Конспект модульного урока по зоологии Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Г. Емва






Модульный урок по зоологии
7 класс
Тема: « Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся».


















Урок составлен учителем биологии
Безменовой Г.С.

Г.Емва, Княжпогостский р-он, Республика Коми 2015г.

МОДУЛЬ.
Технология. Модульный урок, урок входит в систему уроков по теме самообразования.
Тема. Тип Хордовые Класс Пресмыкающиеся.
Цель. Познакомить обучаемых со строением и процессами жизнедеятельности систем органов животных Класса Пресмыкающихся.
Задачи урока.
Образовательные – сформировать знания о строении и жизнедеятельности пищеварительной, кровеносной, дыхательной и выделительной систем.
Развивающие – продолжить формирование умения самостоятельно получать знания из учебной литературы, заполнять сравнительные таблицы, анализировать и формулировать выводы, умение объективно оценивать свои знания, критически относиться к себе.
Воспитательные – продолжить воспитывать у обучаемых материалистические взгляды на животный мир, самостоятельность, чувство помощи и уважения к своему однокласснику, чувство ответственности и исполнительности.
Структура урока:
1.Организационный момент – 1мин. 2.Установление логической взаимосвязи – 1мин.
3.Входящий контроль (проверка домашнего задания) – 10мин.
4.Изучение нового материала – 30мин.
5.Домашнее задание, итоги урока – 3мин.
План модуля.
1.Получение представления о строении органов и систем животных Класса Пресмыкающихся.
2.Изучение строения органов, систем и процессов, происходящих в : а.пищеварительной системе, б.кровеносной системе, в.дыхательной системе, г.выделительной системе.
3.Установление взаимосвязи между строением и функциями органов и систем.
4.Закрепление пройденного материала.
5.Подведение итогов урока.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: таблицы, схемы, муляжи, учебник В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Издательство «Вентана-Граф», 2003год.

Модуль.
Номер учебного элемента
Учебный материал с указанием заданий.
Рекомендации по выполнению заданий

УЭ0.
Цель. В результате овладения учебным материалом модуля вы должны:
- на примере ящерицы прыткой изучить и усвоить строение, кровеносной, дыхательной и выделительной систем организма;
-продолжить развивать умение заполнять сравнительную таблицу, находить сходство в строении систем органов амфибий и рептилий и работать с учебной литературой;
-выявить ароморфозы у пресмыкающихся;
-уметь объективно оценивать свою деятельность на уроке, подсчитывать баллы.
Тема и цель урока записаны на доске и объявляются учителем.

УЭ1.
Цель. Проверить знания по предыдущей теме «Общая характеристика рептилий, их среда обитания. Внешнее строение рептилий на примере ящерицы прыткой, строение скелета. Убедиться, что готовы к изучению нового материала.

Задание I. Тест. Внимательно прочитайте суждение, выберите правильное, выписав номера, 6баллов1. У рептилий третье веко – это
а- перепонка, защищающая глаза от механических повреждений, б-перепонка, увлажняющая глаза, в- подвижное веко, закрывающее глаза, г-третьего века нет.
2.Число пальцев у ящерицы равно
а-пяти на всех конечностях, б-пяти только на передних конечностях, в-пяти только на задних конечностях, г-4-м на передних и пяти на задних конечностях.
3.У ящериц имеется
а- всегда 2 пары конечностей, б-у некоторых видов может быть только передняя пара конечностей, в-у некоторых видов конечности могут отсутствовать.
4.У змей глаза закрыты
а – одной парой подвижных непрозрачных век,
б – двумя парами подвижных непрозрачных век,
в – сросшимися прозрачными веками.
5.Жало ядовитой змеи – это
а– орган осязания и вкуса, б –орган обоняния,
в– орган, содержащий ядовитые железы.
6.У ящерицы грудная клетка
а – замкнутая, б – рёбра свисают свободно, в – грудной клетки нет.

Задание II. Решить логическую задачу. 4балла.
В Средней Азии обитает около 65 видов рептилий, в средней части Европы – 15видов, а у Северного полярного круга – всего 2 вида. Объясните эту закономерность изменения многообразия видов пресмыкающихся.
За проверку домашнего задания поставьте себе оценку. Если набрали 10б. – отлично,
8-9б. – хорошо,
6-7б. – удовлетворительно,
менее 6б. – неудовлетв.
Данные баллы занесите в лист учёта знаний.
Проверьте правильность теста, сверьте с ответами учителя. Выполнив тест переходите к следующему заданию. Решение логической задачи озвучьте, подняв руку. Правильность ответа проверьте путём фронтальной беседы с учителем. За полный содержательный ответ – 5б. За неполный – 3б. Неверный ответ – 2б.

УЭ2.Изучение нового материала.
Цель. Изучить строение и функции пищеварительной системы рептилий.

Задание I.
а. прослушайте объяснение и рассказ учителя о строении и функциях пищеварительной системы;
б. самостоятельно прочитайте в §41 текст о строении и функциях пищеварительной системы пресмыкающихся, изучить рис.145 на стр.195, выпишите ароморфозы;
в. Сравните пищеварительную систему амфибий и рептилий.

Задание II. Ответьте на вопросы устно.
1.Каково строение пищеварительной системы рептилий?
2.Какого происхождения зубы у рептилий?
3.Какое значение имеет язык в ротовой полости?
4.Какие функции выполняет печень?
Проверьте самостоятельно знания по изученному материалу в беседе с учителем, подсчитайте количество баллов (каждый правильный ответ – 1балл) и занесите данные в лист учёта.
Самостоятельно. Работайте в паре.

