Конспект урока по литературному чтению Воспитание трудолюбия в сказке Самое дорогое.



Разработка урока литературного чтения в 4 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Тема: Воспитание трудолюбия в сказке «Самое дорогое» Русская народная сказка.
Цели:
ознакомить учащихся с народным творчеством. Учить выделять главную мысль произведения, подробному и выборочному пересказу, делению текста на законченные по смыслу части;
развивать и корригировать речь, внимание, фонематический слух, обогащать словарный запас;
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к труду.
Оборудование: таблица, словарные слова, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Каждый час, всегда, везде
На уроках и в игре.
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
2. Упражнения для развития речевого аппарата.
1.Дыхательная гимнастика: «Свеча»
«Шарик»
Надувала кошка шар, а котенок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! Ш- Ш- Ш…
2.Артикуляционная гимнастика:
Язычок гулять собрался (открываем рот и показываем язык):
Он умылся (проводим быстро язычком по губам),
Причесался (несколько раз проводим язычком между верхними и нижними зубами, высовывая его),
На прохожих оглянулся (круговые движения язычком по губам),
Вправо, влево повернулся (язычок высовываем вправо и влево),
Вниз упал (язычок высовываем вниз), наверх поднялся (высовываем наверх) —
Раз и в ротик спрятался.(прячем язычок в ротик).
3.Речевая разминка.
- Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением:
КОШКА КРОШКА НА ОКОШКЕ КАШКУ КУШАЛА ПО КРОШКЕ
- Прочитайте, разделяя на слоги.
Прочитайте выразительно, скороговоркой, быстро, ещё быстрее.
Проверка домашнего задания.( 1 гр.-пересказ рассказа « Два плуга», 2гр.-выразительное чтение. Взаимооценка.
3. Постановка цели урока. Актуализация знаний.
-Как называется раздел, по которому мы с вами будем работать?
- Составьте из букв слова. (аосем огрдоео)
-Какое произведение будем читать?Слайд 1.
- Какова цель урока?( Учимся читать, читая- думаем)слайд 2
- К какому жанру относится?
- Почему народная сказка?
-А что для вас самое дорогое? Напишите ответы в тетради, а в конце урока посмотрим, изменится ли ваше мнение.

4. Изучение нового материала.
Чтение сказки учителем и демонстрация иллюстраций к сказке. Слайд5-23.
5. Словарная работа (разбор непонятных слов).(Слайд 3,4 )
Прут – тонкая ветка без листьев.
Ивовый – сделанный из ветвей ивы.
Прялка – приспособление для ручного скручивания шерстяной нити.
6.Физминутка для глаз.( Слайд 24 )
7. Беседа по содержанию.
- Понравилась ли вам сказка?
- Что запомнилось больше всего?
- Кто главные герои?
8.Работа над составлением картинного плана.
Читаем первый абзац по цепочке.
- В каком месте жили герои сказки?
- Чем занимался старик?
- Чем занималась старушка?
- За чем отправила старуха старика в лес?
- Скажите такая ситуация может ли быть в жизни?
Вывешивается рис.1 к картинному плану.
Читаем 2 абзац.
- Кого старик встретил в лесу ?- Какой это герой сказки правдивый или выдуманный?
- Найдите описание Лесного Деда.
- Что не позволил старику сделать Лесной Дед? А что предложил старику?
Вот это уже появляется сказочный элемент, где нужно герою – старику проявить ум, смекалку, найти выход из создавшейся ситуации.
Вывешивается рисунок 2 к картинному плану.
Физминутка.
- Чтобы глаза отдохнули, проведем разминку.
Реснички опускаются, …
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши руки отдыхают, …
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Читаем 3 абзац.
- Перечислите, что предлагал старик попросить у Лесного Деда?
-Смогли ли они договориться?
Вывешивается рисунок 3 к картинному плану.
Чтение 4части самостоятельно.
- Работа в парах.
1ряд вопрос1 на стр.92.
2 ряд вопрос 2 на стр.92.
Вывешивается рисунок 4 к картинному плану.
9. Работа с пословицами.( конверты).Работа в парах.
- Найдите пословицу, которая относится к прочитанной сказке:
1.Скучен день до вечера, коли делать нечего.
2.Где труд, там и счастье.
3. Как аукнулось, так и откликнулось.
10. Итог урока.- С какой сказкой мы познакомились?- Кто герои сказки?- Какова главная мысль сказки?- А если бы вы встретили Лесного Деда , что бы вы попросили у него ?Рефлексия. Что же самое дорогое в жизни? Посмотрите на свои записи в начале урока, изменилось ли ваше мнение после урока.Итог. “Самое дорогое – здоровье, его нужно беречь, заботиться и о себе и о своих близких; трудом создавать необходимое для себя, тогда и счастливым станешь» .Продолжите фразу:
- Я сегодня узнал…
- Мне было …
-Я рад…
- Я хочу поблагодарить….
14. Домашнее задание:1 гр. краткий пересказ сказки, рисунок Лесного Деда.
2 гр. Выразительно читать.
Слайд 25