Планирование по физической культуре

Муниципальное образование – городской округ
(учредитель)
города Рязани Рязанской области
(город)
МБОУ «Школа №58» имени Героя Российской Федерации гвардии капитана Орлова Сергея Николаевича
(полное наименование образовательной организации)



«РАССМОТРЕНО»
«СОГЛАСОВАНО»
«УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО
29.08.2016 г.
Заместитель директора по УВР
Лобанова Е. Н.
Директор МБОУ
«СОШ №58»
Егорова Е. А.

Протокол № 1
от 30.08 2016 г.
от 31.08.2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре
(указать учебный предмет)

Уровень образования (класс) 5
(основное общее образование с указанием классов)

Количество часов 68

Учитель: Сорокин Владимир Сергеевич











Программа разработана на основе авторской программы В.И. Ляха «Физическая культура. 1-4 классы» (УМК «Школа России») «Просвещение », 2011 г.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания)







Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5 класса

Рабочая программа по физической культуре для 5 класса общеобразовательной школы разработана на основе:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» п. 2 ст. 32. (приказ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.)
2. Федерального государственного стандарта основного общего образования (Стандарты второго поколения – М.: Просвещение, 2011 г.).
3. Фундаментального ядра содержания общего образования (Стандарты второго поколения – М.: Просвещение, 2011 г.)
4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России (М.: Просвещение, 2009 г.)
5. Базисного учебного плана МБОУ «Школа №58» (на 2016-2017 учебный год).
6. «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2008) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Она разделена на три программы: программа для 1–4 классов, 5–9 классов и 10–11 классов.
7. Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (приказ от 31 марта 2014 года №253)
Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Цель физического воспитания: Содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей:
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие и нравственных качеств;
разработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психологической саморегуляции.

Работа отражает основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовленности учащихся. Уроки физической культуры призваны сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических и психических качеств, творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика.
Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, возможностей материальной физкультурно-спортивной базы, региональных национальных и местных особенностей работы школы.
Содержание данной рабочей программы при трёх учебных занятиях в неделю основного общего и среднего (полного) образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре.
Данная программа рассчитана на условия типовых образовательных учреждений со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, Рабочая программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с обще-развивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
В соответствии с целью образовательной области «Физическая культура» формулируются задачи учебного предмета:
расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий физической культурой овладения современными системами физических упражнений.
расширение объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;
гармонизация физической и духовной сфер, формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье;
развитие физических качеств;
развитие координационных способностей и обучение жизненно необходимым умениям и навыкам.
Программа направлена на:
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, региональными климатическими условиями).
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности образовательная программа лицея включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое совершенствование».     Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.      Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.      Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения обще-развивающей направленности».       Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.       Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.       Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.       Тема «Упражнения обще-развивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
      Основные формы организации образовательного процесса в школе уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках.
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
При составлении планирования учитывалось участие школы в Спартакиадах различного уровня по традиционным видам спорта (волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика, футбол), а также необходимость тестирования учащихся для определения уровня физической подготовленности участия в контрольных соревнованиях, приёма нормативов «Президентские состязания».
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениямпо организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использоватьучебники по физической культуре, особенно те их разделы,которые касаются особенностей выполнения самостоятельныхзаданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках собразовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.
При разработке рабочей программы учитывались приём нормативов «Президентских состязаний», а так же участие школы в территориальной Спартакиаде по традиционным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика и др.).
Важной особенностью образовательного процесса является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и мере текущего освоения умений и навыков. Выполнение программных нормативов сводится и зависит от состояния материально-технической базы и наличия школьного спортивного инвентаря.
Критерии оценивания различных видов работ
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными. Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе).
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт. 
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализируемых образовательных программ. 
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть, за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. 
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
1. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. 
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы, тестирование.   
Оценка 5
Оценка 4
Оценка 3
Оценка 2

За ответ, в котором учащиеся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности
За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки
За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике 
За непонимание и незнание материала программы


2. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями  и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.   
Оценка 5
Оценка 4
Оценка 3
Оценка 2

