Конспект занятия по предшкольной подготовке Кто в лесу живет или необыкновенные приключения Лунтика


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Енисейская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края







Дошкольное образование
Раздел программы Н.Ф. Виноградовой «Познаем мир»




Номинация
Конспект занятия по предшкольной подготовке






Тема:
«Кто в лесу живет или Необыкновенные приключения Лунтика»






Участник:
учитель предшкольной подготовки Щербакова Л.В











с.Енисейское
2015год

Самоанализ

Занятия по предшкольной подготовке учителя начальных классов
Щербаковой Ларисы Всеволодовны
по теме: «Кто в лесу живет или Необыкновенные приключения Лунтика»

Занятие является четвертым по теме «Жизнь животных зимой» и носит повторительно – обобщающий характер.
Все внимание детей было направлено на закрепление и усвоение первоначальных представлений о жизни наиболее распространенных диких животных зимой в лесу, выделение и характеристику особенностей приспособления к сезонной жизни. Каждый вид деятельности на уроке был направлен на развитие эмоциональной сферы и психическое развитие ребенка.
Понимая, что игра является приоритетным методом обучения, постороила занятие в форме путешествия инопланетянина Лунтика по зимнему лесу. На всех этапах игры-путешествия использовала методы, помогающие активизировать учебный процесс, развивать познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, интерес к изучаемому.
В целях воспитательного воздействия на личность придала игре экологическую направленность, воспитывая у детей эмоциональную отзывчивость, желание защищать и посильно улучшать окружающую природную среду (нельзя будить медведя, когда он спит зимой в берлоге, зачем и как надо подкармливать птиц).
Для эмоционального восприятия ввела момент «неожиданности» - появление Лунтика на фоне музыкального сопровождения, прослушивание «Звуков природы»(стук дятла). Кроме того, окружающая обстановка способствовала появлению мотивации, интереса у детей: заснеженные ели, улыбающееся солнце, дети в костюмах зверей, жилища зверей, фигурки птиц на елках, «река» и «мостик».
Структура занятия была построена мною так, что все дети принимали активное участие на всех этапах путешествия: отвечали на вопросы Лунтика в форме загадки, слушали рассказы зверей в стихотворной форме; рассматривали иллюстрации, предложенные белочкой и медведем, угощали гостинцами животных из «Чудесной корзинки».
Эти приемы способствовали решению детьми определенной умственной задачи и удерживали внимание на наблюдаемом объекте. В процессе наблюдения были проведены беседы, ориентирующие на объект (дятел, клест), обращение к имеющемуся личному опыту; к знаниям, полученным на экскурсии и предыдущих занятиях.
Наблюдая, рассматривая иллюстрации, дети смогли самостоятельно решить проблемный вопрос: почему у нас живет бурый медведь, а на севере – белый мишка.
Несмотря на достаточно большой объем учебного материала, дети не были перегружены благодаря высокой двигательной активности: передвижение по лесным дорожкам с выполнением различных движений, подвижные игры с медведем и зайчиком. Для релаксации мышечной сферы ступни ребенка мною был применен изготовленный самостоятельно тренажер «мостик», а для развития мелкой моторики пальцев – «лепка снежков».
На заключительном этапе урока использовала групповую и индивидуальную форму работы: «Собери мозаику и узнай животного». Учащимся были выданы иллюстрации животных, разрезанные на разное количество частей с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Это способствовало наиболее эффективному решению задач урока.
Рефлексивно-оценочный этап урока (игра»Кто внимательней?») свидетельствовал о том, что дети понимают взаимосвязи, существующие в природе, умеют обобщить знания о жизни животных, понимают необходимость добросердечного отношения к ним. Считаю познавательные цели занятия решенными, а развивающая и воспитывающая цели требуют последующей работы.











Тема урока: Кто в лесу живет или «Необыкновенные приключения Лунтика»

Игра для дошкольников-способ познания окружающего.
Н.К.Крупская


Цель урока: создание условий для формирования
познавательной и творческой активности
школьников, для ознакомления с жизнью животного мира.

Задачи урока:1.Закрепить первоначальные представления о жизни
наиболее распространенных диких животных зимой
в лесу, выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, особенности приспособления к сезонной жизни, умение устанавливать простейшие связи между ними.
2.Развивать эмоциональную сферу личности и психические процессы(память,речь,мышление,воображение);умение ориентироваться в пространстве.
3.Воспитывать чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, бережное отношении к животным; заложить основу экологического воспитания.

