной страны нам нужно открыть дверь, но она тайная и никто о ней не знает, кроме нас. Нам помогут нотки. У каждого из вас есть нотка, но у неё кое-чего не хватает (рта), дорисуйте ей своё настроение. Если оно отличное, то – улыбку, а если вдруг вы расстроены, то нарисуйте грустную улыбку. И нотки нужно прикрепить к нашей тайной двери!
- Наши друзья нотки не прощаются, вы ещё с ними обязательно увидитесь, Топтыжка остался у них в гостях, но на память о встречи, оставил маленький сюрприз. (Раздаю листы для изобр.дея-ти).
- Пришло время и мне с вами попрощаться. До новых встреч! - ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
- Музыкальное королевство, нотный стан, обращаться к дяде Скрипичному Ключу.
- Дорисовывают улыбки, крепят к доске.
- Раскрашивают.
- Выходят из класса. Уметь выражать свои мысли.
Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Наблюдение учителя Оценивание учащихся Самоконтроль и самооценка