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив
При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок
Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности.
Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка


3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка 5
Оценка 4
Оценка 3
Оценка 2

Учащийся умеет:
самостоятельно организовать место занятий; 
подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;
контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги
Учащийся:
организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; 
допускает незначительные ошибки в подборе средств;
контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги
Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов
Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов


4.  Уровень физической подготовленности учащихся   
Оценка 5
Оценка 4
Оценка 3
Оценка 2

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени
Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста
Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту
Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности


При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению физической подготовленности должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок, за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
Непосредственно во время учебного процесса индивидуальные особенности, а также состояние здоровья (принадлежность к различным категориям групп здоровья) каждого обучаемого – обуславливают возложение строго определенной нагрузки в течение изучения определенной темы физической подготовки.

Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке:
- словесный;
- демонстрации;
- разучивания упражнений;
- совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств;
- игровой и соревновательный.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура»
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
Владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
Владение знаниями по основам организации занятий физической культурой.
В области нравственной культуры:
Способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
Способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия;
Владение умением предупреждать конфликтные ситуации, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
Умение проводить турпоходы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок. Соблюдать правила безопасности;
Умение содержать в порядке спортинвентарь и оборудование, спортивную одежду.
В области эстетической культуры:
Красивая осанка, умение ее правильно сохранять;
Хорошее телосложение, желание поддерживать его посредством занятий физической культурой;
Культура движений, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением полно и точно формулировать цели и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной, спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание.Уметь проводить занятия с группой учащихся.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические качества при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные результаты:
Характеризуют уровень сформированности универсальных способностей
учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Проявление доброжелательности к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики физического и психического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами, формирование физической красоты с помощью укрепления и сохранения здоровья;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса, уважения;
владение умением вести дискуссию, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой; уметь проводить судейство соревнований по одному из видов спорта,
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные результаты
Характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные нормативы по технической и физической подготовке в полном объёме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физических нагрузок в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдение за динамикой показателей физического развития и осанки.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формировать цели и задачи занятий физическими упражнениями;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
история физической культуры;
физическая культура (основные понятия);
физическая культура человека.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой;
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Физическое совершенствование
физкультурно-оздоровительная деятельность:
оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели;
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью:
Гимнастика с основами акробатики;
Легкая атлетика;
Лыжные гонки;
Спортивные игры.
Упражнения общеразвивающей направленности
ОФП



Разделы и темы
Количество часов (уроков)



Класс



5


Базовая часть
68

1
Знания о физической культуре
в процессе урока

2
Способы физкультурной деятельности
в процессе

3
Физическое совершенствование:
гимнастика с основами акробатики
легкая атлетика
Спортивные игры
лыжная подготовка

14
20
18
16




итого
68

6) Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

№ уро-ка
Тема урока, тип урока
Дата проведения
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Форма контроля, контрольные материалы
Учебный материал
(№№ страниц, заданий, § и т.п.)



план
факт

Предметные
Личностные
Метапредметные



1 четверть (16 часов)

Легкая атлетика (8 часов)



1
Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. История возникновения и развития физической культуры. Разучивание техники старта с опорой на одну руку.


Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а. Понятие об утомлении и переутомлении.
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Слушать и слышать друг друга, уметь работать в группе. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, находить необходимую информацию. Уметь рассказывать об организационно- методических требованиях, применяемых на уроках физической культуры, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения; выполнять старт с опорой на одну руку, технически правильно выполнять двигательные действия
Устный опрос.
Комплекс утренней гимнастики

2
Учёт техники старта на одну руку. Бег 60 м.


ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег 60 метров – на результат.
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека

управлять эмоциями при  общении со сверстниками и взрослыми,  сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, проходить тестирование бега на 60 м.
Корректировка техники
Комплекс ОРУ

3
Разучивание техники прыжка в длину с разбега. 30.м


Бег со старта в гору 2 -3 х 20 – 30 метров. Комплекс ОРУ. Эстафета
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
проявлять дисциплинированность трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы  их улучшения; технически правильно выполнять двигательные действия, выполнять прыжок в длину с разбега,  находить ошибки при  выполнении учебных заданий, отбирать способы  их исправлении, характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
текущий
Бег 10-12 мин

4
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега.