Предварительная работа: В совместной деятельности
Экскурсия в зимний лес, чтение рассказов и стихов о жизни животных зимой, отгадывание загадок о животных, подготовка иллюстраций птиц и зверей, сбор «подарков» для зимующих, наиболее распространенных животных леса, изготовление элементов к костюмам зверей.

Оборудование: музыкальное оформление появления Лунтика, аудио запись
«Звуки природы» (стук дятла), иллюстрации с изображением диких животных, мозаика из бумаги «Дикие животные», листы альбомной бумаги белого цвета, бутафорские деревья(ели, осина), бутафорские жилища зверей(берлога медведя, норка ежа, зайца, лисы, волка), кормушка для птиц, костюмы для зверей и Лунтика, «Чудесная» корзинка с подарками для животных, макет солнца, реки и мостика.


Планируемые результаты: В результате наблюдений описывать особенности внешнего вида, поведение животных. Узнавать животных по издаваемым звукам. Наблюдать некоторые защитные свойства(покров тела, особенности окраски).
Знать наиболее распространенных животных леса, особенности приспособления к сезонной жизни(спячка, накапливание жира, заготовка корма).Знать и соблюдать правила поведения в природе.




Умения:
овладение некоторыми умениями по уходу за животными(подкормка зверей и птиц зимой);
в процессе игры выполнять несложные задания, связанные с перемещением в пространстве;
пополнение словарного запаса.

Методы: по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, репродуктивный;
по источникам знаний: наглядный, словесный.

Формы организации: игра-путешествие.

Методические приемы:
познавательная беседа;
использование музыкальных фрагментов;
работа с иллюстрациями животных;
постановка проблемных вопросов;
«сюрпризный» момент;
использование тренажёров («мостик», «снежок»)

Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа для формирования сравнений и обобщений, демонстрация, организация игры.

Проблемы урока: Каковы особенности приспособления животных к жизни в зимний период? Как мы можем помочь птицам и зверям пережить зиму?









































Ход занятия

Вводная часть
1)Дети, взявшись за руки, выходят и садятся на
стульчики полукругом у доски.

У -Дети, закройте глаза и представьте, что кругом лес, Эмоционально-положительный настрой,
а мы с вами вышли на
заснеженную лесную полянку. создание оптимально-психического самочуст
Сейчас утро, встает солнце и озаряет своими вия
ласковыми лучами весь лес.
-Дети, а теперь давайте поздороваемся Развитие коммуникативной сферы.
с ласковым солнышком, заснеженным
лесом, голубым небом.
(см. Приложение 2.1)
Д -Здравствуй, солнце золотое! Поднимают руки и головы вверх. Развитие речи и памяти.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лес, дремучий лес, Разводят руки в стороны .
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? И что за птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!

Дети садятся. Слышится свист, грохот. Мотивация.
2)На лесной полянке появляется Лунтик.
(см.Приложение 1.1)
Л -Здравствуйте, я – Лунтик.
Моя летающая тарелка потерпела крушение
и я упал на землю.
Д -Здравствуй,Лунтик.
Л -А вы кто?

Д(хором) -Мы – веселые ребята,
А зовут нас – дошколята.
Л -А куда это я прилетел?

Д -В лес, на лесную полянку.
Л -А что такое лес? Познавательный диалог.
Мотивация.
Д -Лес – это большой дом, где по соседству
Живут разные растения и животные.
-Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
-В лесу несколько «этажей» растений:
высокие деревья, кустарники и травы.
На всех этажах леса и в почве обитают животные.
Л -А кто живет на верхнем этаже?
Д -На самом верхнем этаже живут птицы, белочки.
Л -А кто живет на нижнем этаже?
Д -На самом нижнем этаже живут такие звери, как лиса,
медведь, еж, волк, заяц, мыши.
Л -Где же все звери? Никого не видно.
Д -Наступила зима, в лесу много снега, стало очень
холодно, многие птицы улетели в теплые края,
какие-то звери залегли в спячку, другие же звери
бродят где-то в поисках еды.

