Программа внеурочной деятельности Умные пальчики

Программа курса внеурочной деятельности «Умные пальчики» (совершенствование речевой деятельности, развитие мелкой моторики)

Пояснительная записка
Движения пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связанными с речевой функцией Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, помогает, избавится от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки с наклейками вместо картинок для вырезания).
Ребенок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не все гладко? А если у ребенка есть определенные проблемы? В помощь первокласснику заслуженный учитель России Е.Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке (см. книгу Е.Н. Потаповой «Радость познания». – М.: Просвещение, 1990).
Дополнительный час занятий 1 раз в неделю по программе призван помочь начинающему школьнику.
Цель обучения – совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с текстом; развитие интереса к чтению и книге.
Задачи:
способствовать развитию монологической и диалогической речи;
формированию коммуникативной компетенции учащихся;
развитие внимания, памяти, мышления;
развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковых игр, штриховки;
учить проговаривать и запоминать пальчиковые игры;
закреплять знания детей о временах года, пополнять знания детей о жизни животных, обогащать словарный запас детей;
воспитывать интерес к процессу работы, желание довести начатое дело до конца.
Содержание программы полностью соответствует целям и задачам учебной программы УМК «Планета знаний» по русскому языку, программа составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Государственных стандартов содержания начального образования II поколения. Содержание программы тесно связано с обучением грамоте, тематическое планирование курса «Умные пальчики» составлено с учетом тематического планирования по обучению грамоте УМК «Планета знаний» (авторы Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина) для 1 класса.
Виды деятельности на занятии: пальчиковая гимнастика, словарная работа, определение темы рисунка, составление рисунка и штриховка, составление устного описания по рисунку (по вопросам учителя), подведение итогов. В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки).
Все занятия строятся по принципу от простого к сложному на основе интеграции нескольких предметов: обучения грамоте, изобразительной деятельности, окружающего мира, письма.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в классной комнате, программа рассчитана на 32 учебных часа.
Необходимое оборудование: альбомы или листы для рисования, линейки-трафареты с геометрическими фигурами, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), телевизор, DVD, диски с записями, доска, цветные мелки для учителя, цветные карандаши для учащихся.



Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности «Умные пальчики»

Личностными результатами изучения курса «Умные пальчики» являются понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем индивидуальной культуры человека; восприятие русского языка как явления национальной культуры; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка и литературного чтения.

Метапредметными результатами являются:
регулятивные: планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, энциклопедиях и др.); находить, характеризовать, анализировать, сравнивать единицы языка: звук, буква, часть слова, слово, простое предложение; составление слов, предложений, текстов; строить речевое высказывание доступное для понимания слушателям;
коммуникативные: учитывать разные мнения, договариваться и приходить к единому решению; задавать вопросы, уточняя непонятое.

Предметными результатами являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, слово, простое предложение; способность контролировать свои действия.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития речи учащихся (тест на определение словарного запаса и уровня развития речи «Назови слова», тест на оценку словесно-логического мышления);
Текущий контроль:
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- иллюстрирование, выразительное чтение;
- участие в проектной деятельности.

Формы подведения итогов:
- занимательные упражнения (викторины, учебные ситуации, загадки, кроссворды, пословицы);
- индивидуальное моделирование и конструирование;
- подготовка и защита творческих работ.


Содержание программы «Умные пальчики»

1 класс (32 часа)

Речь. Предложение. Слово. Речь устная и письменная. Выделение из речи предложений. Предложение и слово. Составление предложений. Слова – названия предметов. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по значению, многозначные). Различение слова и предложения.
Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слова. Установление числа и последовательности звуков в слове. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки.
Развитие речи. Развитие фонематического слуха. Упражнения по отработке четкости произнесения слов. Составление предложений по рисункам. Составление рассказов по картинкам. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при его самостоятельном чтении. Устные ответы на вопросы учителя.
Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение альбома и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма. Развития глазомера и мелких мышц пальцев (бордюры, штриховки и др.).
Тематический план (32 часа, 1 час в неделю)


Дата план.
Дата факт.
Тема
Часы
Тема обучения грамоте
Тема по развитию речи
Формы занятия

1


Лето
1
Составление текста
Развитие мышления, устное сочинение
Беседа, устное сочинение детей

2


Репка, Колобок
1
Русские народные сказки
Составление пересказа
Практическое занятие с элементами игры

3


Лес
1
Звуки гласные и согласные
Лексика и словообразование
Экскурсия

4


Цветы на клумбе
1
Буквы а и о
Дифференциация звуков,
составление словосочетаний
Урок-наблюдение

5


Транспорт
1
Буква м
Лексика по теме, словообразование
Практическое занятие с элементами игры

6


Порядок
1
Буква н
Предлог на
Работа в парах

7


Краски
1
Буква р
Цвета и оттенки
Работа в малых группах

8


Лягушата
1
Буква л
Звук [л]. Автоматизация звука
Работа со справочной литературой

9


Шары
1
Буква ы
Образование множественного числа
Работа в парах

10


Паук и Муха
1
Буква п
Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек
Практическое занятие с элементами игры

11


Бабочка
1
Буквы б – п
Сочинение-описание
Сочинение-описание

12


Виноград
1
Буква в
Использование предлогов, лексика
Практическое занятие с элементами игры

13


Фонтан и вода
1
Буквы ф – в
Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры

14


Кактусы
1
Буквы к и т
Решение логической задачи,
аргументация
Практическое занятие с элементами игры

15


Роботы
1
Буквы д – т
Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры

16


Жук
1
Буква ж
Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры

17


Шмель
1
Звук ш
Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры

18


Самолет
1
Буква с
Звук [с]. Лексика
Работа со справочной литературой

19


Снеговик
1
Буквы з – с
Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры

20


Елка
1
Буква е
Составление пересказа
Составление пересказа (практическое занятие)

21


Клюква
1
Буква ю
Составление пересказа
Составление пересказа (практическое занятие)

22


Интонация. Ягоды и львенок
1
Буква я
Развитие мышления, устное сочинение
Беседа, устное сочинение

23


День
1
Мягкие согласные звуки
Развитие мышления, устное сочинение
Беседа, устное сочинение

24


Цыпленок
1
Буква ц
Составление пересказа
Составление пересказа

25


Черепаха
1
Буква ч
Развитие мышления,
Викторина

26


Щенок и щетка
1
Буква щ
Развитие мышления, устное сочинение
Устное сочинение

27


Часы
1
Дифференциация звуков
ц – ч
Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры

28


Мыши
1
Дифференциация звуков с – ш
Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры

29


Кухня. Игровой материал
1
Предметы
Лексика по теме, словообразование
Практическое занятие с элементами игры

30


Листья. Времена года
1
Признаки предметов
Лексика по теме, словообразование
Урок-экскурсия с привлечением родителей

31


Камень и львенок
1
Действия предметов
Развитие мышления, устное сочинение
Игра

32


Космос, ракета
1
Составление текста из предложений
Развитие мышления, устное сочинение
Викторина, игра





Список литературных источников

Список литературы для учителя
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2009.
Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок./Для начальной школы / – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2010.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007.
Новичихин Е.Г. 50 упражнений для развития речи, памяти, воображения и смекалки: Для начальной школы. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2011.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2009.

Список литературы для обучающихся

Андрианова Т. М. Букварь. – М., АСТ, Астрель, 2011.
Андрианова Т. М. Спутник Букварядля читающих детей. - М., АСТ, Астрель, 2011.











13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 215