Применение технологии Веб-квест (webquest) в начальной школе


Применение технологии Веб-квест (webquest) в начальной школе
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение данными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.
Обучение в школе должно быть направлено на формирование у учащихся информационных компетенций, знаний и умений, способов информационной деятельности, которые потребуются им в новой информационной среде обитания.
Формирование навыков информационной деятельности – задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Таких современных информационных технологий в настоящее время достаточно много. Одна из них – образовательные веб-квесты, широко представленные в сети Интернет. Веб-квесты организованы средствами Web-технологий.
Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March. Преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Выполняя веб-квест, школьник учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, часто оказывается в ситуации выбора. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предложений, гипотез. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной.
В процессе защиты выполненных заданий по веб-квесту учащийся реально видит, что по каждому действию, задаче и т. д. может существовать не его одна, а несколько точек зрения, несколько вариантов решения и совсем не обязательно, что его точка зрения, его вариант решения будут правильными и лучшими. Учащийся учится сопоставлять, сравнивать, наконец, принимать другие точки зрения.
При разработке Веб-квеста у учителя есть возможность создания ситуаций, в которых учащимся необходимы навыки поиска, анализа, обобщения, синтеза новой информации, ее хранения и передачи.
Структура Веб-квеста:
Веб-квест состоит из следующих разделов:
Введение - краткое описание темы веб-квеста.
Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т. п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.
Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест.
Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
Формирование УУД при использовании технологии Веб-квест
Этап веб-квестаСодержание этапа Формируемые УУД
Знакомство с ролями. Учащимся предлагается список ролей, от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли прописан план действий и задания. Ученики могут выбрать роль для прохождения задания самостоятельно, а так же для работы в группе. Личностные:
самоопределение;
желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся;
желание осваивать новые виды деятельности;
желание участвовать в творческом,созидательном процессе;
Регулятивные:
прогнозирование своей деятельности;
элементы волевой саморегуляции;
Познавательные:
осознавать познавательную задачу;
читать, извлекая нужную информацию.
Работа над заданиями1. Изучить материал (ученикам предлагается список сайтов, электронных книг, цифровых ресурсов);2. Найти практическое применение своего материала;3. Подготовить отчет, сайт по изучаемому материалу; В процессе выполнения заданий учащиесяработают на результат. Участники в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит обучение умениям работы с компьютерными программами и сетью Интернет. Общение и размещение рабочих материалов происходит на форуме сайта, а так же с помощью личных сообщений и чата. Личностные:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности;
участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;
Регулятивные:
самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
составлять план и последовательность действий и действовать по плану;
контролировать процесс и результаты деятельности;
вносить необходимые коррективы в план действий;
осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
уметь распределять своё время и уделять время для занятий;
уметь выделять необходимую информацию;
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний;
осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию;
самостоятельно находить информацию, используя  разные источники;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
делать обобщения, выводы;
приобретать ИКТ-компетенции;
Коммуникативные:
уметь слушать и вступать в диалог с учителем или другими учащимися (с помощью форума и чата);
уметь формулировать вопросы;
уметь отвечать на вопросы других;
уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения.
Рефлексия Защита итоговых работ1. Познакомиться с работами других учащихся, представление собственной работы Предполагается обсуждение результатов работы очно ( на уроке в классе) Личностные:
способность к самооценке своих действий;
Регулятивные:
умение осуществлять самоконтроль;
 уметь осуществлять собственную самооценку по предложенным критериям;
Познавательные:
осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию;
понимать информацию, представленную в разных формах;
выполнять учебно-познавательные
действия;
устанавливать причинно-следственные связи;
 делать обобщения, выводы;
Коммуникативные:
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы;
слушать и отвечать на вопросы других;
формулировать собственные мысли;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Использование Веб-квестов делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности. С использованием данной технологии учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний.
При использовании образовательных Веб-квестов существуют, по крайней мере, два результата. Первая составляющая оценки результата это, собственно, та видимая часть, которая и является выполненным Веб-квестом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. Второй же результат – это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность.
Информационные возможности Интернета просто неисчерпаемы. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделится собственной информацией с интернет-пользователями по всему миру. На сегодняшний день уже трудно представить работу школ без доступа в глобальное информационное пространство.
Многие преподаватели осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. Информационные технологии помогают создать новую обучающую окружающую обстановку, в которой ученики являются вовлечёнными учащимися, способными принимать больше ответственности за их собственное обучение и конструирование их собственного знания.