У -Лунтик, ты, наверное, очень замерз, ведь здесь так холодно.
Давай-ка погреемся вместе с ребятами.
Д -В лесу деревья в инее Ладони под углом, сжимаем и разжимаем
С иголочками синими.(см.Приложение 2.3) пальцы. Ходьба на носочках, а затем
А небо точно в блестках, на пяточках. Растирают щечки и ладони
Мороз кусает хлестко.
Все дети вместе с Лунтиком садятся на стульчики. Коррекции психического состояния.

3)Игра «Чудесная корзинка» (см.Приложение 2.4)
У -Лунтик, сегодня мы пришли в гости к животным,
в их лесной дом. И пришли мы не с пустыми руками,
а с гостинцами. Они находятся в этой «чудесной корзинке».
Ведь сейчас зима. Холодно и голодно зверюшкам зимой.
Лунтик по порядку достает пищу для зверей и птиц,
а дети угадывают, для кого она, кто чем питается:
птицам-пшено,семечки, семена еловых шишек;
лисе- сыр, рыбку;
ежу- грибок, яблоко;
белочке- желуди, орехи;
зайцу- морковку;
волку- краюшку хлебу.

II.Основная часть
1)
У -Вот теперь можно и отправиться на прогулку
по зимнему лесу.
Л(громко кричит)-Ура!Ура!Мы идем гулять по
Зимнему лесу!
Д -Тише, Лунтик, не кричи так громко! Ходьба с высоким поднимание бедра.
Мы идем по лесу тише. Координация движения.
Поднимайте ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Л -Дети, а почему надо вести себя в лесу тихо?
Д -Зверюшек распугаешь(медведь проснется в берлоге,
может прибежать и напасть волк).
-А еще в лесу есть птичк
·а, которая именно
зимой выводит птенчиков.(см.Приложение 3.1)
Л -Ребята, посмотрите как много здесь лесных
тропинок. По какой тропинке пойдем?(см.Приложение 2.5) Пространственная ориентировка.
Д -Идем прямо вперед, затем поворачиваем направо.

2)У -Посмотрите-ка, ребятки, скорее вверх, чье это гнездо
на верхнем этаже?
В гнезде цветная фигурка клеста
Л -Что это за птица?
И мороза не боится.
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде?
Д -Эту птицу называют клест.(см.Приложение 2.6)
У -Что вы видите в этой птице необычного, Мышление. Наблюдательность.
удивительного?
Д -Все у этой птицы не так, как у других – клюв
не прямой и не кривой, а крест-накрест,
и птенцов она выводит не летом, а зимой.
У -Как вы думаете, почему клест выводит птенцов
не весной, как все птицы, а зимой?
Д -Потому что им есть что кушать. Мышление.
-Они питаются семенами еловых и сосновых
шишек.
-Такой клюв им нужен. чтобы самим доставать семена из шишек.

УД -С Лунтиком по лесу мы идем (имитация ходьбы на лыжах)
И совсем не устаем!
Ведь на лыжах мы идем!
У -А теперь куда ведет нас лесная тропинка? Пространственная ориентировка.
Д -Налево.
3)Слышны фрагменты записи «Звуки природы»(стук дятла)(см Приложение 1.2)
Л -Это кто присел на толстый сук
и стучит «тук-тук,тук-тук»? (см Приложение 2.7)
Д -Он недаром здесь стучит,
Червячков достать он хочет.
-Пообедает на славу и на березку полетит.
У -А чем же интересен и замечателен дятел?
Д -Его называют лесным «доктором», он «лечит» деревья
от червячков-вредителей.
-В этом ему помогает длинный нос и клейкий язык.
(см.Приложение 3.2)

У -И все же птицы нередко голодают.
Особенно трудно им во время метели, сильного мороза.
Для животных голод гораздо страшнее, чем холод.
-Чем угостим дятла и клеста?
Дети достают из «Чудесной» корзинки корм(пшено, семечки)
и насыпают в кормушку, висящую на ели.(см.Приложение 2.16)

Хором: К речке быстроы мы спустились, Ходьба в полуприседе Самомассаж ступни.
По мосточку в бег пустились. легкий бег по ребристым брускам.
Вышли на берег крутой Ходьба с высоким подниманием бедра.
И к зверям пришли домой..(см Приложение 2.8,2.9)

