Программа по дополнительному образованию Умные пальчики


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»
Программа по дополнительному образованию
«Умные пальчики»

Руководитель:
Друшляк Жанна Леонидовна.
Воспитатель
1 квалификационная категория.
Содержание.
1. Информационная карта программы …………………………………….3
2. Пояснительная записка………………………………………………….4-5
3.Нормативно-правовое обеспечение ………………………………..……6
4.Принципы организации работы………………………………….………7
5.Содержание программы. Цель и задачи программы…….........….....…8-9
6.Условия реализации программы «Умные пальчики»………………….10
7. Средства реализации программы………………….……………………11
8. Формы организации работы с детьми………………………………….12
9. Диагностические материалы…………………………………………12-16
10. Практическая работа по развитию коммуникативных навыков.
Учебно-тематический план кружка «Умные пальчики»
Первый год обучения от 3-4 лет………………………………..…..18-21
Учебно-тематический план кружка «Умные пальчики»
Второй год обучения от 4-5 лет………………………………….. 22-26
Учебно-тематический план кружка «Умные пальчики»
Третий год обучения от 5-6 лет…………………………….……27-31
Учебно-тематический план кружка «Умные пальчики»
Четвертый год обучения от 6-7 лет………………………………..32- 36
Литература: …………………………………………………………………37
Приложение ………………………………………………………………...38
Информационная карта программы.
Полное название программы: Программа дополнительного образования по развитию речи и мелкой моторики « Умные пальчики»
Автор программы: Друшляк Жанна Леонидовна, воспитатель 1 квалификационная категория.
Территория: Муниципальное образование Октябрьского района, ХМАО – Югры.
Название проводящей организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек».
Адрес организации: 628109,улица Лесная, 36, с. Перегребное, Октябрьский район, Тюменская область ХМАО – Югра.
Телефон, факс: 8(34678)38-637, 38-747
Цель программы: Повышение уровня коммуникативной компетентности ребенка.
Форма: Фронтальная, подгрупповая.
Направленность программы: Практико-информационная
Срок реализации программы: 4 года.
Место проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»
Официальный язык программы: русский.
2.Пояснительная записка.
«Руки учат голову, затем голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П.Павлов.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!
Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др.
Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. И.П.Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. С целью повышения коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа по дополнительному образованию «Умные пальчики». Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
3.Нормативно-правовое обеспечение.
Вся работа по программе дополнительного образования регламентируется:
Закон «Об образовании» РФ 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года.
Сан ПиН 2.4.1.3049-13
Положение о рабочих программах дополнительного образования по дополнительному образованию программ дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» от 29.08.2013 № 369 – од.
4. Принципы организации работы
- Принцип системности и взаимосвязи. Работа проводится систематически, постепенно наращивается информация в каждой из последующих возрастных групп, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения.
- Принцип адресного подхода. Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации образовательного процесса, учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т.д. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.
- Принцип интеграции. Содержание тематических блоков может естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
- Принцип возрастной адекватности дошкольного образования
Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
- Принцип развития
Предполагает приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
5.Содержание программы.
Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.
Задачи:
Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
Способствовать развитию всех сторон речи – связная речь, грамматический строй речи, фонематическое развитие, словарь.
Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторные координации.
Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату.
Актуальность работы по развитию речи и мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Гипотеза – если в развитии речи детей использовать игры и упражнения на развитие мелкой моторики, то развитие речи произойдёт быстрее и эффективнее.
Новизна данной программы заключается в следующем:
Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени
Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем.
Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада – как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому, мной и была разработана программа по развитию коммуникативных навыков ребенка.
В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс.
Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в Программе. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
Представлен мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
- «Мелкая моторика»;
- «Речевое развитие».
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, о важности развития мелкой моторики в развитии речевой компетентности ребенка дошкольника, оно позволяет решать задачи, касающиеся речевого и интеллектуального воспитания. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, способствуют развитию психических процессов у ребенка.
6.Условия реализации программы:
Для получения успешного результата совместной деятельности необходимо создание благоприятных условий:
эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.
Для решения задач программы были определены методы и приёмы:
метод практических заданий является ведущим в данной программе.
игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
наглядные, словесные методы;
наблюдение, собеседование;
анализ результатов деятельности;
учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.
Средства реализации программы.
Для реализации программы имеется материально – техническое оснащение процесса.
Перечень основных технических средств обучения:
Музыкальный центр, мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD;
магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок, стихов;
Наглядный материал:
Игры для восприятия цвета, формы и развития руки;
Игрушки, атрибуты для игр, ленты, карандаши, платочки и др.
Художественная литература;
Практический материал:
- консультации; сообщения;
- рекомендации для родителей;
- упражнения, пальчиковые и дидактические игры, этюды;
- альбом «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)
- гимнастика для глаз;
Формы организации работы с детьми.
Возраст детей 3-4года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Форма ОД Подгрупп.
8 чел. Подгрупп.
8 чел. Подгрупп.
8 чел. Подгрупп.
8 чел.
Продолжительность ОД 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин
Количество ОД в месяц 2 2 2 2
Количество ОД в год 14 18 18 18
Диагностические материалы.
Мониторинг с детьми дошкольного возраста проводится дважды: в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май). В программе указаны критерии уровня развития, которые помогут отследить динамику развития ребенка. Мониторинг проводится по следующим показателям:
- «Мелкая моторика»;
- «Речевое развитие».
Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.
Уровни овладения необходимыми навыками и умениями.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий - высокий, средний, низкий.
Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания: младший дошкольный возраст.
