Аддиктивное поведение подростков и влияние психоактивных веществ на организм человека


Урок биологии в 9 классе
СЛАЙД -1
Тема урока: «Аддиктивное поведение подростков и влияние
психоактивных веществ на организм человека».
Цель урока:
Раскрыть сущность аддиктивного поведения подростков, показать его пагубную роль в социализации личности.
Дать достоверную информацию о влиянии на организм человека вредных привычек.
Укрепить здоровье учащихся, созданием в школьной среде условий, препятствующих распространению вредных привычек.
Совершенствовать систему гигиенического воспитания учащихся по проблемам здорового образа жизни.
Оборудование: таблицы «Влияние алкоголя на организм человека», «Влияние никотина на организм человека», «Влияние наркотиков на организм человека», мультимедийная презентация по вредным привычкам, 80 – 90% спирт, яичный белок, пробирки, вода, фильтры от сигарет.
СЛАЙД -2
«Трудно себе представить то благотворное влияние,
которое произошло бы во всей жизни людской,
если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя
вином, табаком и опиумом».
Л.Н.Толстой

Ход урока:
СЛАЙД -3
Учитель: В последние годы в отечественной литературе всё чаще используется термин «аддиктивное поведение», которым называют злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние подростков, включая алкоголь, курение, употребление наркотиков. Алкоголь, никотин, наркотики, извечные и коварнейшие враги человечества. Значительная его часть находится в рабстве у этих веществ. И количество пленённых этими веществами не уменьшается.
С плакатов рекламных стендов, с телевизионных экранов, со страниц газет и журналов, на нас смотрят молодые , крепкие люди, которые курят, употребляют алкоголь. Рекламой нас пытаются убедить, что если ты будешь пить и курить, ты будешь выглядеть эффектно и современно, у тебя будет много друзей, весёлая компания, к тебе придёт успех. Но нам не показывают обратную сторону этой медали, где умирают преждевременно молодые люди.
Жизнь – это выбор. Иногда ты даже не замечаешь, что тебе приходится его делать. Но бывают ситуации, от которых зависит твоё будущее, и тебе самому решать, как поступить, как научиться делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться во всё усложняющем мире. Человек, взрослея, набирается жизненного опыта, но к сожалению, опыт может быть и ассоциальный. А вот как помочь себе, окружающем мы и будем говорить на нашем уроке. СЛАЙД – 4. Сейчас я вам предлагаю провести психологический эксперимент. Положите перед собой лист чистой бумаги, согните его так, чтобы получилось 4 части. Теперь разогните лист и бережно разорвите его на 4 квадратика. На каждом квадратике напишите, что для вас самое главное в жизни? Какие ценности вы ставите превыше всего? Чего хотите добиться в жизни? Сложите листочки и временно отложите их.
Вы, наверняка уже слышали о вредных привычках, а значит задумывались над этим.
СЛАЙД – 5
(Далее идёт сообщение учащихся о вреде курения с демонстрацией таблицы «Влияние никотина на организм человека»)
Демонстрация опыта «Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина»
Цель опыта; дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нём наличие кислот, смол, никотина.
Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка темно – коричневого цвета осталось часть смол никотина, образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция – нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.
Курят герои с киноэкранов.
Курят герои известных романов
Курят медсёстры порой и врачи.
Кто от куренья нас может спасти?
Народная мудрость давно гласит:
«Курить – это значит здоровью вредить!»
Может издать во всех странах закон;
«Курильщиков злостных с планеты вон!»?
Хотим мы здоровыми, бодрыми быть,
Пользу стране своей приносить!
Министры в правительстве и депутаты
Пора покончить с зельем проклятым!
Пусть каждый сидящий на миг помолчит,
Послушает, как его сердце стучит!
Пусть ваше сердце даст вам совет
Стоит курить продолжать или нет?
Учитель: А сейчас шуточный рассказ органов человека о себе, своём самочувствии. Что бы сказали наши органы если бы умели говорить.
Рассказ органов человека о себе.
СЕРДЦЕ
Мне так плохо, так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверное, осталось мало…
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд не победим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днём,
И если вы нас не спасёте,
Мы от куренья пропадём.
