Классный час Как вести себя с друзьями


Конспект классного часа «Как вести себя с друзьями»
.Тема: «Как вести себя с друзьями».Цель: уточнить правила и нормы общения, принятые в поведении с друзьями.Задачи:Продолжать работу по развитию положительных качеств личности учащихся.Развивать умение высказывать и аргументировать свое мнение.Сформировать представления о «Кодексе дружбы».Оборудование: карточки с тестами, макет солнышка, карточки с ситуациями, парты поставлены по кругу.Ход занятия.1.Организационный момент.2.Обобщения имеющихся у учеников знаний.Учитель: Ребята, вспомните, что такое общение?Ученики: Обмен информацией между людьми.Учитель: А для чего люди общаются? (Ответы обсуждаются).Учитель: Какие правила поведения вы знаете? (Выслушиваются ответы учеников и при необходимости дополняются).Учитель: Конечно, в любом обществе есть принятые правила поведения и общения, они необходимы для правильной организации деятельности людей, для взаимопонимания, для взаимного влияния друг на друга.3.Новый материал.А) Упражнение на создание доверительной атмосферы.Учитель: Сегодня мы с вами уточним, какие правила общения, поведения приняты у друзей.Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки. Вы уже много лет учитесь в одном классе и хорошо знаете друг друга. Подумайте, что вам нравиться в вашем товарище, который стоит справа, скажите ему об этом. (Учитель начинает первый).Учитель: А теперь подумайте и скажите, что вам не нравиться в вашем классе и почему. Скажите это товарищу, который стоит слева. (Учитель начинает первым, акцент не на личности ученика, а на классном коллективе). Учитель обобщает высказывания детей.Учитель: Сегодня мы попытаемся с вами составить такие правила дружеских отношений, которые сделают наш класс еще сплоченнее! Ребята садятся за парты.б) Решение проблемной ситуации.Учитель: Вы часто слышали пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы думаете, а что же на самом деле лучше и почему?Высказывания учеников.Учитель: Согласна, хорошо иметь и сто рублей, и сто друзей одновременно! Но деньги найти гораздо легче, чем обрести хороших, верных друзей и сохранить дружбу, которую уже удалось найти!Все люди разные, у каждого свои привычки и нрав. Часто случается так, что друзья ссорятся между собой, как разобраться, кто прав, кто виноват? Чью сторону принять и как сохранить дружеские отношения после ссоры? Давайте попробуем разобраться в этой проблеме.На доске макет в виде солнца, в центре запись «если твои друзья поссорились то…», на каждом лучике записано правило поведения в ссоре (перевернуто записью вниз), учащиеся по очереди читают правила и объясняют, почему необходимо поступать именно так.Учитель объясняет алгоритм действий. Записи на лучах солнца:Не спеши сразу становиться на сторону кого-либо из них.Постарайся выяснить, из-за чего произошла ссора.Предложи своим друзьям спокойно обсудить причину конфликта.Ни в коем случае не встревай в словесную перепалку.Дай товарищам высказать претензии, «выпустить пары», а потом начинай выяснять с ними отношения.Постарайся сделать все возможное, чтобы избежать обид.Помни, извиняться – никогда не поздно и не позорно.Все ответы обсуждаются.Учитель: А как себя вести после ссоры с друзьями? Стоит ли поддерживать отношения? Я раздам вам карточки, а вы отметьте ответы, которые считаете правильными.Карточка:Если твои отношения с кем-то из твоих друзей изменились после ссоры, то:- не стоит делать из этого трагедии;- при встрече делать вид, что не замечаешь товарища;- отворачиваться, не разговаривать с ним;- продолжать общаться, ведь учитесь в одном классе;- настроить остальных ребят против этого человека.- все люди меняются, надо воспринимать это спокойно.Обсуждаются ответы учеников.