Деятельность учителя-предметника по воспитанию российской гражданской идентичности обучающегося в поликультурной среде школы.

Деятельность учителя-предметника по воспитанию российской гражданской идентичности обучающегося в поликультурной среде школы.
Бардацкая Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Труновского муниципального района Ставропольского края
Для каждого человека вполне естественно стремление объяснить, то есть понять и быть понятым, также вполне естественно желание отстоять свое мнение, изложить свои аргументы. Но возможно ли это, есть в активе у «оратора» крайне бедный лексический запас и скудный набор случайных грамматических форм. Говорящий понимает, какое впечатление производит - сам когда-то слышал родную речь в подобном исполнении. И он старается говорить меньше, как можно более кратко, не вдаваясь в рассуждения, опуская детали, даже самые нужные, постепенно приучаясь и мыслить таким же нехитрым способом. Стоит ли объяснять, какое разрушающее воздействие оказывает все это на личность взрослого человека? А если в такой ситуации оказался ребенок? Что тут можно сделать? Только одно – приложить все усилия для формирования словарного запаса школьника, его культуры речи.
Безусловно, уроки русского языка и литературы обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Каким должно быть содержание уроков, способствующих формированию языковой, лингвистической, лингвокультурологической и коммуникативной компетенций, развитию у школьников языкового чутья, языковой интуиции, и в целом - языковой личности?
Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов занимает уникальное место, ведь главная задача этого предмета – обеспечить речевое развитие учащихся. С каждым годом совершенствуются методики, способы и средства обучения. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую. Целенаправленный отбор текстов для анализа на уроках русского языка создает тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно влиять на формирование духовных, нравственных, интеллектуальных качеств личности.
На основании опыта работы можно отметить возможности уроков русского языка и литературы: - в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; - при освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); - при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий. Курс русского языка должен быть направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления, устной и письменной речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для учебной и трудовой деятельности. Чтобы учитель мог выполнить эту нелегкую задачу, необходим учебник, который будет хорошим помощником учителю в обучении русскому языку, а учащимся – в изучении предмета. Таким учебником, на наш взгляд, является учебник «Русский язык» под редакцией С.И.Львовой. Содержание программы под редакцией этого автора соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку. В пояснительной записке «Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» (автор-составитель С.И.Львова) подчёркивается: «Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей детей».[6,4] Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение: «Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён».[6,4] В процессе работы по УМК Львовой С.И. развиваются не только навыки чтения - понимания текстов разных стилей, но и совершенствуются информационно- коммуникативные навыки, развиваются умения развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать текст и т.п. Формированию коммуникативных умений и навыков способствует раздел «Культура речи», который не представлен отдельной темой в традиционной программе. Это принципиальное отличие учебника под редакцией С.И. Львовой от других учебников. Раздел помогает учащимся осмыслить, почему именно эти языковые средства функционируют в речевом поле. Учащиеся знакомятся с орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса в течение всего учебного года. В учебник включен раздел «Текстоведение», способствующий развитию коммуникативной и языковой компетенций ученика. Основные умения, которые должны быть выработаны при изучении этого раздела это умение проводить смысловой анализ текста, определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства, редактировать тексты. Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительное чтение текста, определение основной мысли, сочинения, изложения), в учебнике предлагаются и другие виды работы:  работа с разными видами словарей;  редактирование текста; текстоведческий.
Чтобы воспитать у детей нерусской национальности интерес и любовь к русскому языку, я использую разнообразные методические приемы, что помогает им легче усваивать лексику художественных произведений. На уроках детям должно быть интересно, радостно, легко, а не страшно и скучно. Если даже самый обычный урок провести в игровой форме, то он воспринимается детьми совсем по-иному. Большое внимание обращаю на формирование способности запоминать текст литературных произведений, выразительно и осмысленно воспринимать стихотворные и прозаические отрывки, реплики литературных героев, эпизоды, сценки, узнавать их на иллюстрациях, участвовать в литературных играх по сюжетам прочитанного. Вот почему при подборе произведений для чтения вслух предпочтение отдаю тем, где есть диалоги. Вместо беседы по тексту в ее чистом виде рекомендую пересказ с элементами инсценировки, хоровой декламацией отрывков. Дети проявляют при этом незаурядное творчество, придумывая за своих героев заданные произведением слова и жесты, помогая друг другу, пробуя себя в разных ролях.
