Добротой себя измерь. Этическое занятие в 5 классе.

Добротой себя измерь.
Этическое занятие в 5 классе.

Цель – сформировать представление о доброте, как важном моральном качестве человека.
Задача – раскрыть нравственное содержание доброты, мотивировать детей на добрые поступки, понимание проявления своего поведения.


1. Введение в тему.
Занятие начинается с просмотра мультфильма о «Фунтике» (эпизод с песней о доброте).
Ребята, догадайтесь, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?
- О доброте. Правильно.
Придумайте название занятие. – Что такое доброта?
Можно, я подкорректирую название, и темой нашего занятия будет такая тема – ДОБРОТОЙ СЕБЯ ИЗМЕРЬ.
На доске – презентация со слайдами, соответствующими этапам занятия.
Что такое доброта? Можно ли ее измерить? Я с собой принесла рулетку и весы. Давайте, подходите, я буду вас взвешивать и измерять. И мы сразу узнаем, сколько в вас доброты. Дети по желанию подходят к учителю. Учитель взвешивает их и измеряет, одновременно говоря, сколько килограммов и сантиметров доброты в каждом. В Маше – 25 кг доброты, в Ване – 156 см доброты. Дети начинаются смеяться. Тогда учитель спрашивает, а что здесь не так. Вы же сами сказали, что можно узнать сразу, сколько в каждом доброты, проведя эти измерения.
Дети говорят, что доброту так не измеряют.
Учитель спрашивает, а как тогда быть? Тема нашего занятия – добротой себя измерь.
Дети отвечают, что не метром надо себя мерить, а добрыми делами, которые они совершают.
Учитель подтверждает правоту детей.
И продолжает, что если бы был урок математики, мы бы посчитали, сколько в мире доброты, придумав задачу. Если бы был урок истории - мы бы посчитали, сколько доброты в прошлом, настоящем и будущем. Если бы был урок экономики – то мы бы считали, сколько стоит доброта. Если бы был урок физкультуры – мы бы посмотрели, как доброта быстро бегает и прыгает. Но мы не можем этого сделать.
Доброта – серьезная нравственная категория. Сегодня на этическом занятии мы и подумаем, что такое доброта и что значит измерить себя добротой.


2. Словарь.
Учитель показывает словарь Ожегова С.И и зачитывает определение слова доброта. Это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доброта – свет души.
Доброта – сопереживание.
Доброта – душевное творчество.
Доброта – позитивное отношение к окружающему миру.
И какая прекрасная была бы жизнь, если бы в каждом человеке жила бы доброта.
Доброта как солнышко – тепло, внимание, забота радость.
С кем у вас связано эти слова? Дети отвечают – с мамой, с бабушкой, папой, друзьями, учителями. Мама называет солнышком, папа называет солнышком, лучиком, другими ласковыми словами, которые очень приятны. Это говорит о доброте этих людей по отношению к детям.
Как можно выразить доброту? Словами, действиями (пожалеть, обнять, погладить, кивнуть в знак одобрения, др.).


3. Человек живет среди людей. Все люди разные.
Как они ведут себя, такое впечатление складывается о них. В отношениях существует много оттенков, а что такое доброта?
Давайте подберем однокоренные слова к термину доброта.
Доброжелательный.
Добродушный.
Добропорядочный.
Добросердечный.
Добронравный.
Добродетельный.
Добросовестный.
Добротный.
А какие слова созвучны с термином доброта?
Дети отвечают – радость, радуга, солнце, хороший, светлый, умный, веселый, искренний, жизнерадостный, заботливый, красивый, ласковый, мудрый, ненаглядный, честный.
Пословицы и поговорки о доброте (высказать смысл и свое отношение).
1. Жизнь дана на добрые дела.
2. Добро помни, а зло забывай.
3. Доброе слово лечит, а злое калечит.
4. Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет.
5. Красив тот, кто красиво поступает.
6. Спешите делать добро.




Учитель читает стихотворение о доброте.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
давайте воевать за доброту!

