Проектная деятельность как средство нравственно – трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка


-831215-760095Юрга 2016
Составитель: Балыкина Анна Дмитриевна
воспитатель МБОУ «НШ-ДС№5»
г. Юрга, Кемеровской области.
Проектная деятельность как средство нравственно – трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа – детский сад №5» г. Юрга

Содержание
Введение Стр.
1. Взаимосвязь трудового воспитания и нравственного развития дошкольника в проектной деятельности. 2.Реализация проектной деятельности по нравственно – трудовому воспитанию на примере проекта «Наш огород» Заключение Список литературы Введение
Нравственно-трудовое воспитание – одно из важнейших направлений воспитательного процесса, целью которого является формирование гармоничной личности ребенка.
Труд – одна из форм существования человека в современном обществе, форма проявления личности. Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».
В процессе трудового воспитания ребенок должен получить не только базовые представления о механизмах и природе труда, возможных реализациях своих способностей, навыков, но и научиться ценить результаты своего и чужого труда, уважительно относиться к процессу, воспринимать труд как неотъемлемую составляющую жизни современного человека.
Иногда ошибочно считают, что если дети участвуют в трудовой деятельности, то само по себе уже происходит нравственное воспитание.
Выявляя состояние трудового воспитания в дошкольных учреждениях, специалисты постоянно сталкиваются с фактами, когда труд организуется, дети систематически принимают участие в разных его видах, имеют навыки трудовой деятельности, однако приобретение предполагаемых нравственных качеств не происходит. Прежде всего, не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Оказывается, что одно лишь участие ребенка в труде не является решающим для его нравственного воспитания. Приобретение трудовых умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности, еще недостаточно для воспитания трудолюбия, формирования эмоционально-положительного отношения к труду. Нужны какие-то дополнительные условия. Вместе с тем приобретение трудовых умений и навыков составляет важную и необходимую основу нравственно-трудового воспитания детей.
Мы учим детей трудиться, и конечно, воспитываем в процессе труда. Это два тесно переплетающихся способа педагогического действия на детей, которые не должны разрываться. Нравственное воспитание в труде тесно связано с уровнем развития трудовой деятельности.
Цель нравственно-трудового воспитания: обеспечение успешной социализации дошкольников через организацию проектной деятельности по нравственно – трудовому воспитанию.
Основными задачами нравственно-трудового воспитания являются:
- становление гармоничной личности, готовой стать полноценным членом современного общества, умеющим справляться с поставленными задачами, находить нестандартные решения типовых вопросов;
- развитие трудолюбия, уважения к результатам труда, к чужому труду; - развитие скромности, терпеливости, усидчивости, целеустремленности, ответственности за начатое дело;
- раскрытие и развитие творческого потенциала в ребенке;
- привитие интереса к общественно-значимому труду.
Задачи нравственного воспитания в труде имеют свою специфику. Их решение связано с формированием у ребенка таких качеств, которые характеризуют его отношение к труду и всему, что с этим связано: аккуратность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, дружелюбие.
Одно из достоинств технологии проектирования при реализации задач нравственно – трудового воспитания в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей является рисунок, аппликация, альбом, или собранный урожай. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
При условии целенаправленного педагогического руководства развитие трудовой деятельности и формирование нравственных качеств у детей происходит одновременно. При этом, проектная деятельность направлена на решение вопросов нравственно – трудового воспитания детей в соответствии с образовательной программой дошкольного образования..
1. Взаимосвязь трудового воспитания и нравственного развития дошкольника в проектной деятельности.
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у дошкольников сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества. Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. Труд способен: укреплять физические качества; развивать умственные способности; повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнения, сопоставления предметов и т. д.; развивать самостоятельность, ответственный подход, инициативу. Очень важно учитывать возраст дошкольника – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.
Применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
Вместе с тем в процессе проектной деятельности по нравственно-трудовому воспитанию детей встречаются и новые трудности, которые обусловлены их возрастными особенностями. Это низкий уровень самооценки, самоконтроля, организационных навыков и культуры деятельности в целом. Дети не всегда умеют соотнести свои возможности с предстоящей деятельностью. Учитывая эти трудности, воспитателю следует ориентироваться в работе на положительные особенности этого возраста, помогающие воспитанию детей в труде: желание действовать, стремление к самостоятельному выполнению заданий, активность.
Самым высоким критерием оценки итоговой деятельности по результатам проекта является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих. Педагогу очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в проектную деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.
Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством нравственного воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу: например, при реализации проекта педагог планирует закрепить еще не прочные трудовые навыки ребенка, изменить его отношение к данной работе или познакомить с новым содержанием труда. Часто в практике имеются поручения, решающие довольно специфические задачи воспитания дошкольников.
В особый вид проектной деятельности можно зачислить проекты направленные на решение трудовых задач, связанных с трудом в природе. Содержанием такого проекта направлено в первую очередь на воспитание высоко нравственного человека, с уважением относящегося к окружающей природе. Это не только уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и умение оценить результаты не только своего труда, но и главное сберечь все, что достигнуто или сделано. Поэтому проекты, связанные с трудом в природе благотворно влияют не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладываются основы экологического образования.
2. Реализация проектной деятельности по нравственно – трудовому воспитанию на примере проекта «Наш огород»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дошкольного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по формированию элементарных математических представлений, формированию развитию целостности картины мира, развитию речи или конструированию. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Метод проектов является для дошкольных учреждений инновационным. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Для решения задач по реализации проектной деятельности направленной на нравственно – трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в нашей группе ежегодно реализуется проект «Наш огород».
Может встать вопрос: почему ежегодно? Дело в том, что группы в дошкольном отделении нашего учреждения разновозрастные и их состав меняется ежегодно. И традиционно в данном проекте принимают участие дети старшего дошкольного возраста.
Данный проект актуален и эффективен. Он позволяет сформировать у ребенка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием стихов, песен и т.д. Дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать познавательную активность, самостоятельность, творческие способности и коммуникативные навыки. Такие качества способствуют успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дальнейшего образования.
Данный проект по доминирующей деятельности – познавательно - поисковый.
По характеру содержания – включает ребенка и природу.
По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов – осуществляется внутри, двумя возрастными группами.
По количеству участников – групповой.
По продолжительности выполнения – длительный.
Гипотеза: эффективное развитие нравственных позиций в непрерывном трудовом воспитании возможно только при использовании совместной проектной деятельности детей, родителей и педагогов
Главные принципы в работе:
- систематичность и последовательность, от простого к сложному;
- учёт возрастных и психологических особенностей дошкольника;
- наглядность;
- увлекательность, образовательный материал доступен и интересен;
- принцип гуманизации, он представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребёнка, как субъекта творческой деятельности (уважительное отношение к личности каждого ребёнка как высший ценности общества);
- принцип интеграции - это сотрудничество с семьёй, с социумом, а так же, сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с огородом;
- принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого, ребёнка в процессе освоения знаний об огороде, с учётом возраста, накопленного опыта, особенность эмоциональной и познавательной сферы.
Новизна проекта – организация исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности на мини – огороде организации.
При организация исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности на мини – огороде в работе с детьми использовались образовательные области:
- позновательное развитие (беседа с детьми « Наш урожай», « Для чего растению нужны семена». Д/и «Вершки и корешки», «Чудесный сундучок».)
- художественно – эстетическое развитие (прослушивание песен, прибауток, загадок, пословиц, примет об овощах, рисование на тему «Овощи», «Наш огород»,изготовление поделок из овощей).
- социально – коммуникативное развитие (практическая работа на огороде (замачивание, проращивание семян (бобы, горох, репа); подготовка почвы к посеву семян (рыхление, выравнивание поверхности, подготовка борозд); посев семян, обсуждение и проговаривание правил безопасного поведения при работе с инвентарём на огороде). При реализации данного проекта используется окружающая среда в полном объёме, в создании которой участвуют все участники проекта, это возможность дать детям не только знания, но и практические навыки. Показана возможность развития нравственных качеств, направленных на любовь к родному краю, родной природе.
Цели и задачи проекта:
Цель: создание условий для закрепления и усвоения знаний детей 5-6 и6-7 лет, об условиях выращивания и пользе для человека овощных культур.
Задачи:
- обобщить и расширить знания детей об овощах и пряных растений;
- совершенствовать умение и навыки поисковой– исследовательской деятельности воспитанников;
- повысить речевую активность детей, активизировать словарь по теме «Овощи», «Пряные растения»;
- развивать познавательный интерес детей к растительному миру;
- прививать трудолюбие;
- совершенствовать уровень накопленных практических навыков;
- совершенствовать стиль партнерских отношений;
- учить детей анализировать свою деятельность
Краткое описание проекта по этапам
1 этап – Подготовительный.