Литературные герои развивают речь детей, воображение, образное мышление, обогащают чувства и активно готовят к самостоятельной читательской деятельности.
Добиться результатов в усвоении русской лексики мне помогают уроки развития речи. Они обеспечивают целостный подход к изучению русского языка детьми нерусской национальности. Здесь они учатся легко, свободно говорить, доказывать (часто такие дети боятся вслух произносить свои мысли, существует страх перед аудиторией, незнакомыми людьми), высказывать свои мысли устно и письменно. К концу учебного года у детей происходит заметный скачок в эмоциональном развитии. Данные уроки воспитывают любовь к русскому языку, способствуют глубокому пониманию художественного слова, развитию творческих способностей детей. В наше время это особенно необходимо по многим причинам. Дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к русскому языку, правильно научить своего ученика слушать, говорить, сочинять и писать.
Задания должны быть ориентированы прежде всего на обогащение социально - нравственного опыта школьников, восприятия окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения. Стараюсь помочь детям освоить на уроках то, что очень важно в жизни каждого человека: умение передать информацию, поддерживать беседу, установить контакты; пересказать, рассказать ситуацию; написать письмо, поздравление, объявление; найти способ общения во время разговора, спора, знакомства; красочно оформить свою речь.
С чего начать? С обогащения словаря – это верный путь к слову. Убеждаю своих учеников в необходимости работы со словарями, стараюсь пробудить интерес к отдельно взятому слову: изучить его происхождение, строение, произношение, написание, значение. Учу связывать слово с конкретной речевой ситуацией. И здесь снова на помощь приходит игра.
Предлагаю ученикам проверить свое воображение. Представить себя в роли скульптора, но не совсем обычного, которому предстоит создать памятник слову. Размышляем вместе, какому слову может быть поставлен памятник и за что. Каким дети его себе представляют и почему таким.
Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков. Предлагаю прочитать пословицу, устно передать ее основной смысл, сформулировать тему, отталкиваясь от данного предложения, «развернуть» свою мысль в письменной форме. Вот что получилось у одной ученицы:
Доброе дело и в воде не тонет. Мне кажется, доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить, добиваться какой-то важной цели. По-моему, мир будет прекрасен и удивителен, если в нем будут жить добрые люди, добрые чувства, добрые дела. Человек должен как можно больше совершать добрых и светлых поступков. Вот тогда и могут сказать: «Доброе дело и в воде не тонет».
Использую также и другой эффективный прием конструирования внутренней и внешней сторон речи – «слово – магнит» (от слова к собственному тексту). Представляю слово с точки зрения нравственно-эстетической, человеческой: слово – живое существо, способное, как и человек радоваться, грустить, может быть добрым и злым, жестоким, коварным врагом. Отличить слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. В качестве магнита берем слово гуманный, оно притягивает к себе следующие слова: сострадающий, добрый, заботливый, щедрый, золотой, человек, поступок, дружба, мечта, радость, мир, подарок, жить. Опираясь на поле слов, ученик составил вот такой текст:
Жил – был один добрый человек. Обо всех он заботился, беспокоился. Всем близким хотел сделать щедрый подарок. Люди говорили: «У него золотое сердце». И была у этого человека мечта – сделать всех счастливыми, чтобы жили люди в мире и дружбе. Вот почему, кажется, его называют гуманным.
Подобную работу провести со словом счастливый. Хорошим подспорьем здесь станет сказка «Общее счастье», в которой говорится о силе единства людей.
Игра «Аукцион слов» обогащает словарный запас, развивает интерес, самостоятельность, приучает пользоваться орфографическим словарем. Дети называют каждый раз новые слова, не повторяя сказанного другими.
При изучении темы «Глагол» предлагаю учащимся домашнее задание – исследование: найти в стихах и прозаических произведениях разные значения глагола бежать. Такое задание помогает закрепить понятие «прямое» и «переносное» значение, «олицетворение». Интересна работа по составлению текста по опорным словам с использованием олицетворений.
Работа весны.
1.Мартовское солнце, сосульки, веснушки – проталинки.