- низкий уровень предполагает практически невыполнение задания с помощью взрослого, ребенок не внимательно слушает и не повторяет стихи, сказки, бедный словарный запас, слабый активный словарь, у ребенка не сформировался устойчивый интерес к дидактическому материалу, плохо ориентируется в пространстве;
- средний уровень - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого, ребенок слушает и повторяет стихи, сказки, но часто отвлекается, словарный запас на среднем уровне, ребенок проявляет интерес к дидактическому материалу, неплохо ориентируется в пространстве;
- высокий уровень - выполняет задание самостоятельно, у ребенка развита координация пальцев рук с речевым сопровождением. Ребенок слушает и повторяет стихи, сказки, обогатился и активизировался словарный запас. Проявляет устойчивый интерес к дидактическому материалу, хорошо ориентируется в пространстве.
Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания: второй год обучения.
Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания: средний дошкольный возраст.
- низкий уровень предполагает практически невыполнение задания с помощью взрослого, ребенок затрудняется проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины. Не может самостоятельно проводить прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз. Плохо ориентируется в пространстве и на плоскости, путает право и лево изображает круг не ровно, рисовать спиралеобразную и волнистую линии не может ровно, раскрашивает изображения, ограниченные контуром. Несформированное произвольное слуховое внимание, ребенок не может сосредотачиваться на речевой инструкции. Активный и пассивный словарь обогащен и активирован на среднем уровне. Не в полном объеме освоил грамматические нормы русского языка.
- средний уровень - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого, с небольшой помощью проводит пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины, прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз. Неплохо, но иногда с ошибками ориентируется в пространстве и на плоскости изображает круг, спиралеобразную и волнистую линии. Раскрашивает изображения, ограниченные контуром не очень аккуратно, с пробелами. Формируется произвольное слуховое внимание. Активный и пассивный словарь обогащен и активирован на среднем уровне. Почти в полном объеме освоил грамматические нормы русского языка.
- высокий уровень - выполняет задание самостоятельно, у детей развита координация пальцев рук с речевым сопровождением. Самостоятельно проводит пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины, прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз. Хорошо ориентируется в пространстве и на плоскости, изображает круг, спиралеобразную и волнистую линии, раскрашивает изображения, ограниченные контуром. Сформировано произвольное слуховое внимание. Активный и пассивный словарь соответствует возрасту ребенка. Освоил грамматические нормы русского языка.
Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания: старший дошкольный возраст.
- низкий уровень предполагает практически невыполнение задания с помощью взрослого, ребенок самостоятельно не завязывает шнурки на своей обуви; плохо ориентируется на листе в клетку, выделяет структурные единицы клетки, выполнять счёт и отсчёт клеточек, выполнять упражнения по речевой инструкции. Ребенок плохо ориентируется на листе бумаги (верх, низ листа, слева, справа), правильно сидит за столом, располагает лист бумаги, держит карандаш, раскрашивает изображения с ограниченным контуром. Плохо развито произвольное слуховое внимание, фонематический слух, плохо выполняет звуковой анализ слов. Активный и пассивный словарь не соответствует возрасту ребенка. Ребенок общается со взрослыми и детьми и при этом имеет трудности в составлении предложений, делает грамматические ошибки.
- средний уровень - ребенок выполняет задание с небольшой помощью взрослого, застегивает и расстегивает пуговицы, кнопки, шнурки на своей обуви; ошибается, ориентируясь на листе в клетку, выделяя структурные единицы клетки, выполнять счёт и отсчёт клеточек, выполнять упражнения по речевой инструкции. Ребенок ориентируется на листе бумаги (верх, низ листа, слева, справа) иногда допуская ошибки, правильно сидит за столом, располагает лист бумаги, держит карандаш, раскрашивает изображения с ограниченным контуром допуская пробелы и выходя за контур. Развито произвольное слуховое внимание, не совсем сформирован фонематический слух. Активный и пассивный словарь соответствует возрасту ребенка. Ребенок свободно общается со взрослыми и детьми, составляет развернутые предложения, иногда делает грамматические ошибки.
- высокий уровень - выполняет задание самостоятельно, застегивает и расстегивает пуговицы, кнопки, шнурки на своей одежде; ориентируется на листе в клетку, выделяет структурные единицы клетки, выполнять счёт и отсчёт клеточек, выполнять упражнения по речевой инструкции. Ребенок ориентируется на листе бумаги (верх, низ листа, слева, справа), правильно сидит за столом, располагает лист бумаги, держит карандаш., раскрашивает изображения с ограниченным контуром. Развито произвольное слуховое внимание, фонематический слух. Активный и пассивный словарь соответствует возрасту ребенка. Ребенок свободно общается со взрослыми и детьми, составляет развернутые предложения, не делает грамматические ошибки.
Основные диагностические методы.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
наблюдение;
проблемная (диагностическая) ситуация;
беседа.
Формы проведения педагогической диагностики.
Индивидуальная;
Подгрупповая;
Групповая.
Диагностические задания при проведении диагностики.
  Первая и вторая младшая группы — таблица по психолого-педагогическому обследованию детей дошкольного возраста (по Стребелевой Е. А.) Средняя группа — определение развития точности движений «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).       Старшая группа — методика «Домик» (разработана Н. И. Гуткиной).      Подготовительная группа — на начало года методика «Домик», на конец года методика «Графический диктант», Детей первых и вторых младших групп обследует воспитатель группы.