4)Л -Почему грибы на елке,
На сучках сидят верхом?
У ствола и среди веток
На сучках они надеты?
Кто устроил их так ловко?
Кто живет здесь,
Чей здесь дом?
Д -Это белкина кладовка,
Это белкин летний сбор.
Из-за елки выпрыгивает белка.
Белка -Я – белка, рыженький зверек,(см Приложение 2.10)
По деревьям скок да скок.
Зимой я меняюсь,
В серую шубку одеваюсь.(см.Приложение 2.11)
Надевает серую шубку
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас –
Чтоб зимой не голодать.
Где зимой еду достать?
Белка показывает свои фотографии, где она рыженькая и серебристая.
-А вот мои фотопортреты:
Вот такая я зимой, Развитие сравнения.
А вот такая летом.(см.Приложение 2.12)
У -Какой подарок приготовили белочке?(орехи, грибы)
Белочка отправляется в путешествие вместе с детьми.Дети в очередной раз определяют направление движения по лесной дорожке.(см.Приложение 2.13)
5)У -Заглянем-ка за елку!
Чья это норка?
Дети рассматривают картинку с изображением ежа.(см. Приложение 3.3)
Еж(вылезает из норки)
-Зимой я крепко сплю,
Зарылся в теплую нору.
Готовил к осени запас,
Грибов и ягод я припас.
Трудился – не ленился.
Лунтик касается рукой ежа.
Л -Какая шубка колючая!А зачем ежику такая колючая
шубка?
Д -Чтобы защититься от врагов.Ежи не убегают и не прячутся
от своих врагов. Если грозит опасность – еж свернется
в клубочек, выставит свои острые иглы – попробуй тронь!
-А еще ежик накалывает на иголки грибы и ягодки и носит
их в норку, готовит к зиме запас.
Дети угощают ежика яблоком из «Чудесной» корзинки.

Путешествие по лесным тропинкам продолжается.
Л(испуганно)
6) -Ой, ребята!Ой!Ой!Ой!
А вот это кто такой?
Спит в избушке снеговой.
Дети заглядывают в окошко избушки.
Д -Он большущий, косолапый!
И, наверное, растяпа!
Глаза как щелки,
Хвоста нет только.(см.Приложение 3.4)
Медведь(просыпается и ворчит из берлоги)
-Я в берлоге крепко сплю
И меня нельзя будить.(см.Приложение 2.14)
С осени свой жир коплю,
Много ем и много сплю.
Д -Мишка, мишка, ты вставай!
Выйди с нами поиграй!
Медведь
-Только ненадолго, а то медвежата проснутся,
они у нас с Марией Ивановной только недавно
родились.
Михаил Потапыч играет с детьми.
Хором:
-Медвежата в чаще жили, Ходьба на внутренней стороне ступни
Головой своей крутили. (см.Приложение 2.15)
Вот так, вот так
Головой своей крутили. Выполняют соответствующие движения Развитие координации движений
Медевежата мед искали, головой и руками
Дружно дерево качали. Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили Ходьба на внешней стороне ступни. Массаж ступни.
И из речки воду пили.Наклоны.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали,Выполняют соосветствующие движения
Дружно лапы поднимали.
Вот так, вот так
Дружно лапы поднимали.
Дети и Лунтик рассматривают иллюстрации, прикрепленные к берлоге.
Медведь(рассказывает о себе)
-Это я – бурый мишка, а это – мой брат, белый медведь.(см.Приложение 2.17)
Он живет на далеком севере, где много снега.
У -Дети, а почему белый мишка живет на севере, Умение сравнивать, делать выводы.
где много снега,а в нашем лесу бурый медведь?
Д -Белый снег-и мишка белый.
так ему легче и охотиться, и от охотников
спастись.Его незаметно на белом снегу.
-Бурому медведю легче спрятаться в нашем лесу,
где много разных деревьев и кустарников.
У -Михаил Потопыч, а тебе не холодно зимой в своей берлоге?
Медведь
-Нет! У меня теплая шуба и толстый слой жира!
Дети угощают медведя медом и початком кукурузы.