2. Апрель, ручейки, земля.
3. Май, леса, луга.
В результате получился текст, составленный детьми:
Мартовское солнце ласково взглянуло на землю. Заплакали сосульки горячими слезами. На бугорках и точках показались веснушки – проталинки.
В апреле побежали по дорогам веселые ручейки. Умылась земля вешней водой. Май одел леса в зеленый наряд. Луга покрылись пестрым ковром.
Аналогичную работу можно проводить при изучении темы «Имя существительное», «Имя прилагательное», здесь же можно закрепить знания об эпитете. Помогут в подборе материала сказки А.С.Пушкина.
Обращение к игровым ситуациям позволяет включить ребёнка в занятие неформально, стимулировать его к активному участию в уроке. Игровые ситуации создают между учителем и учеником особые, доверительные отношения, реализуют принцип сотрудничества, способствуют развитию принципа коллективизма. В своей практике я использую различные игры: инструментальный (составление и заполнение анкет), сопровождение действий словом, игры-соревнования, игры-дискуссии, а также сочетания их. Задачи, которые ставятся в игровых заданиях, должны быть посильными для учащихся, но не слишком слабыми, переход к игре должен быть мотивированным с точки зрения целей данного урока .В игре важна ситуация успеха. Если есть необходимость, нужно исправить ошибки, но делать это нужно тактично: «Вы хорошо справились с заданием, но в данном случае лучше сказать так»
Игры - лексические и грамматические - способствует совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков. Вот примеры некоторых игровых ситуаций: «Слово за словом» (участники игры друг за другом пишут слова на букву, которой оканчивается предыдущее), «От одного корня» (составить предложение из слов, каждое из которых включало бы один и тот же корень), «Найди слову родственников» (подбор однокоренных слов), « Учитель и ученик» (поочередно в парах дети играют эти роли), «Поговорим о профессиях», «Вы получили телеграмму», «Корректор», «Собеседники» (два ученика читают диалог, а третий пытается вставить свои реплики, представляя себя еще одним участником разговора).
Преподавание русского языка и литературы в условиях поликультурной среды требует дальнейшего совершенствования, в первую очередь, усиления практической направленности обучения, цель которого – овладение учащимися всеми видами речевой деятельности.
В своей практике для повышения грамотности учащихся я использую методику орфографического чтения, разработанную Петром Семеновичем Тоцким. При орфографическом чтении главное - четкость произношения, запоминание состава звуков. Каждое слово звучит отдельно, произносится четко, но не распадается на слоги, иначе оно не останется в памяти. Двойное чтение, орфографическое и орфоэпическое (вслед за учителем), является необходимым условием развития устной речи, орфографии и обогащения словарного запаса. Слово, повторенное многократно, остается у них в памяти надолго. Тогда и писать дети будут грамотно.
Информационная компетентность выпускника средней школы – это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении и умелом использовании информационных технологий, позволяющих правильно выбрать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Учебник С.И.Львовой формирует информационную компетентность учащихся и предполагает целенаправленное совершенствование таких важных умений, как:
-использование разных видов чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое и др.); для этого тексты предваряются вопросами и заданиями (« Вспомните», « Попробуйте догадаться», « Попробуйте объяснить» и т.п.);
-извлечение необходимой информации из различных типов текста;
-овладение основными способами информационной переработки текста;
-создание собственных речевых высказываний разных стилей и жанров на основе прочитанного или прослушанного текста (конспект, реферат, аннотация, сочинения разных видов);
-осмысленный выбор вида чтения;
-оценка и редактирование текста;
-владение основными видами публичных выступлений ( высказывания, монолог, полемика ); именно поэтому часто встречаются упражнения «Устное высказывание»;
-следование этическим нормам и правилам ведения диалога
В УМК С.И. Львовой представлена и целостная система заданий, направленных на целенаправленную и поэтапную подготовку учащихся к написанию изложений (С 1) и сочинений (С2.1 и С2.2)
Текстоведение
Задание на выделение микротем в тексте, на определение темы и основной мысли.
Определение вида и средств связи предложений в тексте.
Задание на составление текста из разрозненных предложений.
Текстоведческий анализ ( постепенно усложняется)
Редактирование текста.