ЛЁГКИЕ
Ой, мы бедные сожжённые совсем,
Мы хотим спросить вас, люди:
А вы курите зачем?
Нас полоний отравляет,
Никотин нам – страшный яд,
Наши бронхи он сжигает,
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтоб стать здоровым вновь?
Чтоб вдыхать нам полной грудью
Свежий, чистый кислород;
Чтобы газам ядовитым
Не давать нам больше вход.! ГОЛОВНОЙ МОЗГ
Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет поменял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет –
Всё от этих проклятых сигарет.
Не искупить бедой вину –
Строг приговор:
За страсть к курению
Пустеет комната ума,
Где был мир идей, теперь там тьма.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу
СЛАЙД – 6 «Мой выбор – не курить»
№ п/п Аргументы «за» Аргументы «против»
1 2 3 4 5 Учитель: А теперь возьмите квадратик, где у вас написаны слова « здоровье», «работоспособность», « активность», «трудолюбие» если таковые имеются и сомните их.
Вы потеряли уже одну ценность.
- Итак с табаком разобрались. Теперь никто не считает его безвредной привычкой.
А как быть с алкоголем? Не секрет, что русских считают чуть ли не самыми пьющими в мире, а кроме этого – самыми смекалистыми. Не связано ли это между собой? Не является ли алкоголизм толчком к развитию всевозможных талантов?
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Кристины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
(Сообщение учащихся о вреде алкоголя. Демонстрация таблицы « Влияние алкоголя на организм»)
Демонстрация опыта «Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя»
Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.
Ход опыта: В две пробирки налили по 2мл яичного белка. В одну добавили 8 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90%.
Результаты опыта: В первой пробирке белок растворился, так как он является легко растворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во торой пробирке образуется плотный белый осадок - в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате нарушается структура и свойства белка, его функции. Белки клеток начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток организма.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу
СЛАЙД – 7 «Мой выбор – не употреблять алкоголь»
№ п/п Аргументы «за» Аргументы «против»
1 2 3 4 5 Учитель предлагает учащимся взять квадратик бумаги, где у них написаны слова: «материнство», «работоспособность», »воля», «карьера», «поступление в ВУЗ», «уважение» если таковые имеются и скомкайте его.
Итак вы потеряли еще одну ценность!
СЛАЙД – 8. Учитель: Ребята, а что такое наркомания?
(Наркомание – пристрастие к наркотикам)
Ученик читает письмо « Друга убили наркотики»
«У меня был замечательный парень Олег. Мы познакомились с ним два года назад. Нам было весело вместе, Я никогда раньше не встречала парня с таким обалденным чувством юмора. Не буду рассказывать о всех его достоинствах, просто скажу: он был настоящим другом. Его день рождения мы отметили вместе. Я, подкопив денег, подарила ему серебряную цепочку с Овном – его знаком. Летом я уехала отдыхать пообещав писать письма каждый день. Когда вернулась всё изменилось. От друзей узнала, что Олег пристрастился к наркотикам. Мне было страшно смотреть ему в глаза. Когда ему нужна была очередная доза, он перестовал быть похожим на человека. Моего весёлого друга больше не было. Как – то поздно вечером он позвонил и сказал: « Света, мне срочно нужно три сотни. Если ты меня любишь, пожалуйста…». И заплакал в трубку. Я стояла ошарашенная. Деньги, конечно же, достала. Попросила у родителей, сказала, что на день рождения подругам. Потом наступили тяжёлые дни. Денег требовалось всё больше… Через полгода Олег умер от передозировки. Вот и всё. Иногда кажется, что всё это не правда, Олег позвонит и скажет: « Привет, я скучаю по тебе». Цепочку, мой подарок он продал перед смертью, но это его не спасло. И я не смогла спасти его.
Часто меня мучает совесть. Неужели ничего нельзя было сделать? Хочу обратиться ко всем сверстникам. Будьте сильными, пожалуйста! Неприятности, проблемы, это не повод искать забвения с помощью наркотиков.
