Конспект занятия Заиграем от души русскую народную(подготовительная к школе группа)


«Заиграем от души русскую народную!»
Программное содержание:
1.Расширять знания о музыкальных инструментах и видах оркестра.
2.Учить узнавать инструменты по виду и тембру.
3.Упражнять в игре на детских музыкальных инструментах.
4.Развивать эмоциональную отзывчивость на веселые и лирические народные песни и мелодии.
5.Способствовать развитию самостоятельного проявления и творчества детей в танцевальной импровизации.
Оборудование:
Иллюстрации и фото с изображением симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов; детские музыкальные инструменты –ложки, бубны, балалайки, трещетки.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: (показывает иллюстрацию с изображением симфонического оркестра). Что вы видите ? (оркестр) Что такое оркестр? Да, это когда звучат сразу или поочередно много разных инструментов. Посмотрите, сколько музыкантов собралось в одном оркестре. Каких только инструментов здесь только нет. Какие из них вам знакомы? (Дети перечисляют знакомые инструменты). Какие группы инструментов в оркестре вы знаете? (струнные, духовые и ударные). Как называется такой оркестр? (симфонический).
Музыкальный руководитель: Правильно, он, как и любое государство, имеет свои законы. У оркестра есть даже президент.
Он отличный музыкант, у него большой талант,
Палочкой взмахнул и вот – в зале музыка живет!
Зазвучал оркестр и хор, кто он, дети? (дирижер).
–Правильно. Дирижер, используя свою палочку, может заставить инструменты играть так, как он этого хочет, не произнося при этом ни слова. Он пользуется только палочкой. Возьмите воображаемые музыкальные инструменты и попробуйте играть на них. Только сначала скажите, когда музыканты играют все вместе - это называется…(оркестр), а когда играет один музыкант…(соло).
Дирижер всегда готов!
Больше дела - меньше слов!
В оркестре дружном и веселом
Занятных много мастеров!
Как только палочка взлетит -
Оркестр дружно зазвучит!
Сейчас в исполнении симфонического оркестра мы послушаем «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского. А я буду вам дирижировать.
Слушание « Вальса» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского.
Педагог дирижирует, дети имитируют игру на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Чудесно! Рассмотрим теперь другую иллюстрацию. Здесь тоже изображен оркестр, но он состоит из русских народных инструментов. Какие из них вам знакомы? (балалайки, гармошки, дудки, ложки, трещотки, рубели). А еще гусли, цимбалы, домры (показывает карточки с изображением инструментов).
Эх, оркестр народный,
Раздольный, хороводный.
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую!
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
А «Страданья» заиграет –
Прямо сердце замирает!
То он плачет, то хохочет –
С нами делает, что хочет! (Л.Яковлев)
Музыкальный руководитель: Послушайте в исполнении оркестра народных инструментов русскую народную мелодию.
Слушание «Русский наигрыш». Народная мелодия.
Музыкальный руководитель: Какой характер музыки? (веселый, задорный). Звуки каких инструментов показались вам знакомыми? (гармони, балалайки, ложек, бубна). А сейчас мы послушаем еще одно музыкальное произведение.
Слушание «Вологодские кружева»
Музыкальный руководитель: Какой характер у этого произведения? (спокойный, лирический, напевный). Какой танец он вам напоминает? (хоровод). Давайте мы с вами заведем красивый хоровод под эту нежную музыку.
Дети исполняют хоровод и различные перестроения под мелодию «Вологодские кружева»
Выходит группа детей среднего дошкольного возраста в русских национальных костюмах, в руках у них народные инструменты: трещотки, бубенцы, ложки, свистульки, рубель и т.д.
Каждый из детей после своих слов играет на инструменте:
1-й. Вот свистулька тонкая
2-й. Бубен.
3-й. Ложки звонкие.
4-й. Есть дощечка-просто смех!
5-й. А трещотка громче всех!
6-й. Есть еще и бубенцы.
Все (вместе) Все мы вместе –молодцы!
7-й. Русских песен много знаем,
Вам одну сейчас сыграем.
Исполняют р.н.медлодию «Ах, вы сени»
и под аплодисменты уходят.
Музыкальный руководитель: Повеселились? А сейчас отгадайте загадки.
Отгадайте загадку:
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка?
Это наша... (Балалайка)
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь,
Звонкая, нарядная,
Русская, трехрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
Если дуете в нее,
Очень весело поет,
Все на ней играете,
Сразу отгадаете!
«Ду-ду-ду, да-да-да!»-
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка.
А что же это? (Дудочка)
Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать надо меха. (Аккордеон)
- Отгадали все загадки, предлагаю поиграть на народных инструментах. (раздает детям детские музыкальные инструменты –ложки, бубны, балалайки, трещетки).
Проводится музыкально-дидактическая игра
«Угадай инструмент».
Музыкальный руководитель: Послушайте в исполнении оркестра народных инструментов русскую народную песню «Ах, ты береза».
Слушание русской народной песни «Ах, ты береза».
-Мы с вами можем на детских ударных инструментах исполнить русскую народную мелодию? А станцевать ?
Педагог делит детей на две группы: первая – музыканты, вторая – танцоры. Напоминает детям характерные танцевальные движения для мальчиков и девочек.
Повторное слушание русской народной песни «Ах, ты береза»
Дети импровизируют на музыкальных инструментах и исполняют характерные танцевальные движения.
Музыкальный руководитель подводит итог занятия.