Знакомство с видами речевых и грамматических ошибок, нахождение их в тексте.
Знакомство с выразительными средствами языка, нахождение и определение их роли в тексте.
Сочинение и изложение
Систематическое предъявление в учебниках с 5 по 9 кл. творческих упражнений, с помощью которых отрабатываются умения:
- писать изложения разных видов (в том числе сжатые с использованием разных приемов сжатия информации);
- писать небольшие по объему сочинения-рассуждения на лингвистические и морально-этические темы.
Сочинения по прочитанному тексту
Упражнения и задания на развитие умения слушать (выборочное, ознакомительное, детальное аудирование), читать (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее).
Одним из важных видов заданий в учебнике С.И. Львовой становится изложение один из традиционных видов письменных работ в школе. Оно стало самой распространённой формой выпускного экзамена, достаточно сказать, что в ГИА 9 изложение является первой частью экзаменационной работы. Как показывает опыт проверки ГИА, самым сложным в выполнении работы является написание сжатого изложения, которое проверяет общеинтеллектуальные знания.
Поэтому уже в 5 классе задания УМК С.И. Львовой направлены на формирование умения использовать в соответствии с речевой задачей различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Этапы работы с текстом: предтекстовый анализ; просмотровое, ознакомительное, выборочное, изучающее чтение; составление плана, тезисов, конспекта; изменение формы предъявления информации; анализ структуры текста (определение микротем, деление на части); анализ содержания (определение главной и второстепенной информации, подбор заголовка); подробный, сжатый, выборочный пересказ текста или его части.
Работа с текстом сопровождается иллюстративным материалом (фотография, рисунок, фотоколлаж). Это помогает восприятию, запоминанию, развитию образной и ассоциативной памяти
Так, от урока к уроку, от упражнения к упражнению учащиеся постигают тайны текста. Если такая работа по комплексному анализу текста будет проводиться целенаправленно, не от случая к случаю, а в системе и ежедневно, то для учащихся не составит труда написать сочинение-рассуждение на выпускном экзамене, так как они будут хорошо подготовлены.
Большую помощь оказывают также обобщающие схемы в 8 и 9 классах; памятки в конце учебника за 9 класс (Как слушать текст; Как читать текст; Как писать изложение на основе прослушанного текста; Как писать сочинение; Как оценивать содержание и речевое оформление сочинения и изложения; Как редактировать текст изложения и сочинения).
Как видим, вокруг чтения, работы с текстом, создания вторичного текста сосредотачивается огромная работа, связанная с развитием и совершенствованием всех видов речевой деятельности, а это и есть основа правильной и успешной подготовки к ГИА в 9-ом классе и ЕГЭ в 11 классе.
Этому есть несколько объяснений. Самое главное в том, что авторы отдают предпочтения сочинению – миниатюре (3-5 предложений). Они действительно демонстрируют уважительный подход к мини – высказыванию. Современным школьникам это очень нравится. Для учеников предусмотрен выбор тем. Например, напишите сочинение – миниатюру о грустном или весёлом дожде.
Большим подспорьем в написании сочинений является словарик эпитетов из Приложения к учебнику. У ученика есть возможность выбора - из большого перечня предложенных слов взять то, которое больше подходит для созданного им текста.
Широкие возможности для развития речи учащихся представляют и эпиграфы, которые помещены перед каждым разделом курса. Например, перед изучением темы «Пунктуация» эпиграф таков: «Знаки пунктуации – это как нотные знаки. Они крепко держат текст и не дают ему рассыпаться».
Ребята анализируют этот эпиграф, объясняют его понимание, предлагают разные точки зрения его восприятия.
В данный учебник включены тексты для изложений, которые представляют собой отрывки из произведений писателей, научно-познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, заключают воспитательные аспекты; тексты размещены так, что работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке. Вместе с тем учебник создаёт благоприятные условия для проведения таких изложений с языковым разбором, выразительным чтением текста учащимися с последующим пересказом. Внимание к тексту, которое возникает при
комментировании, а также зрительное восприятие его содействуют успешному решению орфографических и пунктуационных задач.
Обогащение словаря школьников является одним из направлений в развитии речи. Систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, даёт возможность не только укрепить разнообразные речевые умения, но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой.