4. Что значит быть добрым? (дети отвечают).
Это значит быть хорошим человеком. Просто быть человеком.
1. Умение понимать другого человека,
2. Уметь прощать,
3. Быть снисходительным,
4. Выражать сочувствие,
5. Быть доброжелательным.
А вы знакомы с добрыми людьми?
А что вы про них можете рассказать?
А какие вы?
Приведите примеры. Расскажите истории о доброте, связанные с вами и другими людьми. О хороших поступках.


5. Добро – зло.
В жизни не все бывает гладко. Не все люди ведут себя хорошо, по-доброму. Скажите, какое слово является противоположным слово доброта. Вы сразу догадаетесь, если вспомните сказки, в которых добро всегда побеждает ? Правильно, зло. Вы услышали высказывание – добро лечит, а зло калечит. Как бороться со злом ? Правильно – добротой.
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости
Вовремя спать, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышлял о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям!
Притча о 2х больных.
Два человека лежали в больнице. Кровать одного была у окошка, а у другого – у стены. Больной , который лежал у окошка, рассказывал всем в палате, что он видит из окна. А видел он ясное небо, солнце, деревья с птичками, людей, которые гуляли по парку. И рассказывал об этом красочно, весело, живо. Другой больной, лежащий у стенки, завидовал ему и тоже хотел лежать у окна. Первый больной был тяжело болен и в один из дней ушел из жизни. Другой больной скорее попросил переложить его на место у окошка. А когда его переложили, он увидел в окошке не парк и людей, а глухую стену. Первый больной своими вымышленными рассказами пытался облегчить жизнь другим людям. Он говорил не про то, что видел, а про то, что ему хотелось бы видеть. И думал, что в людях будут пробуждаться хорошие, добрые чувства и им станет немного полегче.
Что вы поняли, услышав этот рассказ?
О каких чувствах вы подумали?
Какими были эти люди?
Что вы думаете о щедрости души?
Писатель А. Маркуша сказал:
Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо, чтобы люди тебя любили.
А вот другой рассказ. (Пока мы помним- мы живем).
Ей было девятнадцать, а самому младшему из нас – двенадцать, и каждый по-своему был влюблен в нее, тоненькую девочку – учительницу.
Стоял октябрь, но темно и хмуро было в классе. Мы решали задачку. Задача не получалась, казалась бессмысленной.
А она стояла у окна и вдруг открыла его, взяла упавший на подоконник багряный лист клена и повернулась к классу.
- Смотрите, какой он красивый! – Она высоко подняла листок, и сколько детского удивления было в ее глазах, что мы столпились вокруг нее, и как драгоценность разглядывали увядший кленовый лист, хотя до этого видели такие листья тысячу раз.
В классе словно посветлело, и почему-то вдруг легко решилась задачка.
Наступила весна. Весна 1942 года. Война грохотала далеко от нас, но она была и в нашем селе. Война жила в прямоугольниках конвертов с похоронками, в мятых треугольниках писем с фронта, она виделась в глазах наших матерей и на опухших от голода лицах детей
Мальчики тринадцати лет, мы, оставшиеся без отцов, хорошо знали цену хлеба. А хлебом тогда была картошка. Колхоз выделил клок земли учительнице, где она могла бы посадить картошку. Но что она могла, у нее не было даже лопаты! И вот тайком от нее мы вскопали ее участок, собрали по домам картошки и посадили. Кто нас научил этому? Не она ли сама, изо дня в день повторявшая, что нет больше радости, чем дарить радость другим!
В сентябре мы собрали картошку и привезли ей на квартиру. Она смеялась и плакала, отказывалась и целовала нас, грязных и усталых маленьких мужчин.
А несколько дней спустя, не веря ушам своим, мы слушали Юрку Шустряка. «Она продала картошку»,- вот что рассказывал Юрка. Продала картошку, которую мы вырастили для нее. Юрка клялся, что сам видел, как грузили на машину картошку, как смеялась она, провожая покупателей.
Она вошла в класс. Она поздоровалась с нами, но мы ей не ответили и расселись по партам подавленные и униженные. И так три дня, а на четвертый день мы прочли в районной газете заметку о благородном поступке учительницы Ирины Васильевны Орловой, безвозмездно отдавшей госпиталю 25 мешков картофеля Утром всем классом мы просили у нее прощение.
Последний раз она была с нами ясным декабрьским утром. Она давала свой последний урок, но не было урока, было прощание. Она читала Лермонтова и рассказывала о нем, но мы думали, что это последний раз, и не думали о Лермонтове. Она была в военной форме, неузнаваемо преображенная, красивая. А на вешалке висела ее шинель, от шинели тревожно пахло войной.
Погибла она в марте. Я не знаю, где ее могила. Может, похоронена она просто в поле: ни холмика над ней, ни памятника. Только наша память.
«Учитель! Перед именем твоим»