ОРУ в движении. СПУ Эстафеты, встречная эстафета. Игра, эстафета
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;


Индивидуальный контроль
Комплекс утренней гимнастики

5
Учёт техники прыжка в длину с разбега.


ОРУ в движении. СПУ. Специальные беговые упражнения. Скоростной бег до 40 метров.
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения


текущий
Упражнение на пресс 20-25раз

6
Разучивание техники метания мяча на дальность и в цель.


СУ. Специальные беговые упражнения. ОРУ для рук и плечевого пояса. Игра, эстафета
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы  их улучшения;  видеть красоту движений,  выделять и  обосновывать эстетические  признаки в движениях и передвижениях человека; управлять эмоциями при  общении со сверстниками и взрослыми,  сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы  их улучшения, выполнять метание мяча на дальность и техники метания в цель.
текущий
Отжимание

7
Совершенствование техники метания мяча на дальность и в цель.


ОРУ с теннисным мячом комплекс. Специальные беговые упражнения. Разнообразные прыжки и многоскоки. Метание на заданное расстояние. Метание т/мяча на дальность отскока от стены с места и с шага. Метание на дальность в коридоре 5 -6 метров.
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека


текущий
Сгибание туловища 20-22раз (с незафиксированными ногами)

8
Учёт метания мяча 150 г. на дальность и техники метания в цель.


ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе. СУ. Специальные беговые упражнения. Метание в горизонтальную и вертикальную цели (1х1) с расстояния 6 – 8 м.
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях


текущий
Подтягивание мальчики 8-10 раз, отжимание девочки 18 раз.

Спортивные игры (8 часов)

9
Разучивание техники остановки двумя шагами и прыжком.


Инструктаж по баскетболу. СУ. ОРУ с мячом. Игра, эстафета
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления, обеспечивать бесконфликтную совместную работу, слушать и слышать друг друга. Адекватно понимать оценку учителя и сверстника, сохранять заданную цель, выполнять остановку двумя шагами и прыжком
Корректировка техники
Комплекс упражнений на развитие плечевого пояса.

10
Разучивание техники поворотов без мяча и с мячом. Закрепление техники остановки двумя шагами и прыжком


ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. СПУ. Игра, эстафета. Развитие координационных способностей. Терминология игры в баскетбол. Правила игры в баскетбол. Игра, эстафета
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения


текущий
Отжимание

11
Разучивание техники передачи мяча в парах и тройках двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении. Закрепление техники поворотов без мяча и с мячом.


ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Игра, эстафета
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов  спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности, находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления
Индивидуальный контроль
Комплекс упражнений на развитие плечевого пояса.

12
Закрепление техники передачи мяча в парах и тройках двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении.


ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Многоскоки. Игра, эстафета
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять

управлять эмоциями при  общении со сверстниками и взрослыми,  сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов  спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности
Индивидуальный контроль
Упражнение на пресс 20-25раз

13
Разучивание техники ведения мяча правой и левой рукой в низкой, средней и высокой стойке. Закрепление техники ведения мяча правой и левой рукой в низкой, средней и высокой стойке.


Смешанное передвижение. Игра, эстафета
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления, управлять эмоциями при  общении со сверстниками и взрослыми,  сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность
текущий
Комплекс упражнений на развитие плечевого пояса.

14
Разучивание техники броска мяча по кольцу одной рукой с места.


ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Игра, эстафета
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления, управлять эмоциями при  общении со сверстниками и взрослыми,  сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность
текущий
«Пистолет» (приседание на одной ноге) 10-12

15
Закрепление техники броска мяча по кольцу одной рукой с места.


ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Игра, эстафета
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности


текущий
Комплекс упражнений на развитие плечевого пояса.

