Особенности копинг-стратегий у подростков с детским церебральным параличом и условной нормой развития

Бурнакова Ирина Валерьевна
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г.Абакан, Республика Хакасия
Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент Япарова О.Г.

Особенности копинг-стратегий у подростков с детским церебральным параличом и условной нормой развития
В настоящее время в России активно предпринимается попытка решения проблемы социализации детей, имеющих определённые физические недостатки. Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие института инклюзивного образования, цель которого состоит в изменении отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение их в общий образовательный процесс со здоровыми детьми. В связи с этим у педагогов, родителей и детей могут возникать барьеры общения и отношений, основанные на предубеждениях и предрассудках, и создаваться стрессогенные ситуации в процессе взаимодействия.
Рядом авторов отмечается возрастающее теоретическое и прикладное значение проблемы трудных жизненных ситуаций, и подчеркивается необходимость выявления конструктивных, неконструктивных и самопоражающих стратегий в драматических жизненных условиях [1, 2, 3].
Любая болезнь существенно влияет на формирование личности и систему отношений ребенка. Отрицательное влияние оказывает не только болезнь, но и болезненное реагирование окружающих. При этом эмоциональное благополучие имеет первостепенное значение для социально-личностного становления ребенка, поскольку неумение найти продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. Тем самым анализ особенностей механизмов психологической защиты, а именно копинг-стратегий у детей с ограниченными возможностями здоровья представляется крайне актуальным.
Целью нашей работы стало изучение и выявление особенностей копинг-стратегий поведения у подростков, имеющих детский церебральный паралич. Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что копинг-стратегии поведения подростков с детским церебральным параличом имеют отличительные особенности по сравнению с копинг-стратегиями здоровых подростков.
В исследовании приняли участие 60 детей. Первую группу составили 30 детей (11 девочек и 19 мальчиков), имеющие детский церебральный паралич, обучающиеся в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VI вида №27» г. Абакана, возраст - 12-15 лет. Вторую группу – 30 детей (15 девочек и 15 мальчиков) с нормальным развитием, обучающиеся в «Гимназии №1 им. Братьев Сафьяновых» г. Минусинска, возраст 11-15 лет.
Для выявления копинг-стратегий поведения мы использовали две методики, определяющие три параметра: стратегию решения проблем, стратегию поиска социальной поддержки и стратегию избегания проблем, «Индикатор стратегий преодоления стресса» Дж. Амирхана и методику «Копинг - поведение в стрессовых ситуациях» С. Норманн, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер.
Результаты исследования копинг-стратегий поведения у подростков, имеющих детский церебральный паралич, и у подростков с условной нормой развития по опроснику «Индикатор стратегий преодоления стресса» Дж. Амирхана показали, что подавляющее большинство детей из двух групп выбирают стратегию решения проблем (70% и 77% соответственно), стратегию поиска социальной поддержки выбирают 20% детей с ДЦП и 30% детей с условной нормой развития, стратегию избегания проблем не выбрали здоровые дети и только 3% детей с ДЦП уходят от решения проблем в стрессогенных ситуациях.
По опроснику «Копинг - поведение в стрессовых ситуация» С. Норманна, Д.Ф. Эндлера, Д.А. Джеймса 83% детей с ДЦП по сравнению с 70% здоровых детей выбирают стратегию решения проблем. Стратегию поиска социальной поддержки выбирают 7 % детей и совсем не выбирают здоровые дети (0%). 10% детей с ДЦП по сравнению с 30% детей с условной нормой развития, выбирают стратегию избегания проблем. Было определено, что большая часть подростков имеющих детский церебральный паралич, выбирает продуктивные копинг-стратегии.
Сравнительный анализ результатов исследования с помощью t-критерия Стьюдента показал, что не существует значимых различий в выборе стратегии поведения в трудных ситуациях у подростков из двух групп.
Таким образом, данное исследование показывает, что у детей с детским церебральным параличом, есть адаптационный потенциал. Включенные в общее образовательное пространство и сталкиваясь со стрессогенными факторами, они, так же как и их здоровые сверстники, могут использовать продуктивные копинг-стратегии для поиска возможных способов эффективного разрешения проблем.

Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал 1994.- №1. С.25-27.
Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.- 306 с.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования//Эмоциональный стресс- физиологические и психологические реакции/Под ред. Леви Л.- Л., Медицина 1970.- 340 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]































13PAGE 15


13PAGE 14315


13PAGE 15