Программа дополнительного образования для дошкольников 5-7 лет Умные пальчики


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 31»
Утверждаю:
                                                                                Зав. МБДОУ ЦРР – д/с №31
                                                                               Колесникова Е.И.:________
Программа дополнительного образования
«Умные пальчики»
Рекомендована для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
Направленность – художественно-педагогическая
Срок реализации: 2 года

Разработала: воспитатель
Чиркова Светлана Анатольевна

г. Воронеж 2015 г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….…….……………………………………………………...3
Цели и задачи программы дополнительного образования………………………………………………………………7
Основные направления программы: содержание, формы и методы работы по реализации программы дополнительного образования………………………………………………………………………………………………………….9
Целевые ориентиры освоения программы дополнительного образования…………………………………………...16
Календарно-тематическое планирование...……………………..……………………………………………………….22
Список использованной литературы……………….…………………………………………………………………………34
Приложения……………………………………………………………………………………………………………………37
Приложение 1. График работы кружка
Приложение 2.Список детей
Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. СухомлинскийРазнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.Актуальность кружка «Умные пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. Также предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).Задачи:Обучающие:- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;- формировать практические умения и навыки;- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.Развивающие:- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;- совершенствовать движений рук;- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;- развитие речи детей.Воспитательные:- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;- воспитывать и развивать художественный вкус;- воспитывать усидчивость, целенаправленность.Содержание программы строится на следующих принципах:- Принцип системности - работа по развитию мелкой моторики и движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме- Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.- Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.- Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.- Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.Кружок «Умные пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:- самомассаж кистей рук;- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты);- аппликация, оригами, пластилинопластика, тестопластика, торцеварие.Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, крупы, пуговицы и др.)Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года, 32 занятия в год. Форма работы – групповая, не более 10 человек. Занятия проходят во второй половине дня. Для этих целей оборудован специальный кабинет с индивидуальными местами для каждого ребенка, проектор, ноутбук.Занятия рассчитаны на детей 4-5 летАктивная работа кружка способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей, развитию воспринимать «прекрасное», расширению кругозора.Каждое занятие состоит из трёх частей:1.Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием музыкального сопровождения.2.Практическая часть – творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка и изготовление и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца.3.Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы еще сделать, чему он сможет научит других детей или родственников (маму, брата, сестру).Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг. Способы работы:1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.6.Скрепление различных деталей.7.Нанизывание различных предметов.8.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехов, семечек, гороха, веточек, камешков, ракушек, крупы.9.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.10.Лепка предметов из теста.11.Выкладывание мозаики из пластилина на плоскотной рисунок.

Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, объемной аппликации, торцевания, тестопластики, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Гениальность на кончиках пальцев», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Прогнозируемые результаты
В результате обучения по данной программе дети:• Научатся различным приемам работы с бумагой;• Познакомятся с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;• Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов• Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках: оригами, торцевание, аппликация, в том числе объемная, ;• Продолжат развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.• Овладеют навыками культуры труда;• Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятия проходят 1 раз в неделю для детей 4-5 лет. Продолжительность одного занятия 30 минут. В дальнейшем 30 минут мы берем за один условный час. Количество часов в год – 32.Наименование разделов и темI.-ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 9 часов1.-«В гости к солнышку» - завитки-1 час2.-«Посчитаем цыплят» - ватный диск-1 час3.-«Листопад» - пластилин-1 час4.-«Рябинка алая» - пластилин-1 час5.-«Грибок» - аппликация из кусочков цветной бумаги – 1 час6.-«Репка» - шарики из салфетки-1 час7.-«Цветок из петелек»-1 час8.-«Заготовки» - торцевание-1 час9.-«Солнечный цветок» - семечки-1 часII-В ГОСТЯХ У СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ-11 часов10.-«Снеговичок» - шарики из салфетки-1 час11.-«Елочное украшение» - тесто-1 час12.-«Подарок для елочки» -1час13.-«Овечка» - завитки-1 час14.-«Варежки» - аппликация-1 час15.-«Снежный домик» - аппликация из крупы-1 час16.-«Масленица» - оригами-1 час17.-«Снегири прилетели» - аппликация объемная-1 час18.-«Мое сердечко» - торцевание-1 час19.-«Галстук для папочки» - оригами-1 час20.-«Сердечко» - тесто-1 часIII.-ВЕСНА – КРАСНА -12 часов21.-«Цветочек» - аппликация-1 час22.-«Вербочки» - шарики из салфетки-1час23.-«Пасхальное яйцо» - тесто-1 час24.-«Светофор» - аппликация-1 час25.-«Тюльпанчик» - аппликация с элементами оригами -1 час26.-«Ракета» - оригами-1 час27.-«На морском дне» - оригами-1 час28.-«Цветочек» - объемная аппликация-1 час29.-«Посидим, поговорим» - оригами-1 час30.-«Букет для ветерана» - цветочек из салфеток-1 час31.-«Бабочка» - аппликация - 1 час32.-«Ромашки» - цветочек из салфетки-1 час
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Собрания - Выход на общее родительское собрание и групповые собрания с целью ознакомления родителей условиями и содержанием дополнительной образовательной услуги «Умные пальчики»-Сентябрь 2. Консультирование, практикумы:- Индивидуальное консультирование - Семинар – практикум «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста через выполнение творческих заданий» - В течение года3. Наглядно – просветительская работа:- Выпуск буклета «Гениальность на кончиках пальцев».- Материал в родительский уголок «Способы развития мелкой моторики детей»-1 раз в полугодие4. Дни открытых дверей - Просмотр занятий «Цветок из петелек», «Ромашки»5. Творческая выставка коллективных работ-«Подарок для елочки»,«На морском дне»«Салют победы»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берсенева Т. К. Ткань. Бумага. Тесто. М. «Астрель», 2001г.2. Ерлыкин «Поделки своими руками». Москва «ТРИЭН». 1997 г.3. Лутцева Е. А. «Технология. Ступеньки к мастерству». Москва «Вентана-Граф». 2003 г.4. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития». 1998 г.5. Петрова И. М. «Объемная аппликация». Санкт-Петербург «Детство –Пресс», 2007 г.6. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития». 1998 г.7. Лутцева Е. А. «Технология. Ступеньки к мастерству». Рабочая тетрадь. Москва «Вентана-Граф». 2003 г.8. С. К. Кожохина, Е. А. Панова «Сделай жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества». Ярославль 2007.9. М. М. Евдокимова «Волшебные краски». М. «Школьная пресса» 2001 г.10. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми/ Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М. : АРКТИ, 2007.

График работы кружка

День недели Время
Вторник
16.35-16.55
Четверг
16.35-16.55


СПИСОК ДЕТЕЙ
1 Весельев Никита
2 Литашин Никита
3 Левашова Катя
4 Морозов Миша
5 Катюшкина Катя
6 Леденёва Женя
7 Колобков Дима
8 Короблёв Андрей
9 Емцов Роман
10 Фетисова Ира
11 Тищенко Вика
12 Лемешкин Арсений