Основное отличие Веб-квеста от простого поиска информации заключается в следующем:
наличие проблемы
поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете
решение проблемы принимается всей группой
Таким образом, Веб-квест – это игра и обучение одновременно. Это очень интересный и перспективный вид деятельности и ролевая игра. Выполняя различные роли, учащиеся рассматривают проблему с разных сторон. Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как Веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным, а полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций:
•         использование ИТ для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов;
•        самообучение и самоорганизация;
•        работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
•        умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
•        навык публичных выступлений.
Типы Веб-квестов:
кратковременные - для  углубления знаний и их интеграции, рассчитанные на одно-три занятия;
 долговременные – для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитанные на длительный срок - может быть, на четверть или учебный год.
Особенностью образовательных Веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах.
 Результат работы с Веб-квестом - публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).
Технология Веб-квест при условии ее внедрения имеет ряд преимуществ:
Веб-квест дает возможность коллективного творчества, совместного доступа к процессу создания, оценивания, что соответствует требованиям ФГОС;
умение работать в группе, проявление творчества, умение планировать свою деятельность, новые формы работы;
данная технология мотивирует учащихся, вызывает интерес к познанию большей информации, способствует формированию информационной грамотности. Развивает самостоятельность и ответственность, формирует навыки групповой работы;
легче воспринимается материал за счет необычной формы работы;
умение работать в группе - взаимовыручка, самоорганизация;
новая и незнакомая форма работы. Развивает творческое мышление. развивает самостоятельность участников. Формирует навыки компетенции учащихся. Формирует навыки публичного выступления;
очень хороша технология поиска информации, а когда есть цель, то полученные знания таким образом бесценны;
Веб-квест направлен на формирование УУД, соответствует требованиям времени;
проблемное обучение, самообучение и самоорганизация, взаимообучение членов команды, реализация креативного потенциала, повышение личностной самооценки учащихся.
развивает безграничное творческое мышление.
данная технология удовлетворяет всем потребностям современного образования, направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов учащимися. Даже трудный учебный материал можно преподнести ученикам захватывающе.
Профессор Берни Додж определил следующие виды заданий для Веб-квестов:
пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
самопознание – любые аспекты исследования личности.
компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика, комикса
аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
оценка – обоснование определенной точки зрения.
журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Реальное размещение Веб-квестов в сети позволяет значительно повысить активную самостоятельность у учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.
Сегодня, когда реализуется проект президента по подключению всех образовательных учреждений к Интернету, данная технология может найти достойное место среди педагогических технологий, используемых в нашей стране. Используя методику квест - урока педагоги с высоким творческим потенциалом, создают условия для успешной реализации современных инновационных технологий, так как эта методика является новой, разнообразной формой работы, позволяющей проявить себя не только учащемуся, но и учителю, как творческой личности, а, следовательно, необходимой и открывающей путь к новым образовательным стандартам.
Таким образом, учитель получает возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя современную технологию Веб-квест. Учитель может вовлекать учеников в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме, организовать дистанционные олимпиады, конкурсы, игры, виртуальные экскурсии. И, наконец, данная новая технология не приведёт к изоляции учащихся друг от друга. Одна из важнейших целей образования — научить детей работать в коллективе.
Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач — суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции.
Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельно освоить навыки работы в Интернете уже в среднем звене. Следовательно, педагогам следует использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому организовывая процесс обучения, направляя усилия на формирование у учащихся высокого уровня ИКТ-компетентности посредством современных образовательных технологий.
Для реализации Веб-квеста необходим открытый выход в Интернет, однако Интернет предоставляет как полезную, так и бесполезную и даже в какой-то мере вредную  информацию. Поэтому ученикам необходима помощь, но помощь не в предоставлении готовых решений для запоминания, а в умении критически относиться к предлагаемой информации, умении самостоятельно ее анализировать. Учитель может и должен оказать своим ученикам такую помощь. Интернет – это мир информации, общения, обмена опытом, это диалог культур. Это возможность узнать много нового в той области знания, которая вас интересует, обменяться мнениями с коллегами, с ведущими учеными в этой области, посоветоваться. Всё это нам позволяет осуществить технология Веб-квет. Так что виртуальная жизнь оказывается вполне реальной жизнью, которая может оказаться чрезвычайно насыщенной как в познавательном, информационном, так и в эмоциональном плане.
Литература
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
3. Сердюк Е.В., Канева Д.С. «Использование Web-quest технологии при обучении письменной речи на старшей ступени обучения в школах с углубленным изучением иностранного языка», сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции, Сыктывкар, 2010