Учитель: Конечно, любую ссору можно решить, нужно только не молчать, не копить обиды в себе, а поговорить об этом откровенно и спокойно, попытаться найти правильное решение! Учитель: К любому человеку можно найти подход, каждого можно понять, но каждый сам выбирает, с кем дружить по-настоящему. Нужно понять и принять для себя одно мудрое изречение: невозможно нравиться всем! Как вы это понимаете? (Высказывания ребят).В) Выбор действия.Учитель: Как помочь себе и друзьям исправить недостатки, опираясь на нормы этикета? Начнем с теста. (Ученикам выдается тест)Тест:Что делать, если ты не хочешь делиться с друзьями своей новой компьютерной игрой?1.Притвориться, что болеешь очень заразной болезнью, поэтому нельзя дотрагиваться даже до твоих вещей.2.Никому не говорить, что у тебя есть новая игра.3.Назначить цену за прокат игры.4.Дать вместо новой игры какую-нибудь старую.5.Наврать, что она подходит только к твоему компьютеру.6.Поссориться со своими друзьями.7.Сказать, что игру взяли, но еще не вернули.8. Сказать, что пока не наиграешься – никому ничего не дашь.Учитель: Ребята, если вы выбрали хоть один ответ из предложенных, то вывод можно сделать только один – ты жадина! Но не отчаивайся, это не болезнь!А если серьезно, то нужно просто четко определиться, какие свои вещи ты можешь дарить или давать на время своим друзьям. Когда ты научишься делиться с другом чем-либо без особых мучений, то сможешь точно понять глубокий смысл высказывания великого философа Сенеки «Высшее богатство – отсутствие жадности», это подтверждается, если тебе нравиться радовать своих друзей, ты испытываешь удовольствие от открытости и доверия к друзьям.Какими вещами ты можешь распоряжаться?Ученики: Только своими.Учитель: Как вежливо отказаться дать свою вещь другу, чтобы не прослыть жадиной?Ученики высказывают свои точки зрения, учитель обобщает.Учитель: Не отказывай постоянно, а только в важных для тебя случаях, отказывая – извинись и поясни мотивы своего поступка. Как возможно было дать отказ в случае с игрой? (Высказывания учеников).Учитель: Возможно было предложить другу поиграть, но на твоем компьютере, пригласив его в гости. А теперь хочу рассказать одну историю. Как-то раз пришла в гости к Вовочкиной маме ее подруга. Мама говорит сыну:- Вовочка, поздоровайся с тетей Людой!Вовочка вежливо:- Здравствуйте, тетя Люда!Та в восторге:-Какая прелесть! Замечательный мальчик! На-ка тебе конфетку!Вовочка хватает угощение. Мама говорит:- Вовочка, а что сказать надо?- Дай-ка еще одну, жадина!- сказал мальчик.Учитель: Как, по Вашему мнению, почувствовала себя мама мальчика? Почему так получилось? (Ответы ребят, обсуждение).Г) Разговор о правде.Учитель: Скажите, ребята, а нужно ли говорить другу правду? Если да, то о чём? Как это сделать? (Высказывания детей, подвести их к тому, что правду говорить необходимо).Учитель: Единственное, что вызывает сомнения, - какую именно правду ты можешь высказать. Представьте, что у вас есть друг, очень веселый, сообразительный, надежный, но у него есть маленькие недостатки: любит похвастать, перебивает тебя, когда ты говоришь, частенько опаздывает, бывает забывчив и у него слишком большие уши. О каком из этих недостатков имеет смысл сказать другу? (Высказывания ребят).Учитель: Конечно, можно сказать обо всем, кроме больших ушей, потому что это внешний недостаток, который нельзя исправить. Существует много способов так подать правду или критику, чтобы не оскорбить человека. А еще очень важно следить за речь, и тоном своих высказываний.Работа в парах. Учитель: Я хочу предложить вам игру, попробуйте заменить высказывания, которые я вам подготовила такими выражениями, которые не обидят вашего товарища. (карточки на выбор, если ученик затрудняются с ответом, то карточки-подсказки).«Вечно ты опаздываешь!» - «Мне всегда хотелось быть пунктуальным человеком, а тебе?»«Знаешь, у тебя и так куча недостатков, так ты еще ругаешься плохими словами!» - «Мне кажется, что ругательства тебя не украшают, многие даже могут подумать, что ты плохой человек, хотя я знаю, что это не так!».