УЭ3.изучение нового материала.
Цель. Самостоятельно изучить строение и функции дыхательной и выделительной систем.

ЗаданиеI. 1.Прочитать самостоятельно в§41 о строении и функциях дыхательной и выделительной систем.
2.Изучить рисунок 145, стр. 195.
3.Выписать ароморфозы данных систем.
4.Выписать основные термины в словарик.

ЗаданиеII. (6 баллов).
1.Каково строение дыхательной системы рептилий?
2.Расскажите, чем отличается дыхательная система рептилий от дыхательной системы амфибий?
3.Где происходит газообмен у рептилий?
4.Какие ароморфозы появились в дыхательной системе рептилий?
5.Из каких органов состоит выделительная система у рептилий?
6.Какие вещества выделяются из организма?
Ответив на вопросы, оцените себя, выставив баллы в лист учёта.

Выполнять самостоятельно.

Записи делать самостоятельно, работаете в паре.

УЭ4 изучение нового материала.
Цель. Изучить строение и функции кровеносной системы.

Задание I.
Прослушать объяснения и рассказ учителя о строении и функциях кровеносной системы рептилий.
Самостоятельно изучить материал о кровеносной системе рептилий в§41 , рассмотрите рисунок 146, стр.196. Каковы особенности строения кровеносной системы рептилий?
Выпишите ароморфозы рептилий, появившиеся в кровеносной системе пресмыкающихся.
Объясните новые понятия.

Промежуточный контроль. 4балла.
1.Каковы особенности строения кровеносной системы рептилий по сравнению с земноводными?
2.Из каких органов состоит кровеносная система?
3.Какое строение имеет сердце у пресмыкающихся?
4.Через какие органы течёт артериальная кровь?
5.Где происходит газообмен?
6.Где начинается и где заканчивается малый круг кровообращения? (Рассмотрите по схеме.)





7.Где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения? (Рассмотрите по схеме).
8.Что такое артерия, вена?
Сделайте вывод о преимуществе кровеносной системы рептилий перед кровеносной системой амфибий.

Определите количество правильных ответов, подсчитайте и внесите в лист учёта.

Работайте в парах.


Самостоятельно записывайте новые понятия.










Работа с учителем. Правильный ответ – 1балл.





Учитель слушает ответ обучаемого.

УЭ5
Цель. Закрепление изученного материала.

Задание I. Установите взаимосвязь между строением систем органов и их функциями, заполняя сравнительную таблицу строения и функций систем органов амфибий и рептилий – 4балла.

Название систем.
Земноводные
Рептилии


Основные органы
Функции
Основные органы
Функции

Пищеварительная





Дыхательная





Кровеносная





Выделительная







Для заполнения таблицы обратитесь к §37, §41.Заполнение таблицы обсудите в паре и оцените свою работу

Задание II. 5баллов.
Укажите признаки, характерные для той или иной системы органов (поставьте напротив букв соответствующие цифры).

А – кровеносная система, Б – дыхательная, В – пищеварительная система, Г – выделительная система.
1.Связь организма с окружающей средой.
2.Снабжение клеток, тканей, органов кислородом и питательными веществами.
3.Выведение из организма продуктов распада.
4.Терморегуляция
5.Осуществление газообмена.
6.Располагаются в грудной полости.
7.Располагаются в брюшной полости.
8.Система представлена одним органом и сосудами.
9.В систему входят железы внешней секреции.

Набранное количество баллов занесите в лист учёта.














Работу выполняйте самостоятельно в тетради.








Самостоятельно.



Ответы сообщает учитель.






УЭ6.Подведение итогов урока.
Цель. Определите, усвоили ли вы тему урока. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Задание I. 3балла. Впишите в текст недостающие по теме слова.

-Система органов, в состав которой входит,, мочевой пузырь, клоака, называется .
-Так, как у смешанная, обмен веществ у них .
- Строение органов соответствует .
- Опорно- система выполняет , ,, функции.

Домашнее задание. Если вы выполнили закрепление учебного материала на 12баллов, то у вас нет домашнего задания. Если у вас были трудности при заполнении таблицы, при запоминании, допустили много ошибок, вам читать §41.

Если вы за урок набрали 32балла и более – оценка –«5»
31-26баллов –«4»
25-18баллов-«3»
Менее-18баллов-«2».


















Приложение №1
Лист учёта знаний.
Фамилия. Имя________________________________________

Учебный элемент
Количество баллов по заданиям


1
2
3
4
5
6
7

УЭ1








УЭ2








УЭ3








УЭ5








УЭ6









О Т В Е Т Ы.
УЭ1.Тест. 1-б, 2-а, 3-в, 4-в, 5-а, 6-а.
УЭ5. Задание II. А -2,4,5,6,8.
Б -1,2,4,5,6.
В- 1,2,3,7,9.
Г-1,3 ,7
УЭ6. Почки, мочеточники, выделительная система.
Рептилий кровь, низкий.
Выполняемым функциям.
-двигательная, опорную, защитную, двигательную, соединительную.










Рисунок 2C:\Documents and Settings\Галина\Мои документы\Мои рисунки\фото\11.03.2011\DSC00017.JPG15