Методика «Домик»
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

Методика "дорожки" (разработана Л.А.Венгером) На листе бумаги нарисуйте "дорожки", в одном конце которых стоят машинки, в другом - дом. Ширина дорожек разная: начинается с 1 см, а дальше дорожки становятся все уже. Тип каждой дорожки постепенно усложняется: вначале она прямая, а дальше может быть извилистая, с крутыми поворотами. Скажите ребенку: "Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Машинка должна "проехать" по дорожке к дому, проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и не съезжая с дорожки". Выходы за пределы "дорожки" могут учащаться с приближением к домику - торопясь к цели, ребенок забывает о других условиях задачи. Уровень выполнения высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз; низкий - три и более выходов за пределы "дорожки", неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу , многократное проведение карандашом по одному и тому же месту. 
Упражнения на повторение фигур из пальцев
«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх) ; «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони) ; «Флажок» (четыре пальца - указательный, средний, безымянный и мизинец - вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе) ;«Вилка» (вытянуть вверх три пальца - указательный, средний и безымянный - расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони) .«Пальчики здороваются» — попеременноё касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
«Играем на пианино» — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1 - 2, 1 - 3, 1 - 4, 1 - 5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать, ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
«Птички клюют» — держа руку с карандашом на столе на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. Диаметр круга 10 см.
«Поможем Золушке» - ребенку дается пакет с пуговицами (фасоль и крупа), надо отделить мелкие от более крупных, а потом нанизать их на шнурок.
Попросить ребенка зашнуровать (завязать) свои ботинки.
«Лабиринт». Перед испытуемым, который сидит за столом, кладут два лабиринта, правой рукой испытуемый берет заточенный карандаш и по звуковому сигналу начинает вести карандашом непрерывную линию, пока не дойдет до выхода из лабиринта.
«Нарисуй пальцами кружочки».
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях) .Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
Методика «Полоски»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии.
Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута) .Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
Методика «Дорожки» Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Методика «Мячики» Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю.
Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Методика «Лес» Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Методика «Узоры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги»
Практическая работа по развитию коммуникативных навыков.
1 год обучения 3-4 года.
«Формирование мелкой моторики и развитие речи»
Цель кружка: Развивать умение понимать обращенную речь, сопровождать речью игровые и бытовые действия, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических игр и упражнений.
Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи:
Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки.
Развивать зрительно-моторные координации.
Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
Расширять и активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой.
Учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Воспитывать личностные качества, формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками и взрослыми.
Учебно-тематический план кружка «Умные пальчики»
1 год обучения 3-4 года.
№ Тема Задачи Количество занятий
1 мониторинг Выяснить имеют ли кисти рук хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Владеют ли навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш). Сопровождает речью игровые и бытовые действия. 1
2 мониторинг Выяснить сопровождает ли ребенок речью игровые и бытовые действия. Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы. Развивать умение действовать в такт со словами, учить узнавать на ощупь предмет. 1
октябрь
3 Игрушки
Учить распознавать и выбирать такой же по величине предмет (большой - маленький). Формировать умения координировать движения пальцев правой и левой руки, загибать пальцы в порядке очерёдности. Развивать зрительное внимание, конструктивный праксис. Обучать ритмичному нанесению точек по всей странице. Активизировать словарь по теме. Образование уменьшительно-ласкательных слов (мяч-мячик). Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
4 Части тела Учить узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь такую же. Развивать умения действовать в такт словам, ориентироваться на листе картона. Формировать ловкость пальцев рук. Обогащать словарный запас. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
ноябрь
5 Одежда Продолжать развивать умение различать фактуру предметов. Формировать контроль за мышечным тонусом пальцев. Совершенствовать умения двигать пальцами в соответствии с текстом, показывать по очереди указательный и средний пальцы на поверхности стола. Учить ритмичному нанесению точек и проведению горизонтальных линий на ограниченном пространстве. Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
6 Обувь Совершенствовать чувствительность кончиков пальцев через определение не ощупь предметов с различной поверхностью. Развивать координацию движений обеих рук. Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием стихотворных текстов. Формировать умение рисовать круги. Расширять словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
декабрь
7 Мебель Учить выкладывать контуры предметов из палочек на горизонтальной плоскости по образцу. Совершенствовать конструктивный праксис, зрительное внимание. Закрепить умение выполнять движения кистями рук по подражанию. Продолжать учить рисованию вертикальных линий, формировать навык закрашивания готовых изображений. Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (стул-стульчик).Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
8 Новый год Развивать умение различать на ощупь продолговатые и круглые игрушки. Учить выделять указательный палец своей руки, пользоваться им при выполнении определенных действий. Формировать контроль за мышечными ощущениями, отрабатывая ритмичность в выполнении действий. Учить ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые и горизонтальные линии. Развивать импрессивную и экспрессивную речь. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
январь
9 Посуда Развивать чувствительность пальцев, ознакомить со способами обследования предметов разной формы (круглой, квадратной). Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов. Вырабатывать умение раскатывать кусочек пластилина между ладонями. Учить ритмично рисовать маленькие круги на ограниченном пространстве. Расширять словарь по теме. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость 1
февраль
10 Домашние птицы
Вырабатывать умение ощупывать предмет одновременно пальцами обеих рук, обогащать сенсорный опыт. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (из 2-4 частей) с горизонтальными и вертикальными разрезами. Учить соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых. Формировать умение наносить штрихи и проводить длинные волнистые линии. Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость 1
