ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ «КАК СЕБЯ ВЕСТИ»

ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ
«КАК СЕБЯ ВЕСТИ»

Цели: в доступной и увлекательной форме вводить детей в «мир культуры», знакомить с
простыми правилами этикета; создавать условия для становления у них осознанного
отношения и поведения; формировать навыки культурного поведения в повседневной
жизни; учить видеть свои недостатки и уметь их исправлять; учить избавляться от плохих
привычек и способствовать формированию полезных.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

- Улыбнитесь друг другу! Как приятно смотреть на человека, который улыбается
приветливой улыбкой. Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала
радостнее и добрее. (Звучит песня «Улыбка»)

- Думаю, что и наше занятие сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой
для всех.

2. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. КОМПЛИМЕНТЫ.

- Сегодня к нам на занятие заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской ( на
доске рисунок-аппликация солнышко за тучкой)

Встало солнце кислое,
Смотрит небо кислое,
В кислом небе кислое
Облако повисло...
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасно
Кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.

- Почему прохожие в стихотворении «несчастные»?
- Что значит «кислое настроение»?
- А как мы узнаем, что у человека «кислое» настроение? (по выражению лица, по его
словам и поступкам)

- Дети, а как можно «поднять» настроение?
- Можно ли это сделать с помощью комплимента?
- Поднимите настроение друг другу и нашему солнышку!
- Весело стало нам? Поднялось ли у вас настроение?
- Сделайте вывод (Нужно говорить людям добрые слова).

- Каждый день вы встречаете множество людей на улице, в школе, во дворе. Важно.
чтобы ни один из них не пожалел о встрече с вами, не обиделся на вас. Булат Окуджава
сказал в своем стихотворении:

Давайте восклицатъ, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте понимать друг друга с полуслова...

3.О ДОСТОИНСТВАХ И НЕДОСТАТКАХ.

- Все люди на земле разные. У каждого человека есть черты характера. Одни из них мы
считаем достоинствами, а другие недостатками. Условно мы можем всех людей
разделить на две группы: первая. У которой больше достоинств, и вторая. У которых
больше недостатков.

Достоинства это такие черты, от которых и окружающим людям. И самому человеку
польза, а недостатки приносят всем, да и самому человеку только неприятности.
- Подумайте. Доброта это недостаток или достоинство? Почему?
-Грубость это недостаток или достоинство? Почему?
- Народ всегда высмеивал глупость, жадность, осуждал жестокость и злобу, а с уважением
относился к добрым, бескорыстным людям, готовым ближнему отдать последнее, что есть
в доме, если оно ему нужнее.
-Перед вами книги с русскими народными сказками. Назовите недостатки одних героев и
достоинства других.
` Какой вывод можно сделать? (В народных сказках восхваляли достоинства людей и
высмеивали их недостатки),
-А сейчас проведем игру. У вас на партах белые и черные кружочки. Белыми мы будем
отмечать достоинства, а черными недостатки людей. Постарайтесь их запомнить.

Диктую слова: лень, неряшливость, бережливость, терпение, вежливость, грубость,
аккуратность, плаксивость, драчливость, правдивость, ложь, дружелюбие, скромность,
выдержка
- Какие достоинства вы отметили?
- А какие недостатки вы нашли?
Мы живем среди людей и очень важно для каждого человека, что о нем думают
окружающие.
- А что вы сами думаете о себе? Вы воспитанный человек? Чего у вас больше: достоинств
или недостатков?
- Давайте поиграем в игру, которая называется «Волшебный стул». На «волшебный стул»
приглашается один из учащихся класса. Присутствующие рассказывают о том, какими
положительными качествами обладает этот ученик ( умный, добрый, внимательный, . .)

4. О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ.

- Кого называют вежливым человеком? (человека, знающего правила поведения, а
главное выполняющего эти правила)

- Откуда же появились эти правила? Никто этих правил не выдумывал. Они создавались в
народе постепенно, вырабатывались веками. И возникли совсем не случайно. Уже по
тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как
садится, ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о его нравственных и
умственных достоинствах.

- А может быть и не нужны нам общепринятые правила поведения? Может легче прожить
по своим правилам? «Я так хочу!», «Мне так нравится!», «Я хочу и буду делать то, что
хочу, не считаясь ни с кем!»

- Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети,
которые все делают наоборот. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не
полезные, а вредные советы, Они все сделают наоборот. И получится как раз правильно.
- Вот советы Г.0стера для непослушных детей...

Если ты пришел к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

- Советы писателя подтверждают еще одно важное правило, которого следует обязательно
придерживаться. Прочитайте его:

«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по
отношению к тебе».

5.О ВЕЖЛИВОСТИ.
Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть

вежливым означает знать как себя вести. В словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке
говорится так: «Вежливый соблюдающий правило приличия, воспитанный, учтивый».
Вежливость то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте

бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость лучшее лекарство от
злобы, грубости, бескультурия.

- Вспомните Доктора Айболита! Каким он был? (добрым, милосердным)

- А каким был Бармалей? (злым, жадным)

- Чем же закончилась их встреча? (Доктор Айболит перевоспитал Бармалея. Пират стал
добрым, воспитанным)

- Злость нельзя в себе копить!

Это чувство страшное!
Знай, злодеем в жизни быть

Самое ужасное.

- Вы конечно, помните историю про девочку Женю, у которой был удивительный цветок.
Его семь лепестков выполняли любое желание. Надо было лишь оторвать один из них и
произнести:

„Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели...

-Наш Цветик-Семицветик не волшебный, но если вы правильно заполните его лепестки
такими качествами характера, которые необходимо в себе воспитать, он вам поможет.

( Дети делятся на группы, каждая группа получает модель цветка с заданной буквой в
центре: Д, В,С, Т. Дети должны вписать слова, обозначающие качества характера человека
на заданную букву. Помощь со стороны учителя. По окончании работы каждая группа
знакомит со своим цветком)

6.РИСОВАНИЕ ПОД МУЗЫКУ.
-Всегда особенно ценна
Бывает внешность той,
Чья красота озарена
Душевной красотой.
-Нарисуйте цветок своей души.(Дети рисуют под музыку).
-Почему люди любят цветы?
-Давайте соберем букет из ваших цветов..Какой он получился?

7.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

-Какие качества вы должны воспитывать в себе?
-Какими должны быть отношения между людьми?
(Звучит песня о дружбе).