16
Учебно-тренировочная игра


ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения.
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
управлять эмоциями при  общении со сверстниками и взрослыми,  сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов  спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности
текущий
Комплекс упражнений на развитие плечевого пояса.









текущий
Упражнение на пресс 20-25раз









Корректировка техники
«Пистолет» (приседание на одной ноге) 10-12

Результаты 1 четверти: из 16 плановых часов проведено 16.

2 четверть (16 час)

Спортивные игры (2 часа)



17
Учебно-тренировочная игра


ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения.
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.




18
Учебно-тренировочная игра


Бег в равномерном темпе до 15 минут.
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения

организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места  занятий, находить ошибки при  выполнении учебных заданий, отбирать способы  их исправления, оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами, видеть красоту движений,  выделять и  обосновывать эстетические  признаки в движениях и передвижениях человека
Устный опрос.
Комплекс упражнений на развитие плечевого пояса.

Гимнастика (14 часов)

19.
Техника безопасности по гимнастике. Разучивание технике 2-3 кувырков вперед.


Повторный инструктаж по ТБ, инструктаж по гимнастике. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. СУ.
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места  занятий, находить ошибки при  выполнении учебных заданий, отбирать способы  их исправления
Устный опрос.
Комплекс упражнений на развитие плечевого пояса.

20
Разучивание техники 2-3 кувырков назад. Закрепление техники 2-3 кувырков вперед.


Специальные беговые упражнения. Упражнения на гибкость.
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности


текущий
Сгибание туловища 20-22раз (с незафиксированными ногами)

21
Закрепление техники 2-3 кувырков назад. Учет техники выполнения 2-3 кувырков вперед


Кувырки вперед и назад. Упражнения на гибкость
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях


текущий
Упражнение на пресс 20-25раз

22
Разучивание техники переката назад в стойку на лопатках. Учёт техники лазания по канату в два приема.


ОРУ комплекс с гимнастическими палками. Лазание по канату. Упражнения на гибкость
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять


текущий
«Пистолет» (приседание на одной ноге) 10-12

23
Закрепление техники переката назад в стойку на лопатках. Учет техники 2-3 кувырков назад.


Упражнения на гибкость. Броски набивного мяча до 2 кг.
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;


текущий
Комплекс упражнений на развитие плечевого пояса.

24
Разучивание акробатического соединения из изученных элементов.


ОРУ комплекс с гимнастическими палками.
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами, видеть красоту движений,  выделять и  обосновывать эстетические  признаки в движениях и передвижениях человека, выполнять акробатическое соединение
текущий
Сгибание туловища с поворотом (поднимаясь, левым локтем коснуться правого колена и на оборот) 16-18 раз.

25
Закрепление техники акробатического соединения. Учет техники переката назад в стойку на лопатках.


Упражнения на гибкость
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения


текущий
Комплекс упражнений на развитие плечевого пояса.

26
Учет техники акробатического соединения. Разучивание техники ходьбы по бревну приставными шагами.


Упражнения на бревне.
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места  занятий
текущий
Сгибание туловища 20-22раз (с незафиксированными ногами)

27
Разучивание техники соскока с бревна прогнувшись. Учет техники ходьбы по бревне приставными шагами


ОРУ на осанку. СУ. Упражнения на бревне
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека

находить ошибки при  выполнении учебных заданий, отбирать способы  их исправления, оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами
текущий
Упражнение на пресс 20-25раз

28
Вис согнувшись и прогнувшись. Упоры на бревне и перекладине.


ОРУ с мячом. СУ. Специальные беговые упражнения. Упоры на бревне и перекладине
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях


текущий
Упражнение на пресс 20-25раз

29
Разучивание техники прыжка на козла (коня) высотой 80-100 см. Вскок в упор присев и соскок прогнувшись.


Специальные беговые упражнения. Упражнения на гибкость. Техника опорного прыжка
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
находить ошибки при  выполнении учебных заданий, отбирать способы  их исправления, оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами, видеть красоту движений,  выделять и  обосновывать эстетические  признаки в движениях и передвижениях человека, выполнять опорный прыжок
текущий
Комплекс упражнений на развитие плечевого пояса.