Слова учителя.
Добротой не гордятся
Словно списком заслуг.
Доброта – не богатство, а спасательный круг.
Доброта ходит тихо, ни о чем не крича.
Она с теми, где лихо,
Где гаснет свеча.
Доброта – не реклама,
Дивидендов не ждет!
Она просто, как мама ,
И придет, и спасет!

Звучит песня А.Савченко «Песня о доброте».
ПЕСНЯ О ДОБРОТЕ В этом мире огромном, в котором живем я и ты, Не хватает тепла, не хватает людской Доброты. Будем вместе учиться друг друга беречь и любить, Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить. ПРИПЕВ: Весной зашумит вода, Зимой запоют ветра. Давайте, Друзья, всегда Друг другу желать Добра! Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души, Ты однажды возьми и Добро просто так соверши, И тогда на морозе щемяще запахнет весной, И тогда на Земле станет больше улыбкой одной! Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя, И до цели добраться, конечно, помогут Друзья. Чтоб скорее исполнились давние наши мечты, Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты!

6. Совесть (беседа с детьми).
Почему люди поступают так, а не иначе? Есть какое-то побуждение, мотив, что двигает ими. Как называется это побуждение, которое заложено в нас, которое мешает спокойно жить хорошему человеку? Что в нас просыпается? Правильно, совесть.
А что такое совесть? Выскажите свое мнение и определение. Я запомнила одно определение, которое мне больше всего пришлось по сердцу. Его мне сказала одна очень хорошая учительница:
Совесть – это, когда стыдно перед самим собой.
Согласны со мной? Спасибо.
Я думаю, вы вырастите хорошими, добрыми людьми. Вы ведь теперь знаете, чем измеряется доброта. Да, хорошими и добрыми делами. Поднимите вверх солнышки, которые лежат у вас на партах. Как солнечно стало в классе. Холодный и облачный октябрьский день превратился в солнечный и ясный. Даже солнышко выглянуло в знак одобрения. Давайте улыбнемся друг другу, выйдем к доске и споем песню из мультфильма про Барбариков – песенка о доброте.

Что такое доброта? Что это такое доброта? И увидеть нельзя, и нельзя потрогать. Доброта – это когда, Доброта – это тогда, когда Все друг другу друзья, И летать все могут! Припев: Девочки и мальчики, Сладкие, как карамельки, А на них большие башмаки, Это Бар-бар-бар-барики. Лёгкие, как мотыльки, А в глазах горят фонарики, А на них большие башмаки, Это – Барбарики. Встал вам на ногу слон – Значит, хочет подружиться он. Хочет научить вас Шевелить ушами. На нос села оса – Значит, хочет познакомиться, И пощекотать, а Вовсе не ужалить! Припев: Девочки и мальчики, Сладкие, как карамельки, А на них большие башмаки, Это Бар-бар-бар-барики. Лёгкие, как мотыльки, А в глазах горят фонарики, А на них большие башмаки, Это – Барбарики. К нам на праздник доброты Приходи и ты, и ты, и ты. Кто умеет летать, и кто не умеет. А летать просто так – Надо улыбнуться просто так. Чтобы звёзды достать, Надо стать добрее. Припев: Девочки и мальчики, Сладкие, как карамельки, А на них большие башмаки, Это Бар-бар-бар-барики. Лёгкие, как мотыльки, А в глазах горят фонарики, А на них большие башмаки, Это – Барбарики.


Спасибо большое за доброту и внимание!

Литература.
1. Шемшурина А.И. Основы этики (Этическая грамматика). – учебник для уч-ся 5 класса общеобразовательной школы. – М: Изд-во «ЭТВОС», 2013 г. (Тема – Добротой себя измерь, с. 63).























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115