7)Л -А что за рыжая плутовка
С пушистым хвостом?
Сидит под кустом.(см. Приложение 3.5)
Д -Лисичка!
Лиса(выходит из кустов)
-Я – лисичка, я зимы не боюсь,
В шубу теплую ряжусь.(см.Приложение 2.18)
Живу в норе, там сплю, отдыхаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Зимой мне трудно бывает.
Бегаю целый день,
А еды нет совсем.
Д,Л,У(перешептываются)
-А не хитрит ли лиса?
У -Кто из вас знает, чем питается лиса?
Д -Ворует кур, нападает на ворон, зайцев,
ловит мышей из-под снега.
У -Что в народе говорят про лису? Развитие речи.
Почему?
Д -Хитрая, плутовка, воровка. Она умеет хорошо
заметать следы своим красивым пушистым хвостом.
Дети достают из корзинки угощение для лисы – сыр и рыбку.
Раздается вой волка. На полянку выходит волк.
Дети прячутся за ель.

8)У -Дети, все скорей под елку!
Там кто-то бродит втихомолку.
Волк
-Я голодный серый волк у-у-у!
Серый волк, зубами щелк!
Лучше мне не попадайтесь
И меня остерегайтесь!
Очень трудно мне зимой
Может кто поделится едой?!
У - Почему волк ходит-бродит, а не сидит дома?
Д -У волка нет дома. Он очень много времени
проводит в поисках еды, пробегает большие расстояния.
Дети кормят волка краюшкой хлеба.
Л -Дети, смотрите, там кто-то убегает от волка!

Заяц
9) -Ой!Боюсь волка!
Вам, ребята, расскажу,
Как живется мне в лесу.
К зиме я побелел,
Шубку новую надел.
А питаюсь я корой,
Ягодкой замерзшей.
Что под снегом заяц найдет,
То ему и впрок пойдет!

Заяц ведет детей под кустик и показывает иллюстрации, рассказывает о себе и зайчатах.
З -Это я, заяц-беляк, а это мой брат – русак,он шубку не меняет. (см.Приложение 3.6,3.7)
-Это мои племянники: настовичок – Словарный запас
старший, средний – колосовичок,
самый младщий – листопадничек.(см Пиролжение 2.19)
У -Почему так называют зайкиных племянников? Анализ
Д -Рождаются зайчата три раза в год.
Весной появляются настовички;
Летом, когда колоситсяся рожь – колосовички;
а осенью, когда падают листья – листопаднички.
-Зайка, зайка! Снами поиграй-ка!

10)Подвижная игра «Снежки»
Дети делятся на две команды и делят полянку на две части. Массаж ладоней. Моторика
Все «лепят» бутафорские «снежки» из листов альбомной бумаги.
Каждая команда занимает свой участок поляны.
По команде учителя дети бросают «снежки» на сторону противника.
Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньшее количество снежков.
По окончании игры дети вручают зайцу морковку.

III.Рефлексивно-оценочная часть урока.
1)У -Дети по лесу гуляли, со зверюшками играли,
И немножечко устали,
Садятся на стульчики, на полянку.
-Какие добрые, хорошие дела мы сегодня сделали? Коммуникативные способности.

Д -Лунтика познакомили со зверюшками и птичками;
-В лесу не шумели, не пугали зверей;
-Накормили зверей и птиц;

2)Игра «Сложи мозаику и узнай зверя»Работа в группах и индивидуально.
(см.Приложение 4)

Дети возвращаются на полянку.


3)Игра «Кто внимательней?» Анализ.Мышление.Воображение.
Дети получают фишку-шишку за правильный ответ.
-Про какого зайца-беляка или русака загадка:
«Зимой белый, а летом серый?»(беляк)
- В какое время года рождаются листопаднички?(осень)
-Зимой голоден, а летом сыт?(волк)
-У какой модницы две шубки – летняя и зимняя?(белка)
-Кто из зверей зимой нянчится с детками?(медведь)
-Как зовут птичку, которая выводит птенцов зимой?(клест)
-Кого называю «лесным доктором»?(дятел)

IV.Рефлексия.Итог урока.
У -Если наше путешествие для вас было интересным,
познавательным и увлекательным, то положите
пожалуйста в нашу «Чудесную корзинку» свою шишку,
а если у вас другое мнение – грибок.
Дети кладут шишки в корзину, грибов в корзине не оказалось.
Ставим корзину под елку.

-Дети улыбнитесь, поблагодарите улыбкой друг друга Коммуникативные способности.
за интересное путешествие!
Учитель включает подсветку.
-Солнышко тоже улыбается нам, оно радуется за нас!

Д -Солнце прячется в тумане.(см.Приложение 2.20)
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!












13PAGE 15


13PAGE 141115




15