11 Домашние животные Формировать координацию движений указательного и среднего пальцев, вырабатывать умение выполнять движения в режиме, заданном стихами. Развивать умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальцы обеих рук; совершенствовать умение ориентироваться в своем теле. Продолжать учить детей ритмично наносить точки, мазки, закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость 1
март
12 Мамин праздник Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладонями, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно). Закреплять умение выполнять движения кистями рук по подражанию. Развивать конструктивный праксис, учить различать и называть основные цвета. Совершенствовать умения проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и мазки. Развивать речевой слух. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. 1
13 Дикие птицы Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию, познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании. Развивать выработку правильного речевого выдоха, развитие силы и высоты голоса. Учить захватывать мелкие предметы щепотью и раскладывать их в емкости. Закреплять умение закрашивать готовые изображения, не выходя за контур рисунка. Расширять активный и пассивный словарь по теме. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. 1
14 Дикие животные Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь. Закреплять умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. Развивать выработку правильного речевого выдоха, развитие силы и высоты голоса. Учить образовывать слова во множественном числе. Совершенствовать умения проводить прямые линии и закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. 1
апрель
15 Транспорт Развивать умение узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности. Продолжать учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладонями и подушечками пальцев). Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по показу взрослого, проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. 1
16 Цветы Обучать составлению узоров и фигур из мелких предметов (спички, палочки, геометрические фигуры и т. д.). Продолжать формировать специфические навыки в действиях рук - захват щепотью мелких предметов. Закреплять умения проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. 1
май
17 Дом. Семья. Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками, составлять орнамент по образцу. Развивать точную координацию движений пальцев рук с речевым сопровождением. Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Расширять активный и пассивный словарь по теме. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. 1
18 мониторинг Выяснить имеют ли кисти рук хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Владеют ли навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш). Сопровождает речью игровые и бытовые действия. Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы. Всего: Количество игровых образовательных ситуаций в год 18
Ожидаемый результат:
дети:
- развитие мелкой моторики – у детей развита координация пальцев рук с речевым сопровождением.
- развитие речи – дети слушают и повторяют стихи, сказки, обогатился и активизировался словарный запас.
- сформировался устойчивый интерес к дидактическому материалу;
- повышение уровня концентрации внимания, памяти;
- развитие пространственной ориентации.
2 год обучения 4-5 лет.
«Формирование мелкой моторики и развитие речи»
Цель кружка: Развивать умение сопровождать речью игровые и бытовые действия, совершенствуя мелкую моторику, зрительно-моторные координации средствами дидактических игр и упражнений.
Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи:
Совершенствовать навык ориентировки в пространстве и на плоскости.
Развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание.
Формировать произвольное слуховое внимание.
Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
Учить выполнять действия кистями и пальцами рук по образцу и речевой инструкции.
Учить детей понимать и правильно употреблять предлоги в предложении.
Развитие грамматического строя речи – образование множественного числа существительных.
Воспитывать оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений.
Учебно-тематический план кружка «Умные пальчики»
2 год обучения 4-5 лет.
№ Тема Задачи Количество занятий
сентябрь
1 Осень. мониторинг Выяснить имеют ли кисти рук хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Владеют ли навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш), умением изображать прямые линии на ограниченной поверхности. Сопровождает речью игровые и бытовые действия. Учить ориентироваться на листе бумаги (вверху- внизу). Развивать зрительное внимание, конструктивный праксис в работе с разрезными картинками. Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
2 Огород.
Овощи Стимулировать тактильные ощущения, формировать умение определять на ощупь предмет, развивать чувствительность пальцев рук. Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте. Совершенствовать представления о левой и правой стороне листа. Учить детей понимать и правильно употреблять предлоги в предложении. Обогащать словарный запас по данной теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
октябрь
3 Сад.
Фрукты
Продолжать учить загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию. Формировать умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости и определять место нахождения предметов. Закреплять навык изображения кругов по пунктирным линиям, соотносить предметы по цвету. Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
4 Лес. Грибы и лесные ягоды
Учить попеременно соединять все пальцы с большим в соответствие с текстом, выкладывать «дорожки» из мелких предметов по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе. Продолжать учить брать мелкие предметы щепотью, учитывая их форму и размер. Совершенствовать навык изображения кругов. Учить детей понимать и правильно употреблять предлоги в предложении.
Развивать творческое воображение (видеть за изображением кругов реальные объекты). Расширять словарь по теме. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. 1
ноябрь
5 Профессии Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением, изображать прямые и кривые линии. Развивать конструктивный праксис, зрительное внимание. Учить слушать и запоминать речевую инструкцию, раскрашивать изображения, ограниченные контуром, регулируя нажим на карандаш. Развивать выработку правильного речевого выдоха, развитие силы и высоты голоса. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. 1
6 Наши добрые дела. Развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь, зрительное внимание, умение соотносить предметы разной величины. Учить ориентироваться на листе бумаги. Совершенствовать навык рисования кругов по пунктирной линии, закрашивания предмета, не выходя за контур. Развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
7 Дикие животные. Развивать тактильные ощущения, умение определять шершавую и гладкую поверхности без зрительного контроля. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте. Развитие грамматического строя речи – образование множественного числа существительных. Активизировать словарь по теме. Учить обводить по трафарету предметы, закрашивать их не выходя за контур. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
декабрь
8 Зима.
