Каждый ребенок должен знать свои права

" Каждый ребёнок должен знать свои права "
Классный час, посвященный Конвенции ООН о правах ребенка
Цели: познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах ребёнка; способствовать осознанию ответственности за свои права; формировать положительное отношение к правам других.

Ход мероприятия:

1. Вступление
- Сегодня мы поговорим о правах человека, а конкретно о ваших правах, правах детей. Нашим девизом будут такие слова: «Каждый ребёнок должен знать свои права».
- Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними пришли и главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и что не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
- А что такое право? Как вы понимаете значение этого слова?
В словаре Ожегова даётся такое толкование слова «право»:
Право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
- Где записаны права человека? (Во " Всеобщей декларации прав человека".)
- А конкретно права детей? (В "Конвенции о правах детей".)
- 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребёнка была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Государства, подписавшие Конвенцию, приняли на себя правовую ответственность за действия в отношении детей, обязались пересмотреть своё законодательство в соответствии с положениями этого международного документа. На территории нашей страны Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу 15 сентября 1990 года. В этом году исполняется 20 лет со дня присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН о правах ребенка.
- Какие права детей вы можете назвать?

2. Работа с иллюстрациями.
- На картинках представлены некоторые права детей.
- Догадайтесь, какое право представлено на иллюстрации и поясните.
(Иллюстрации помещаются на доске)

3. Сказочный конкурс. Работа в группах.
- Каждый ряд у нас будет группой.
Ваша задача: взять иллюстрацию к сказке, догадаться, к какой сказке она нарисована, какие сказочные герои и как нарушали права.
Сказка А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Статья 28. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка.
Вопрос: Какое прозвище дал Малыш фрёкен Бок за то, что она неуважительно с ним разговаривала? (Домоучительница,
·Домоправительница, Домомучительница)
Сказка Шарля Перро «Красная Шапочка»
Статья 6. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Вопрос: Кто спас Красную Шапочку от смерти и тем самым защитил её право на жизнь? (Бабушка, охотники)
Сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»
Статья 9. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию.
Вопрос: Почему жаба похитила Дюймовочку у её матери? (она хотела сама её воспитывать, она решила женить на ней своего сына)

4. Работа в группах
По 1 человеку из каждой команды выходят из кабинета.
Остальные члены команды через 5 минут должны объяснить этому человеку определенное право. Объяснить нужно без слов, можно использовать жесты, инсценировки, мимику.
Из кабинета выходят по одному человеку от команды.
Команды вытягивают фразу, которую нужно объяснить.
Фразы-задания:
- право на образование
- право на заботу
- право на воспитание своими родителями
Обсуждают представление в течение 5 минут.
Приглашаются представители команд №1, №2,№3.
Угадывают. Ведущий определяет верно, или нет.

5. Обязанности.
Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания, ограничено обязанностью, не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека.
- Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду: в школе, дома, общественных местах. Главное о них помнить и выполнять.
- Какие обязанности школьника вы знаете?
1. Прилежно учиться.
2. Выполнять требования учителя, дежурных.
3. Соблюдать технику безопасности.
4. Беречь школьное имущество.
5. Выполнять распорядок дня.
6. Придерживаться правил культурного поведения.
7.Уважать права других.
- Обязанностью также является уважение прав других. Мы говорили об обязанностях, а вернулись к правам. Почему? (Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.)



6. Итог.
- Какое право детей, вы считаете самым важным? (право на жизнь) Почему? (выслушиваются все мнения детей)
- А как вы понимаете фразу «я уважаю, твоё право на личную неприкосновенность»? (значит не бить, не толкать другого человека, не обижать словом, т. е. беречь его жизнь, как свою)
- Мне бы очень хотелось, чтобы вы знали права и обязанности, уважали их, а значит, соблюдали.