Света Николаева.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу
СЛАЙД – 9 «Мой выбор – нет наркотикам»
№ п/п Аргументы «за» Аргументы «против»
1 2 3 4 5 Учитель: Мало бояться наркотиков, важно осознать, почему они действительно опасны. В жизни многое зависит только от нас и мы в состоянии не допустить такой мрачной картины. Я верю, что в случае искушения наркотиками вы поступите правильно, то есть откажитесь от них.
Наркотики отнимают у человека независимость, активность, работоспособность, красоту, обаяние, уважение, творчество, искренность, коммуникабельность, интеллект, любовь, право быть счастливым.
- А теперь возьмите те квадратики, на которых у вас написаны перечисленные мною «ценности жизни» и скомкайте их. У вас ничего не осталось. У меня тоже.
Учитель поджигает скомканные листочки.
- Ребята, вы хотите, чтобы всё о чём вы мечтаете, чего хотите достичь в жизни вот сгорели как эти бумажные квадратики?
(НЕТ.)
- Так ради чего вы потеряли свои ценности? Ради курения? Алкоголизма? Наркотиков?
Нужно решительно сказать НЕТ. И поэтому я предлагаю взять и разгладить свои «ценности жизни». Убрать и беречь их. А также с сегодняшнего урока я предлагаю вам начать жизнь с чистого листа.
И всё же не дай Бог, если к вам в дом или в дом вашего друга постучится беда, помогите себе и ему. В Воронеже открылся Центр «АнтиСПИД», в котором наркоманам совершенно бесплатно и анонимно помогут уберечь себя. Обратиться в центр можно по телефону 51 -28-90, и у нас в городе Семилуки работает «телефон доверия», 2-26-78, где вам окажет помощь опытный психолог.
Ибо без веры жить нельзя, без веры в человека, без веры в то, что на краю пропасти мы всё же остановимся.
На ярмарке жизни чудес убывает:
Здесь, золушку Принц не всегда выбирает
И вовсе не лишним бывает здесь третий,
И невиновный бывает в ответе.
За деньги поджарят здесь синюю птицу,
Здесь шею свернут журавлю и синице,
И камень стращает у каждой дороги:
Прохожий, беги, уноси свои ноги.
И что тут поделать, коль нету иного?
И жизнь повторяется снова и снова.
Пусть синие птицы летают повыше,
И Принц терпеливее Золушку ищет.
Домашнее задание:
Напишите мини - сочинение своему другу (подруге) и постарайтесь убедить его (её) бросить пить, употреблять наркотики.
Одному ученику было дано опережающее домашнее задание, и он уже написал письмо курильщику, где попытался убедить его бросить курить.
Письмо курильщику
Здравствуй, человек, рискующий своим здоровьем. Я не хочу писать тебе »Уважаемый», так как вряд ли курящий человек достоин уважения.
Я хочу обратиться к тебе с предложением бросить курить. Во всём мире прогрессивные люди борются с этой вредной привычкой. В таких странах, как США, Германия, Франция проводят дни отказа от курения. Во многих странах берут штраф за курение не только в общественных местах , но и на улице. Я рад, что этот закон есть теперь и у нас.
Нужно помнить, что ты вредишь не только себе, но и окружающим. Если ты ещё не совсем потерянный человек, то опомнись и вспомни о людях, которые тебя окружают. Учёные доказали, что курение сокращает жизнь человека примерно на 5 лет. Табачный дым содержит такие ядовитые вещества, которые усиливают склонность к заболеваниям. Самым вредным из них является бензоперен – возбудитель образования раковых опухолей.
Бросить курение не просто: нужна огромная сила воли. Надо заниматься спортом, вести активный образ жизни, больше бывать на свежем воздухе и забыть про компанию курильщиков. Надеюсь на твою сознательность и целеустремлённость.
Твой доброжелатель
Вывод по уроку: Алкоголизм, курение, наркомания – являются социальным злом и наносят обществу моральный и материальный ущерб.
Оценки. Что касается оценок. Сегодня вы очень хорошо работали на уроке. Я благодарю вас за ваши мысли и мнения, за работу, которую вы сейчас проделали. Но не за каждый урок можно поставить оценки. Я думаю, что оценки вам поставит сама жизнь, если вы сможете уберечь себя, своих друзей, своих близких от пагубного влияния психоактивных веществ.
Урок закончен. Благодарю всех за внимание.