Конспект урока по математике на тему Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда (5 класс)


Урок. ОБЪЁМ. ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА

Цели деятельности учителя
Главная дидактическая цель: формировать умение находить объем прямоугольного параллелепипеда; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Основные понятия
Кубические миллиметры, кубические сантиметры, кубические дециметры, кубические метры.

Ресурсы
Учебник
Презентация «Объем параллелепипеда».
Математика. 5 класс. Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД/ авт.-сост. Т. Ю. Дюмина, А. А. Махонина. - Волгоград : Учитель, 2015. – 133 с.

Организация
пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа

Тип урока
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

















Технология
проведения
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Планируемые результаты





предметные
универсальные учебные действия
(УУД)

1
2
3
4
5
6

I. Организационный этап
Проверяет готовность класса к уроку
Слайд 1 (девиз)
Нам урок пора начать.
Пришло время вычислять.
И на трудные вопросы
Мы ответ сумеем дать.

Слайд 2 (лист самооценки)
См. Приложение 1
Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.

Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.
Це л и:
создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;
организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;
выявить место (шаг, операцию) затруднения;
зафиксировать во внешней речи причину затруднения
Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний
Слайд 3 (работа в парах)
1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?
2) Что можно сказать о его противоположных гранях?
3) Какие измерения есть у параллелепипеда?
4) Сколько у фигуры граней, ребер, вершин? 5) Из каких фигур состоит поверхность куба? 6) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?

Слайд 4 (Самостоятельная работа по карточкам)
См. Приложение 2
Слушают
ответы друг друга, фиксируют правильность ответов









Выполняют самостоятельную работу, проверяют свою работу
Уметь определять вершины, грани и ребра параллелепипеда. Знать, какой параллелепипед называется кубом. Уметь приводить примеры предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.




Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки


1
2
3
4
5
6

III. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;
создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;
установить тематические рамки
Устанавливает тематические рамки
Слайд 5 (постановка проблемы)
См. Приложение 3.
Слайд 6 (формулировка темы)
Слайд 7
Объемы измеряются в кубических единицах, так как единицей измерения является куб с ребром 1.
Единицы измерения объемов: 1 см3, 1 мм3, 1 м3
Слайд 8 (вывод формулы)
Объем вычисляется путем умножения трех величин измерения: длины, ширины и высоты.
Проговаривают тему урока, тип урока и называют шаги учебной деятельности
Сформулировать проблему, создать алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера, сформулировать тему урока, цели урока
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цел и:
реализовать построенный проект в соответствии с планом;
закрепить новое знание в речи и знаках;
зафиксировать преодоление возникшего затруднения
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках
Слайд 9,10,11 (решение проблемной задачи)
Слайд 12 (практическая работа)
Слайд 13 (задача практического содержания)
Слайд 14 (проверка задачи)
Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках
Находят
объемы
фигур
Уметь находить объем фигур
Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
зафиксировать новое содержание урока;
организовать рефлексию
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию
Слайды 15-16.
- Найдите объемы тел, состоящих из единичных кубов (то есть с ребром 1).
Слайд 17 (рефлексия)
Домашнее задание: п. 21, с. 125 126, № 840, 842
Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали, что получилось. Записывают домашнее задание

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности































Приложение 1
Лист самооценки
№ п/п
Задание
Уровень усвоения
Возникшие трудности



Не умею
Решаю с трудом
Допускаю ошибки
Умею


1
Ответы на вопросы друг другу






2
Самостоятельная работа по карточкам






3
Практическая работа






4
Задача практического содержания






5
Найти объемы тел, состоящих из единичных кубов






Всего:







Приложение 2
1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом.
2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом.
3. У куба все грани являются квадратами.
4. У параллелепипеда 8 ребер.
5. У куба все ребра равны.
6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.



Приложение 3
Учебный кабинет является основным местом проведения занятий в школе, где учащиеся проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования.
Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала.
Основные нормы отражены в Санитарных правилах (СанПиН).
В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника - достигает 4 куб. м.
Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать?
Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:
Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося.
Надо знать сколько обучающихся в классе.
Сколько воздуха находится в классной комнате?
И объём воздуха в классе надо как-то вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда.


Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН.












Заголовок 115