Программа по поликультурной среде в 1 классе


Программа формирования УУД
Ты и я, мы друзья.
программа внеурочной деятельности для развития классного коллектива.
(поведение в поликультурной среде)
Ни кто из нас не лучше и не хуже,
Просто мы все разные.
Первоклассник – это новая социальная роль ребенка. Много неизведанного и интересного ждет в школьной жизни юного ученика. Нужно будет не только грамотно писать и читать, но еще и грамотно себя вести. В классе собираются дети разных национальностей, материального достатка, манеры общения и воспитания. Именно поэтому во время внеурочной деятельности педагог может помочь преодолеть барьеры в общения между «разными» детьми.
Реализация поликультурного компонента осуществляется через: обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой, путем включения, в учебный процесс дополнительных мате- риалов, способствующих поликультурному просвещению всех учащихся (вне зависимости от их национальной принадлежности). Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора. Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, во внеурочной деятельности через кружковую, воспитательную работу. 
Программа предназначена для ознакомления детей с культурой разных народов, ролью семьи в современном обществе, жизнью старшего поколения. Дети знакомятся с основными этническими и религиозными отличиями окружающих их людей. Данная программа рассчитана на учащихся 1 класса.
Цель программы:
Формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности  в многонациональной «поликультурной» среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур;
Основные задачи:
1.   воспитание гуманистической личности;
2. научить детей уважительно относиться к культуре других национальностей;
3. развитие и воспитание навыков толерантного поведения и сознания.
Планируемый результат:
Ученик 1 класса к концу первого учебного способен жить и трудиться в современном обществе. Ученик подготовлен к жизни в поликультурной среде, воспитан в духе уважения к другим народам, имеет толерантное поведение.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Программа состоит из 3 блоков.
- «мир вокруг нас» - учащиеся знакомятся с особенностями своей местности. Дети рассказывают откуда они приехали, о истории своего края, о особенностях природы той страны от куда они приехали.
- «моя семья» - дети рассказывают о своей семье, традициях, особенностях быта.
- «давай дружить» - в данном блоке происходят совместные беседы, вечера, игры с родителями, где все дети могут прочувствовать что «Никто ни лучше и не хуже, просто мы все разные».
акцентирование на расширении представлений о многообразии национальностей, их культуре, традициях, праздниках;  
ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека, где происходит столкновение с людьми другой национальности;  
развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной (ценностно-ориентационной), общественной.  
Тематическое планирование.
Тематика Мероприятие УУД
Мир вокруг нас 1. «Путешествие по планете Земля». К. - Умение работать сообща для достижения общей цели
Л. - Ценит природный мир.
Р. - Выделяет и понимает то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
П. - Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов.
2. Посещение краеведческого музея. Л. Уважительно относится к другому
мнению, истории и культуре других народов.
Р. - Соотносит способ действия и его результат с заданным эталоном.
П - Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов
К. - Умеет достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями беседы.
Моя семья 3. Выставка рисунков «Моя семья». Л. Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзывается на чувства других людей.
Р. Соотносит способ действия и его результат с заданным эталоном.
П. Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов
4. Беседа «История моей семьи». Л. Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзывается на чувства других людей.
Р. - Самостоятельно организует поиск информации, сопоставляет полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.
П.- Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов
К. - Владеет способами управления
поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия
5.Фотогалерея «Профессия моих родителей». Л. Уважительно относится к другому
мнению, истории и культуре других народов.
Р. Самостоятельно организует поиск информации, сопоставляет полученную информацию с имеющимся жизненным опытом
6. КТД «Герб моей семьи». Л. Умеет избегать конфликтных
ситуации и находить выходы
из спорных ситуации.
Р. Соотносит способ действия и его результат с заданным эталоном.
П. Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимуюИнформацию.
К. - Умеет достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Давай дружить 7. Беседа «Правила поведения в школе». Л. Ориентируется в социальных ролях. Умеет выстраивать межличностные отношения.
Р. - Соотносит способ действия и его результат с заданным эталоном.