При изучении темы «Глагол» часто сталкиваюсь с тем, что дети нерусской национальности с трудом ее усваивают. Это объясняется сложностью системы русского языка и отрицательным влиянием родного, ведь дома, в семье общение происходит на родном языке. Поэтому при изучении данной темы должны занять надлежащее место коммуникативные упражнения, и особенно ситуативно-тематические, позволяющие имитировать реальные условия общения. Основное назначение ситуативных упражнений – развитие речи учащихся, практическое закрепление грамматического материала.
Неодинаковый уровень речевой самостоятельности требует дифференцированного подхода к составлению заданий. Такую дифференциацию обеспечивают вариантные их формулировки к одним и тем же ситуациям:
- Ваши одноклассницы отказались от прогулки в лес, мотивируя это тем, что они хотят в воскресенье отдохнуть.
Как вы относитесь к их решению?
Убедите их в том, что это и есть активный отдых.
Первое задание рассчитано на ученика, умеющего определить коммуникативную цель высказывания без посторонней помощи. Формулировка второго подсказывает не только коммуникативную задачу (убедить), но и способ ее решения.
Обязательным этапом работы над усвоением слова является семантизация, в результате которой школьники получают возможность устанавливать связь между конкретным словом и обозначаемым им явлением действительности. Кроме того, усвоение лексических единиц, особенно в 5 – 6 классах, связано со слуховым восприятием, различением их в словосочетании, предложении, высказывании. Поэтому изучаемые слова должны быть произнесены учителем, учащимся, записаны детьми после необходимого орфоэпического анализа. Это способствует закреплению единицы памяти, выработке правильного произношения, запоминанию живой русской речи. Затем с новыми лексемами дети составляют новые словосочетания, предложения. Формированию правильного словоупотребления могут служить различные ситуативные задания. Целесообразным является ведение учащимися тетрадей – словарей. Для углубленной словарно – семантической работы необходимо выделить на уроке специальное время (6-8 минут). Практика показывает, что целенаправленная работа, систематическое включение в каждый урок работы над значением и употреблением слов дает положительные результаты.
Необходимо вести планомерную работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции. Формирование культуры речи должно включать в себя работу над ударением и произношением, значением слов и выражений, грамматическими нормами, словосочетанием и предложением.
Размышляя над проблемами преподавания русского языка в условиях поликультурной среды, я пришла к выводу, что нужно учить детей разных национальностей нашим правилам поведения. Ведь культура, в которой они воспитываются, традиционна и сурова.
В структуру уроков русского языка я также включаю этнокультурологические тексты различного содержания: дом и его традиции, национальные костюмы, тексты о народных праздниках, художественных ремеслах и промыслах России. Такие тексты используются для закрепления материала на уроке: диктанты, изложения. Развивающий потенциал учебника трудно переоценить. Начиная с 5 класса, учебник учит ребенка рассуждать. Наконец, следует отметить задания, развивающие культуру чувств, формирующие эстетические и этические взгляды учащихся. Ребята получают специфические знания по искусству, особенно широко представлена живопись.
Весь иллюстративный материал подобран с позиций воспитания чувства прекрасного в человеке. Так ненавязчиво, но систематически и целенаправленно формируется представление о том, как хороша жизнь, как прекрасна наша Родина! Сколько текстов исторического, культурологического содержания, воспитывающих чувство уважения к и любви к России!

Библиографический список
Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык, 6 класс» М.: Мнемозина, 2009. – 287 с.
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык . 6 класс. В 3 частях. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2009. – 208 с.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http:// mon.gov.ru
Проект федерального государственного образовательного стандарта общего образования/ «Вестник образования» №1,2009.
Литература
1. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС /А. А Вахрушев //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№5.-С.3-16
2. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27
3. Закирьянов, К.З. «Принцип научности и пути его реализации в школьном преподавании русского языка» - «Учитель Башкортостана» – 2012, №8 – С.64-71
4. Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.6-14
5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
6. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы./ Автор-составитель С.И.Львова - М., Мнемозина, 2009.
7. Якушина, Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23










13PAGE 15


13PAGE 141015




15