30
Закрепление техники опорного прыжка









31
Совершенствование техники опорного прыжка.


Специальные беговые упражнения. Упражнения на гибкость. Техника опорного прыжка
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;


текущий
Прыжки через скакалку.

32
Учет техники опорного прыжка.


Специальные беговые упражнения. Упражнения на гибкость. Техника опорного прыжка
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения


текущий
Подъем ног с медленным опусканием в упоре сидя 16 раз

Результаты 2 четверти: из 16 плановых часов проведено 16.

3 четверть (20 часов)

Лыжная подготовка (16 часа)



33
Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Разучивание техники попеременного двухшажного хода.


Техника безопасности по л/п. учить технике попеременного двухшажного хода
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально=нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Обеспечивать бесконфликтную совместную работу, сохранять заданную цель, видеть ошибки и исправлять их по указанию учителя, уметь подбирать лыжную форму и инвентарь
текущий
«Пистолет» (приседание на одной ноге) 10-12

34

Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви.. Совершенствование техники попеременного двухшажного хода.



Знать правила применения лыжных мазей. Разминка по кругу. Техника попеременного двухшажного хода, «эстафета лыжника»
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности


Индивидуальный контроль
текущий
Подъем прямых ног и рук из положения лежа на животе 14-16 раз

35
Разучивание техники одновременного безшажного хода. Учет техники попеременного двухшажного хода.


Разминка по кругу. Техника попеременного двухшажного хода (учет), техника одновременного безшажного хода «эстафета лыжника».
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, находить необходимую информацию, передвигаться одновременным безшажным ходом.
текущий
Прыжки через скакалку.

36
Совершенствование техники одновременного безшажного хода.


Разминка по кругу. Техника одновременного безшажного хода «эстафета лыжника».
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;


текущий
Прыжок с подтягиванием колен к груди 14-16 раз

37
Разучивание техники подъема на склон "полуёлочкой" Уче техники одновременного безшажного хода.


Разминка по кругу. Техника одновременного безшажного хода (учет), Упражнения на склоне, «эстафета лыжника».
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения
проявлять дисциплинированность трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сохранять заданную цель, контролировать свою деятельность по результату, выполнять упражнения на склоне
текущий
Комплекс упражнений на развитие плечевого пояса.

38
Совершенствование техники подъёма на склон "полуёлочкой"


Разминка по кругу. Упражнения на склоне, «эстафета лыжника»..
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности


Корректировка техники
Прыжки через скакалку.

39
Разучивание техники спуска в средней стойке. Учет техники подъёма на склон "полуёлочкой"


Разминка по кругу. Упражнения на склоне, «эстафета лыжника».
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека


текущий
Подъем ног с медленным опусканием в упоре сидя 16 раз

40
Совершенствование техники спуска в средней стойке.


Разминка по кругу. Упражнения на склоне, «эстафета лыжника».
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять


текущий
Отжимание от пола

41
Разучивание техники торможения плугом. Учет техники спуска в средней стойке.


Разминка по кругу. Упражнения на склоне, «эстафета лыжника».
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;


Индивидуальный контроль
Прыжки через скакалку.

42
Разучивание техники поворота "переступанием"


Разминка по кругу. Упражнения на склоне, «эстафета лыжника».
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения


текущий
Прыжок с подтягиванием колен к груди 14-16 раз

43
Совершенствование техники поворотов "переступанием"


Разминка по кругу. Упражнения на склоне, «эстафета лыжника».
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека


текущий
Сгибание туловища с поворотом (поднимаясь, левым локтем коснуться правого колена и на оборот) 16-18 раз.

44
Учет техники поворотов "переступанием"


Разминка по кругу. Упражнения на склоне, «эстафета лыжника».
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях


текущий
Прыжки через скакалку.

45
Лыжные гонки на 1 км.