Зимние забавы. Развивать тактильные ощущения, умение определять шершавую и гладкую поверхности без зрительного контроля. Учить выкладывать из мозаики дорожку, используя захват щепотью, чередуя мозаику по цвету, ориентируясь на образец, рисовать круги различной величины по пунктирной линии. Совершенствование движений кисти и пальцев рук. Развитие речевого слуха и памяти. Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
январь
9 Новогодний праздник. Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Развивать зрительно-двигательную координацию, согласовывать движения с речью. Развитие речевого слуха и памяти. Учить детей понимать и правильно употреблять предлоги в предложении. Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
10 Домашние животные Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по подражанию), изображать спирали по пунктирным линиям. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Развитие грамматического строя речи – образование множественного числа существительных. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. 1
февраль
11 Транспорт
Развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук, слушать и запоминать речевую инструкцию, регулировать нажим на карандаш. Развивать подражательную способность, умение сохранять положение пальцев на некоторое время. Совершенствовать навык изображения прямых и волнистых линий. Активизировать словарь по теме. Закрепить назначение транспорта. Продолжать развивать речевое внимание, слух. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. 1
12 Инструменты Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Уточнить название пальцев рук. Развивать конструктивный праксис, зрительно-двигательную координацию, речь. Учить обводить по трафарету предметы, закрашивать их, не выходя за контур. Развивать слуховое внимание. Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
март
13 Мамин день. Закреплять умение загибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с большого. Продолжать учить брать мелкие предметы указательным типом хватания и удерживать их некоторое время, затем сортировать, учитывая размер и цвет. Совершенствовать навык изображения спиралей по пунктирным линиям. Активизировать словарь по теме. Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте. Воспитывать любовь и заботу к маме. 1
14 Весна.
Приметы весны Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое. Развивать точную координацию, мелкую мускулатуру рук, умение работать обеими руками с одинаковой силой. Совершенствовать навык изображения волнистых линий, придерживаясь середины дорожки. Обогащать словарь по теме. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. 1
апрель
15 Космос. Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое. Закреплять названия пальцев рук. Учить детей составлять из отдельных фрагментов целое, развивать простейшие навыки анализа и синтеза. Обогащать словарь по теме. Учить детей понимать и правильно употреблять предлоги в предложении. Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. 1
16 Аквариум. Учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением (по подражанию). Упражнять детей в умении соединять кончики пальцев, слушать словесную инструкцию. Формировать умение детей вращать карандаш между ладонями, навык изображения волнистых линий по пунктиру. Учить детей собирать из отдельных частей картинку, развивать наблюдательность. Обогащать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
май
17 Насекомые Продолжать учить выполнять действия руками и пальцами по подражанию, образцу и слову, выкладывать из мозаики простые предметы по образцу. Закрепить навык рисования волнистых линий по пунктиру, регулируя силу нажима на карандаш. Развивать слуховое внимание. Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте. Учить образовывать существительные множественного числа и подбирать к ним прилагательные. Активизировать пассивный и активный словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
18 мониторинг Уточнить выполняет ли действия руками и пальцами по подражанию, образцу и слову, выкладывать из мозаики простые предметы по образцу. Сформирован навык ритмичных движений и их переключаемость. Умеет рисовать волнистые линии по пунктиру, регулируя силу нажима на карандаш. Сформированность речевого дыхания, умение различать звуки, называть первый звук в слове. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
Всего: Количество игровых образовательных ситуаций в год 18
Ожидаемый результат:
Дети должны научиться:
Выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;
Проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины;
Развитие пространственных отношений (верх, низ листа, слева, справа)
Проводить прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз;
Изображать круг, спиралеобразную и волнистую линии;
Раскрашивать изображения, ограниченные контуром.
Формируется произвольное слуховое внимание.
Активный и пассивный словарь соответствует возрасту детей.
Образовывать слова во множественном числе.
Употреблять и понимать предлоги.
Сформировалось речевое дыхание, умеет изменять голос.
3 год обучения 5-6 лет.
«Формирование мелкой моторики и развитие речи»
Цель кружка: Развивать умение сопровождать речью игровые и бытовые действия, совершенствуя мелкую моторику, зрительно-моторные координации с помощью дидактических игр и упражнений.
Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи:
Совершенствовать навык ориентировки в пространстве и на плоскости.
Развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание.
Формировать произвольное слуховое внимание, фонематический слух.
Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по образцу, по словесной инструкции. Застегивать и расстегивать пуговицы на своей одежде.
Учить выполнять игровые упражнения для пальцев с речевым сопровождением.
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Определение рода существительных.
Образование прилагательных от существительных.
Воспитывать оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений.
№ Тема Задачи Количество занятий
сентябрь
1 Осень. Мониторинг
Выявить умение застегивать кнопки, пуговицы, крючки различной величины. Развивать умение определять на ощупь предметы. Выявить уровень владения навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш), умением изображать прямые линии на ограниченной поверхности. Уточнить умение ориентироваться на листе бумаги (вверху- внизу). Развивать зрительное и слуховое внимание. Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
2 Осенняя корзина Стимулировать тактильные ощущения, формировать умение определять на ощупь предмет, развивать чувствительность пальцев рук. Формировать навык правильного речевого дыхания. Продолжать учить проводить непрерывные линии, не отрывая карандаша от бумаги, соединяя точки. Учить образовывать прилагательные от существительных. Совершенствовать представления о левой и правой стороне листа. Обогащать словарный запас по данной теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
октябрь
3 Сад.