«Надоело выручать тебя, ты все время все забываешь!» - «Я вижу. У тебя нет ручки (ластика, линейки), мне хочется подарить тебе ее. Каждый человек должен иметь свою собственную любимую вещичку! Надеюсь, тебе понравится мой подарок и ты не захочешь с ним расставаться!»«Ну чего ты ходишь лохматый как чучело, причешись!» - «Мне нравится, что ты всегда следишь за собой, хорошо одеваешься, но сегодня тебе, наверное, некогда было причесаться?»Ребята обсуждают варианты ответов.Учитель: Никогда не критикуйте своих товарищей незаслуженно, не обижай зря окружающих, как Вовочка из нашей истории. Помните, что друг – это очень близкий человек, который доверяет тебе самое тайное, но ты не имеешь права обсуждать его тайны и проблемы с другими людьми. Не обижайся, если друг не может решить твою проблему.Учитель: Прочитайте высказывание на плакате:ДРУЖБА НЕ ПАДАЕТ С НЕБА, ЕЕ НУЖНО ИСКАТЬ И ДОБИВАТЬСЯ, ПРИКЛАДЫВАЯ К ЭТОМУ ВСЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ СВОИ СИЛЫ. Учитель: Объясните, как вы понимаете это? Какие силы имеются ввиду?Учитель: Если ты относишься к людям по-доброму, не стремишься к пакостям и обидным проделкам, то у тебя всегда найдутся единомышленники, которые при желании могут стать настоящими друзьями.4) Обобщение.Учитель: Каковы же правила поведения с друзьями? Ученики высказываются.Учитель: Эти правила можно объединить в Кодекс дружбы. Кодекс – это свод правил, законов. (Раздаются карточки).Кодекс дружбы гласит, что друзья должны:1. Делиться новостями и успехами.2. Эмоционально поддерживать друг друга.3. Добровольно помогать в случае нужды.4. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе.5. Быть уверенным в друге и доверять ему.6. Защищать друга в его отсутствие.7. Быть терпимым к другим друзьям своего друга.8. Не поучать. 9. Не критиковать друга публично.10. Сохранять доверенные тайны.11. Уважать внутренний мир и свободу своего друга.Учитель: Я предлагаю вам, ребята, прикрепить этот кодекс на самом видном месте в классном уголке и у вас в комнатах. А еще очень хочу, чтобы солнышко, которое светило нам на занятии тоже осталось в нашем классе. Ведь в жизни без друзей очень скучно, так же как и без солнышка! Надеюсь, что все эти правила помогут вам сохранить и укрепить ваши дружеские отношения!И снова я приглашаю вас в круг. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Я хочу зажечь эту свечу как символ единения, ведь с древних времен огонь объединял людей, разжигал очаг в домах, поддерживал тепло не только в домах, но и душах людей. Я очень хочу, чтобы этот хрупкий огонек сделал вас еще более сплоченными и дружными. Давайте передавать этот огонь дружбы и от вей души желать друг другу что-то доброе. Учитель: Закончить наше занятие я хочу стихотворением Л. Измайлова «Монолог о дружбе» Что такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Слово «дружба» что обозначает? Может быть, поход вдвоём в кино, Может быть, хороший пас в футболе, Может быть, подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьной Или просто средство от тоски? Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил всё видел, но молчит. Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься не было охоты, А дружок даёт ему списать… Ну, а может, дружба - это если Друг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая лестью, И не скажет резкость никогда? Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? Дружба — это если друг твой болен И не может в школу приходить, — Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот. Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год... Если друг твой что-то, к сожаленью Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза. Может быть, понять он всё не сможет, Может быть, обидится он вдруг. Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не предаст. Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей — и белых, и цветных. Дружба - это если пишут дети Письма детям из другой страны. Дружба — это мир на всей планете Без сирот, без ужасов войны.