На результат 1 км.
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально=нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Устанавливать рабочие отношения, содействовать сверстникам в достижении цели, самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, сохранять заданную цель, проходить дистанцию 1 км.
Индивидуальный контроль
Подъем ног с медленным опусканием в упоре сидя 16 раз

46
Совершенствование изученных ходов и элементов. Игры на лыжах.


Разминка по кругу. Упражнения на склоне, «эстафета лыжника».
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Добывать необходимую информацию с помощью вопросов, слушать и слышать друг друга и учителя, передвигаться на лыжах изученными ходами.
текущий
«Пистолет» (приседание на одной ноге) 10-12

47
Совершенствование изученных ходов и элементов. Игры на лыжах.


Разминка по кругу. Упражнения на склоне, «эстафета лыжника».
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения


текущий
Касание перекладины ногами из виса мальчики прямыми ногами, девочки- подъем согнутых ног 6-8 раз.

48
Совершенствование изученных ходов и элементов. Игры на лыжах.


Разминка по кругу. Упражнения на склоне, «эстафета лыжника».
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения


текущий
Прыжок с подтягиванием ног к груди

Спортивные игры (4 часов)



49
Ведение мяча змейкой. Эстафета баскетболиста.


Совершенствование техники элементов баскетбола
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
проявлять дисциплинированность трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само коррекции, слушать друг друга и учителя, устанавливать рабочее отношение, выполнять изученные элементы баскетбола
Индивидуальный контроль
Прыжок с подтягиванием колен к груди 14-16 раз

50
Передача мяча одной рукой на месте и двумя руками в движении.


Совершенствование техники элементов баскетбола
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять


текущий
Комплекс упражнений на развитие плечевого пояса.

51
Броски мяча по кольцу снизу с 3 метров.
10н

Игровые задания с ограниченным числом игроков (2 : 2, 3 : 2, 3 : 3) и на укороченных площадках. Учебная игра.
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;


текущий
Сгибание туловища с поворотом (поднимаясь, левым локтем коснуться правого колена и на оборот) 16-18 раз.

52
Позиционное нападение без изменения позиций игроков.
10н

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)..
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности


текущий
«Пистолет» (приседание на одной ноге) 10-12

Результаты 3 четверти: из 20 плановых часов проведено 20.

4 четверть (16 часов)

Легкая атлетика (4 часов)



53
Разучивание техники прыжка в высоту "перешагиванием" с 3-5 шагов.


ОРУ в движении. СПУ. Специальные беговые упражнения.
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, находить необходимую информацию. Планировать собственную деятельность, технически правильно выполнять двигательные действия, выполнять прыжок в высоту «перешагиванием», челночный бег
текущий
Сгибание туловища -20-22 раз (с незафиксированными ногами)

54
Закрепление техники прыжка в высоту "перешагиванием"


Бег с преодолением горизонтальных и вертикальных препятствий наступанием, перешагиванием и прыжком в шаге.
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях


текущий
Бег до 10-15 мин.

55
Совершенствование техники прыжка в высоту "перешагиванием"


ОРУ в движении. СПУ, Специальные беговые упражнения. Многоскоки. Смешанное передвижение
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять


Индивидуальный контроль
Отжимание от пола 18-22 раз

56
Учет техники прыжка в высоту "перешагиванием Челночный бег 3X10"


Специальные прыжковые упражнения
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;


Индивидуальный контроль
Прыжки через скакалку.

Спортивные игры (4 часов)



57
Ловля и передача мяча с перемещением


Совершенствование техники элементов баскетбола. Игра, эстафета
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления, обеспечивать бесконфликтную совместную работу, слушать и слышать друг друга. Адекватно понимать оценку учителя и сверстника, сохранять заданную цель, выполнять изученные элементы баскетбола
текущий
Сгибание туловища с поворотом (поднимаясь, левым локтем коснуться правого колена и на оборот) 16-18 раз.

58
Бросок мяча одной рукой с места по кольцу


ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Совершенствование техники элементов баскетбола. Игра, эстафета
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях


Индивидуальный контроль
Прыжки через скакалку.