Фрукты
Продолжать учить загибать пальцы по одному, начиная с большого в игре с речевым сопровождением по подражанию. Учить выполнять игры с пальцами по подражанию и речевой инструкции. Формировать умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости и определять место нахождения предметов. Формировать понятия: «справа», «слева», «в центре», «вверху», «внизу». Учить образовывать прилагательные от существительных (яблочное, сливовое). Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук в манипуляциях с различными предметами. Обогащать словарный запас. 1
4 Лес. Грибы и лесные ягоды
Учить выкладывать «дорожки» из мелких предметов по образцу. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе. Продолжать учить брать мелкие предметы щепотью, учитывая их форму и размер. Формировать подвижность и гибкость пальцев и кистей рук через самомассаж подушечек пальцев. Развивать фонематический слух и правильное речевое дыхание. Совершенствовать навык изображения кругов. Развивать творческое воображение (видеть за изображением кругов реальные объекты). Расширять словарь по теме. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. 1
ноябрь
5 Одежда. Обувь. Продолжать развивать сгибательные и разгибательные мышцы пальцев и кистей рук, их гибкость, умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу). Закреплять навык застегивания пуговиц различной величины. Учить слушать и запоминать речевую инструкцию, раскрашивать изображения, ограниченные контуром, регулируя нажим на карандаш. Учить определять род существительных. Продолжать выработку правильного речевого выдоха, правильное произношение свистящих звуков. Развивать фонематический слух. Расширять словарь по теме. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. 1
6 Посуда. Развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Продолжать развивать согласованные действия обеих рук, дифференцированные движения пальцев, импрессивную и экспрессивную речь. Формировать навык подбора геометрических фигур и выкладывания их в соответствии с образцом. Учить ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы. Развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
7 Дикие животные. Развивать тактильные ощущения, умение определять шершавую и гладкую поверхности без зрительного контроля. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте. Активизировать словарь по теме. Учить определять род существительных. Учить обводить по трафарету предметы, закрашивать их не выходя за контур. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
декабрь
8 Зима.
Зимние забавы. Учить показывать по просьбе взрослого и называть все пальцы на обеих руках, составлять из частей целый предмет. Учить выкладывать из мозаики дорожку, используя захват щепотью, чередуя мозаику по цвету, ориентируясь на образец, рисовать круги различной величины по пунктирной линии. Совершенствование движений кисти и пальцев рук. Развитие речевого слуха и памяти. Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
январь
9 Новогодний праздник. Учить выполнять движения указательным и средним пальцами на каждый ударный слог стиха. Развивать зрительно-двигательную координацию, согласовывать движения с речью. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Совершенствовать навык правильно держать карандаш, проводить прямые горизонтальные линии слева направо, не отрывая карандаша от листа бумаги. Развитие речевого слуха и памяти. Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
10 Мебель. Учить выкладывать из палочек предметы мебели по образцу. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (из 4-6 частей) с горизонтальными и вертикальными разрезами. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Учить образовывать прилагательные от существительных (деревянный). Активизировать познавательные процессы, расширять словарь. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. 1
февраль
11 Транспорт
Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук, учить потягивать сцепленные одноименные пальцы в противоположные стороны в соответствии с текстом. Совершенствовать навык обводить по контуру простые предметы и раскрашивать их в пределах контура. Закреплять умение составлять из частей целый предмет. Активизировать словарь по теме. Закрепить назначение транспорта. Учить образовывать прилагательные от существительных (железный). Продолжать развивать речевое внимание, слух, называть первый звук в слове. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. 1
12 Наша армия. Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь перебирая мелкие предметы. Уточнить название пальцев рук. Учить поочередно разжимать пальцы из кулака на обеих руках одновременно, начиная с больших Учить обводить по трафарету предметы, закрашивать их, не выходя за контур. Развивать слуховое внимание. Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
март
13 Мамин день. Продолжать развивать сгибательные и разгибательные мышцы пальцев и кистей рук, их гибкость, умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу). Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Развивать фонематический слух, учить придумывать слова на заданный звук. Совершенствовать навык изображения спиралей по пунктирным линиям. Активизировать словарь по теме. Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте. Воспитывать любовь и заботу к маме. 1
14 Весна.
Приметы весны Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое. Развивать точную координацию, мелкую мускулатуру рук, умение работать обеими руками с одинаковой силой. Формировать умение выкладывать из ниток различные предметы по образцу. Совершенствовать навык выполнения шнуровки слева направо без перекрещивания шнурка Совершенствовать навык изображения волнистых линий, придерживаясь середины дорожки. Обогащать словарь по теме. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. 1
апрель
15 Космос. Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое. Закреплять названия пальцев рук. Закреплять навык застегивания пуговиц различной величины. Учить детей составлять из отдельных фрагментов целое, развивать простейшие навыки анализа и синтеза. Обогащать словарь по теме. Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте. Развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. 1
16 Птицы весной. Продолжать развивать тонко координированные движения кистей рук через пальчиковые игры с речевым сопровождением, поочередно соединяя все пальцы с большим на каждый слог. Формировать умение детей вращать карандаш между ладонями, навык изображения волнистых линий по пунктиру. Учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы, не отрывая карандаша от бумаги. Развивать слуховое внимание, чувство ритма. Обогащать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
май
17 Насекомые Продолжать учить выполнять действия руками и пальцами по подражанию, образцу и слову, выкладывать из мозаики простые предметы по образцу. Закрепить навык рисования волнистых линий по пунктиру, регулируя силу нажима на карандаш. Развивать слуховое внимание. Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте. Развивать зрительно-двигательную координацию. Активизировать пассивный и активный словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
18 мониторинг Уточнить выполняет ли действия руками и пальцами по подражанию, образцу и слову, выкладывать из мозаики простые предметы по образцу. Сформирован навык ритмичных движений и их переключаемость. Умеет рисовать волнистые и прямые линии по пунктиру, регулируя силу нажима на карандаш. Сформированность речевого дыхания, умение различать звуки, называть первый звук в слове. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
Всего: Количество игровых образовательных ситуаций в год 18
Ожидаемый результат:
Дети должны научиться:
Выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову, называют и показывают все пальцы на обеих руках;
Застегивают и расстегивают пуговицы на своей одежде;
Проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины;
Развитие пространственных отношений ориентировка на листе бумаг (верх, низ листа, слева, справа)
Проводить прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз;
Изображать круг, спиралеобразную и волнистую линии;
Раскрашивать изображения, ограниченные контуром.