П. Выбирает наиболее эффективные
способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
К.- Владеет способами управления
поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия
8. « Национальные игры». Л. Ориентируется в социальных ролях. Умеет выстраивать межличностные отношения
Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзывается на чувства других людей,
Р. - Соотносит способ действия и его результат с заданным эталоном
К. Владеет способами управления
поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия.
Краткое содержание мероприятия.
1. «Путешествие по планете земля».
Данное мероприятие проводится в виде игры – путешествия. Участники следуют по станциям, на которых рассказывается о каждой из стран близлежащего зарубежья. Ребята находят на карте каждое государство, знакомятся с его природным миром, национальностями, которые проживают на данной территории. В конце ребята решают совместно кроссворд с помощью полученной информацией в ходе путешествия.
2. Посещения краеведческого музея.
Учащиеся 1 класса совместно с классным руководителем и родителями посетили Камышевский музей. В данном музее Татьяна Валерьевна провела прекрасную экскурсию о красоте и богатстве родного края. В данном рассказе была задета тема возникновения деревни, какие народы населяли ранее эти земли. В музее представлены экспонаты исторической утвари, предметов быта, орудие труда.
3. Выставка рисунков «Моя семья».
Каждому из учащихся было дано задание нарисовать свою семью. Ученики подготовили разнообразные рисунки, на которых были изображены члены их семьи, а так же домашние животные. Дети с удовольствием показывали свои картины, и рассказали одноклассникам кто на них изображен.
4. Беседа «История моей семьи».
Для того что бы провести данное мероприятие ученикам было дано развитие узнать у своих родителей историю возникновения своей семьи и что обозначает их фамилия. Не которые дети подготовили генеалогическое древо, кто принес фотографии, но большинство просто рассказали то, что сообщили им родители. В ходе беседы мы узнали, что во многих семьях есть свои обычаи и традиции, коллективные дела, обязанности. Очень интересно было послушать о профессиях членов семей, у многих династии семей врачей и строителей. Каждая семья по своему уникальна, каждая история по - своему хороша.
5. Фотогалерея «Профессия моих родителей».
Ученики принесли множество фотографий, о которых с гордостью рассказывали окружающим. Многие ребята хотят продолжить дело своих родителей. Данная фотогалерея позволила ученикам увидеть «красоту» семьи не только своих одноклассников, но с гордостью поведать о своих родителях.
6. Коллективно творческое дело «Герб моей семьи».
Ученики совместно с родителями изготовили в домашних условиях семейный герб. А на уроке ребята изготовили герб своей «классной» семьи. В котором отразили все достояния нашего классного коллектива. Творческое дело помогло ребятам воссоздать единство в классном коллективе. При создании семейного герба каждая семья получила колоссальное удовольствие отразить семейные ценности.
7. Беседа «Правило поведения в школе».
Целью беседы являлось рассказать ученикам о правилах внутреннего распорядка школы, о манере поведения во время учебного процесса. На помнилось ребятам и том, что защищая свои права мы не должны забывать о правах окружающих. Ученики перечисляли то, что уже знают о правилах поведения. И подводя итоги беседы, было предложено задание нарисовать портрет воспитанного ученика.
8. «Национальные игры».
Мероприятие направлено на то, что бы были задействованы родители. Дети совместно со взрослыми проводят игры той национальности, к которой они относятся. Это увлекательное занятие позволит не только весело провести время, но познакомится с новыми увлекательными играми других народов.
Оценка эффективности.
Данная программа предназначена для учащихся 1 класса. Ученики в данном возрасте переживают кризис 7 лет, а так же период адаптации к новым условиям. Наша страна богата и многообразна, в том числе и национальностям. Детям не всегда легко принят детей не похожих на них, поэтому в период становления личности просто необходимо проведение такого рода мероприятий. Программа «Ты и я, мы друзья» весьма актуальна и эффективна. В период проведения мероприятий произошло сближение не только учащихся, но и их родителей, что на 50 % является залогом успеха комфортной атмосферы в классе. Разнообразие занятий позволило по разному взглянуть на национальные особенности и научиться новому.