- Опрос среди детей (Воспитатель: Давайте подумаем, а сможем ли мы с вами вырастить из этих семян овощи, и какие?).- Подбор материалов (семян, инструментов для обработки земли, художественной литературы, игр, видео- и аудиозаписей, песен,).2 этап – Погружение в игровую ситуацию.
1. «Почтальон» передает телеграмму детям детского сада. Педагог читает текст: «Здравствуйте, ребята! Мы дедушка и бабушка высылаем вам разные семена. У нас в деревне из этих семян вырастают вот такие овощи (картинки), а что у вас получится?».
Диалоговая беседа.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть эти семена.
Постановка проблемы.
3 этап – Обсуждение проблемы.
Дети высказывают свои идеи реализации проекта.
Лера: Можно их посадить в землю.
Кирилл: Я думаю, что их надо намочить. Так делала моя бабушка.
Дима: Землю надо вскопать.
Сёма: А я знаю что землю пашут плугом, папа читал книжку про землю.
Лера: Нет землю надо вскопать в огороде.
Вика:. Мы попросим наших папа вскопать наш огород.
Дима:. А семена сажают на грядки!
Коля: Мы их сделаем!
Антон:. Но для этого нам надо лопаты и грабли.
Егор: Мы тогда с девочками замочим семена!
Воспитатель: Ребята а как эту вашу всю работу смогут увидеть бабушка и дедушка?
Кирилл: А мы всю нашу работу будем фотографировать.
Сёма: Можно нарисовать рисунки и сделать поделки.
4 этап – Разработка проекта
Воспитатель интересуется у детей, что им нужно для реализации проекта, кто этим будет заниматься, к кому обратиться за помощью и сколько времени потребуется для выполнения работы
Вика: Нам нужен огород.
Стас: Анна Дмитриевна а у нас есть в саду не большой огород под окнами нашего сада.
Коля: Вскопать огород мы попросим наших родителей
Вика: А мне бабушка говорила , что бы выросла репа надо знать народные приметы
Сёма: Анна Дмитриевна, а вы знаете загадки про овощи. Я знаю про морковку.
Антон: А можно я буду всю нашу работу фотографировать.
Дима: А мы все будем рисовать . и делать поделки для выставки.
Дети составляют план деятельности по достижению цели (при участии воспитатель как партнера).
5 этап – Оформляется наглядная информация для родителей.
Идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.
Предлагаются информационные листки , примерные задания и вопросы совместной деятельности родителей с детьми дома. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы проекта составляются консультации с родителями. Родители вовлекаются в выполнение творческих домашних заданий.
7 этап – Практическая часть.
Дети определяют свою роль в работе и срок ее выполнения. К ним подключаются воспитатель, музыкальный руководитель и преподаватель физической культуры. Затем начинается работа по выполнению проекта..
8 этап – Фотовыставка
Фото, рисунки и поделки.
9 этап – Рефлексивный.
Оценка работы.
Воспитатель. Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило? Выставку мы с вами сделали. Как вы, ребята, считаете, выполнена задание бабушки и дедушки? Наш выставка готова? Овощи убраны?
Итог.
Воспитатель. Наша выставка готов к показу. В ней вы показали, какие семена вы брали, как подготавливали огород, как сеяли, как ухаживали, как убирали урожай.
Заключение.
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условия труда оказывает на детей определённое воспитательное воздействия и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.
Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что трудно проследить у детей моральные побуждения и мотивацию, которыми они руководствуются во время трудовой деятельности, их отношение к труду. А используя метод проектной деятельности можно было наблюдать их положительно-эмоциональный отклик, проявляющийся в желании что-то сделать, в старании. И я глубоко уверена в том, что заложила ростки доброты, любви и внимания к окружающим обязательно в будущем дадут свои плоды.
Подводя итог, можно сказать, что
- Дети овладели умениями, позволяющими выполнять содержание трудовой деятельности по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями.
- В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним.
- В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.
- У детей сформировались представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.
Не останавливаясь на достигнутом считаю, необходимым продолжить работу в этом направлении.
Эта работа с детьми убеждает в том, что овладение трудовыми навыками и формирование у дошкольников нравственно-трудовых качеств тесно связана с проектной деятельностью, которая совершенствуется с возрастом детей.
Опыт работы по нравственно - трудовому воспитанию дошкольников через проектную деятельность был представлен на курсах повышения квалификации дошкольных работников при КРИПК и ПРО в 2015 году и получил высокую оценку коллег. Материал по обобщению данной темы опубликован на Интернет – портале Инфоурок.ru и получил положительную оценку пользователей Интернет –сообщества