Формируется произвольное слуховое внимание, развивается фонематический слух.
Ребенок может определить род существительных.
Освоение грамматического строя языка – образование прилагательных от существительных.
Активный и пассивный словарь соответствует возрасту детей.
Сформировалось речевое дыхание, умеет изменять голос.
4 год обучения 6-7 лет.
«Формирование мелкой моторики и развитие речи»
Цель кружка: Развивать умение сопровождать речью игровые и бытовые действия, совершенствуя мелкую моторику, зрительно-моторные координации с помощью дидактических игр и упражнений.
Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи:
Учить ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги, ориентируясь на заданные линии, в тетради в клетку обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии, выполнять графические задания в коллективе сверстников, на листе бумаги по образцу.
Формировать произвольное речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, закреплять умение производить звуковой анализ слов.
Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
Продолжать учить штриховать простые предметы в разном направлении (слева-направо, вверх-вних).
Продолжать формировать умения пользоваться всеми видами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка).
Развитие грамматического строя речи – умение согласовывать слова в предложении и правильно употреблять предлоги.
Развитие связной речи. Умение составлять небольшой рассказ.
Формирование навыков учебной деятельности, умение слушать, понимать и выполнять словесные инструкции.
Воспитывать оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом.
№ Тема Задачи Количество занятий
сентябрь
1 День знаний. Мониторинг
Выявить умение застегивать кнопки, пуговицы, крючки различной величины. Развивать умение определять на ощупь предметы. Выявить уровень владения навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш), правильно держать карандаш, умением изображать прямые линии на ограниченной поверхности. Уточнить умение ориентироваться на листе бумаги (вверху- внизу). Выявить уровень сформированности фонематического слуха. Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
2 Осенние странички. Формировать навык правильного речевого дыхания, звукового анализа слогов. Закрепить навык закрашивания готовых изображений, нанося свободными, размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях с легким продвижением слева направо. Совершенствовать представления о левой и правой стороне листа. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении и правильно употреблять предлоги. Обогащать словарный запас по данной теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
октябрь
3 Фруктовый рай.
Формировать умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости и определять место нахождения предметов. Формировать понятия: «справа», «слева», «в центре», «вверху», «внизу». Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук в манипуляциях с различными предметами. Закреплять умение пользоваться всеми видами и приемами застегивания и расстегивания. Совершенствовать умение составлять описательный рассказ. Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
4 В царстве грибов и ягод.
Учить рисовать «дорожки» - прямые линии. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе. Формировать подвижность и гибкость пальцев и кистей рук через самомассаж подушечек пальцев. Развивать фонематический слух и правильное речевое дыхание. Учить обводить по трафарету несложные предметы и закрашивать их, не отрывая карандаша от бумаги. Учить согласовывать слова в предложении. Активизировать словарь по теме. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. 1
ноябрь
5 Одежда. Обувь.
Головные уборы. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию, правильно располагать графические изображения на листе бумаги в тетради в клетку обводить клетки, считать их, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений. Учить слушать и запоминать речевую инструкцию. Продолжать выработку правильного речевого выдоха, правильное произношение свистящих звуков. Учить составлять предложение с заданным словом. Закрепить навык завязывания шнурка. Расширять словарь по теме. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. 1
6 Я человек. Развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Формировать навык подбора геометрических фигур и выкладывания их в соответствии с образцом. Развивать глазомер, усидчивость. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы. Продолжать учить согласовывать слова в предложении. Развивать фонематический слух, речевое дыхание. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
декабрь
7 Пришла волшебница зима. Совершенствование движений кисти и пальцев рук, выполняя графические задания, ориентироваться на листе в клетку. Учить составлять описательный рассказ по картине «Зима», согласовывая слова в предложении. Развитие фонематического слуха и правильного речевого дыхания. Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость. 1
8 Дикие животные. Развивать тактильные ощущения, умение определять шершавую и гладкую поверхности без зрительного контроля. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Формирование навыков звукового анализа; умение называть слова на заданный звук. Активизировать словарь по теме. Учить обводить по трафарету предметы, закрашивать их не выходя за контур. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
январь
9 Новый год у ворот. Каникулы. Учить выполнять движения указательным и средним пальцами на каждый ударный слог стиха. Развивать зрительно-двигательную координацию, согласовывать движения с речью. Совершенствовать навык правильно держать карандаш, проводить прямые горизонтальные линии слева направо, не отрывая карандаша от листа бумаги. Развить внимание, воображение, продолжить знакомить с понятием о симметрии. Учить детей образовывать слова в родительном падеже единственного и множественного числа. Активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
10 Посмотри, как хорош, дом, в котором ты живешь. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, выполнять графические задания в коллективе сверстников. Учить образовывать прилагательные от существительных. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду, оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников. 1
февраль
11 Транспорт.
Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук, учить потягивать сцепленные одноименные пальцы в противоположные стороны в соответствии с текстом. Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных. Активизировать словарь по теме. Закрепить назначение транспорта. Продолжать развивать речевое внимание, слух, называть первый звук в слове. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. 1
12 Наша армия. Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы, на ощупь, перебирая мелкие предметы. Уточнить название пальцев рук. Учить поочередно разжимать пальцы из кулака на обеих руках одновременно, начиная с больших Учить обводить по трафарету предметы, заштриховывать их, не выходя за контур. Развивать слуховое внимание. Формирование навыков речевого дыхания, звукового анализа слов. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
март
13 Мамин день. Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Развивать фонематический слух, учить придумывать слова на заданный звук. Совершенствовать навык изображения спиралей по пунктирным линиям. Учить составлять рассказ из личного опыта используя распространенные предложения. Активизировать словарь по теме. Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте. Воспитывать любовь и заботу к маме. 1
14 Весна идет, весне дорогу. Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое. Развивать точную координацию, мелкую мускулатуру рук, умение работать обеими руками с одинаковой силой. Формировать умение выкладывать из палочек различные предметы по образцу. Совершенствовать навык выполнения шнуровки слева направо без перекрещивания шнурка Совершенствовать навык изображения волнистых линий, придерживаясь середины дорожки. Обогащать словарь по теме. Воспитывать уважительное отношение к природе. 1
апрель
15 Этот загадочный космос. Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое. Продолжать учить ориентироваться на листе в клетку, выполнять счет и отсчет клеток. Учить детей составлять из отдельных фрагментов целое, развивать простейшие навыки анализа и синтеза. Обогащать словарь по теме. Учить согласовывать слова в предложении. Развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа. Воспитывать оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников. 1
16 Птицы весной. Продолжать развивать тонко координированные движения кистей рук через пальчиковые игры с речевым сопровождением. Формировать навык изображения волнистых линий по пунктиру. Учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы, не отрывая карандаша от бумаги. Учить составлять описательный рассказ о птице, выделяя характерные особенности внешнего вида. Развивать слуховое внимание, чувство ритма. Обогащать словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий и заботливое отношение к природе. 1
май
17 Моя семья – мое богатство. Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений. Продолжать учить выполнять действия руками и пальцами по подражанию, образцу и слову, выкладывать из мозаики простые предметы по образцу. Развивать слуховое внимание, фонематический слух. Активизировать пассивный и активный словарь по теме. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
18 Мониторинг
Путешествие в мир цветов. Уточнить как ребенок ориентируется на листе бумаги, правильно располагает графические изображения на листе бумаги в тетради в клетку, проводит горизонтальные и вертикальные линии на листе бумаги. Правильно сидит за столом, располагает лист бумаги, держит карандаш. Сформированность речевого дыхания, умение различать звуки, называть первый звук в слове, выполнять звуковой анализ слов. Сформированность навыков учебной деятельности, умение слушать, понимать и выполнять словесные инструкции. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 1
Всего: Количество игровых образовательных ситуаций в год 18
Ожидаемый результат:
Дети должны научиться:
Выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову, называют и показывают все пальцы на обеих руках;
Застегивают и расстегивают пуговицы, кнопки, шнурки на своей одежде;
Ориентироваться на листе в клетку, выделять структурные единицы клетки, выполнять счёт и отсчёт клеточек, выполнять упражнения по речевой инструкции.
Развитие пространственных отношений ориентировка на листе бумаги (верх, низ листа, слева, справа)
Проводить прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз;
Правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги, держать карандаш.
Раскрашивать изображения, ограниченные контуром.
Сформировано произвольное слуховое внимание, фонематический слух.
Сформирован грамматический строй речи – умение составлять небольшой рассказ, согласовывать слова в предложении, образовывать прилагательные от существительных.
Активный и пассивный словарь соответствует возрасту детей.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности
 
Литература.
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И.
Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46: ил./
Бочкарёва О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс
Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.
Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! : пособие по логопедии для детей и родителей / О. И.
Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005г
Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи. Волгоград: Учитель, 2013.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
Приложение
Мониторинг моторного и речевого развития детей. 3-4 года 1 год обучения.
Воспитатель: Друшляк Ж.Л. Дата: сентябрь, май.
№ Ф.И ребенка Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев. Критерии развития коммуникативных навыков. Итоговый показатель
Кисти
рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений
руки Развита координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль Владеет навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в лепке – стека). Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики) Сопровождает речью игровые и бытовые действия Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобства. Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы. с м с м с м с м с м с м с м с м
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Мониторинг моторного и речевого развития детей. 4-5 лет 2 год обучения.
Воспитатель: Друшляк Ж.Л. Дата: сентябрь, май.
№ Ф.И ребенка Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев. Критерии развития коммуникативных навыков. Итоговый показатель
Развита координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль Развитие пространственных отношений (верх, низ листа, слева, справа) Владеет навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в лепке – стека). Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики) Заучивает и рассказывает стихотворения с одновременным выполнением действий. Сформированность речевого дыхания, умение изменять голос. Развитие речевого слуха с м с м с м с м с м с м с м с м
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Табель посещаемости кружка «Умные пальчики»
2016-2017 учебный год.
№ Ф.И ребенка
6.09.16 120.09.16 4.10916 18.10.16 1.11.16 15.11.16 29.11.16 13.12.16 10.01.17 24.01.17 14.02.17 28.02.17 14.03.17 28.03.17 11.04.17 25.04.17 16.05.17 30.05.17
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22