59
Учебная игра по упрощенным правилам


ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Совершенствование техники элементов баскетбола.
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять


текущий
Подъем ног с медленным опусканием в упоре сидя 16 раз

60
Учебная игра по упрощенным правилам


Комплекс ОРУ. Учебная игра
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;


текущий
«Пистолет» (приседание на одной ноге) 10-12

Легкая атлетика (8 часов)



61
Разучивание техники прыжка в длину с разбега 7-9 шагов. Бег 60 метров


Старты из различных И. П. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 15 – 20 с.).
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения
проявлять дисциплинированность трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, проходить тестирование бега на 60 м.
текущий
Прыжки через скакалку.

62
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. 30 м.


ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. ОРУ в движении. СПУ.
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; технически правильно выполнять двигательные действия, выполнять прыжок в длину с разбега, находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправлении, характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
текущий
Подъем ног с медленным опусканием в упоре сидя 16 раз

63
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега.


ОРУ в движении. СПУ. Специальные беговые упражнения.
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения


текущий
Прыжки через скакалку.

64
Учёт техники прыжка в длину с разбега.


Уметь демонстрировать технику приземления.
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности


текущий
Подъем ног с медленным опусканием в упоре сидя 16 раз

65
Разучивание техники метания мяча на дальность и в цель.


ОРУ с теннисным мячом комплекс. Специальные беговые упражнения. Разнообразные прыжки и многоскоки. Броски и толчки набивных мячей:
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения, выполнять метание мяча на дальность и техники метания в цель.
текущий
«Пистолет» (приседание на одной ноге) 10-12

66
Совершенствование техники метания мяча на дальность и в цель.


ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе. СУ. Специальные беговые упражнения. Прыжковые упражнения, выполняемые сериями Метание теннисного мяча с 4 – 5 шагов разбега на дальность.
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;


Индивидуальный контроль
Прыжок с подтягиванием колен к груди 14-16 раз

67
Учет метания мяча на дальность и техники метания в цель.


Метание мяча на дальность
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения


текущий
Комплекс упражнений на развитие плечевого пояса.

68
Кросс 1000(500) метров


ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения.
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения


текущий
Подъем ног с медленным опусканием в упоре сидя 16 раз

Результаты 4 четверти: из 16 плановых часов проведено 16.




7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классы
Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич 6-е издание, Москва «Просвещение» 2009.
Учебники:
Физическая культура 5-7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я Виленсккого и др. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 3-е издание, Москва «Просвещение» 2014.
Физическая культура 8-9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2014.
Физическая культура 10-11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва «Просвещение» 2014.

8) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Ученик научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;


должны демонстрировать:


п/п
Физические способности
Контрольные упражнения (тест)
Возраст
лет
Уровень





Мальчики
Девочки





низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий

1
Скоростные
Бег 30 м, с
11
12
6,3 и в
6,0
6,1-5,5
5,8-5,4
6,4 и в
6,3
6,4 и в
6,3
6,3-5,7
6,2-5,5
5,1 и н
5,0

2
Координационные
Челночный бег
3 по 10 м,с
11
12
9,7 и в
9,3
9,3-8,8
9,0-8,6
8,5 и н
8,3
10,1и в
10,0
9,7-9.3
9,6-9,1
8.9и н
8,8

3
Скоростно-силовые
Прыжки в длину с места . см
11
12
140и н
145
160-180
165-180
196и в
200
130и н
135
150-175
155-175
185и в
190

4
Выносливость
6-минутный бег, м
11
12
900и м
950
1000-1100
1100-1200
1300и в
1350
700и н
750
850-1000
900-1050
1100и в
1150

5
Гибкость
Наклон вперед из положения сидя,см
11
12
2 и н
2
6-8
6-8
10 и в
10
4 и н
5
8-10
9-11
15 и в
16

6
Силовые
Подтягивание
М- из виса
Д –из виса лежа

11
12

1
1

4-5
4-6

6 и
7

4 и н
4

10-14
11-15

19 и в
20



Заголовок 1 Заголовок 215