Методическая рекомендация Тренинг конструктивного общения


«Тренинг конструктивного общения»

Цель: Развитие профессионального самосознания и осознание собственных качеств. Развитие коммуникативной компетентности и творческого потенциала учащихся.

Задачи: Помочь учащимся лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении; способствовать формированию умения работать в группе. Повышать самооценку.

Условия проведения: Занятие проводится с группой учащихся в количестве 10 человек (разных специальностей), продолжительность 1час.

Материал: листы бумаги А -4,ручки,фломастеры, веревка. карточки (качества),ТСО.

ХОД
1.Приветствие.

Добрый день! Мы желаем добра, и радости тем с кем общаемся. Наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

2. Знакомство участников введение в тренинг.

Ребята сегодня на занятии вы получите знания, как лучше общаться, поупражняетесь в способах налаживания дружеских отношений, поучитесь анализировать собственные поступки.
А теперь представитесь т. к. вы из разных групп, а значит, и учитесь вы разным профессиям.
Называя свое имя, и одно - два профессиональных качества на начальную букву имени.
- Я - Татьяна, - толерантная, талантливая
Мы представились друг другу. И работать мы будем все вместе, значит мы команда, которая должна дойти до конца.

3.Подготовка к началу игры.

Небо над нашим городом сегодня серое- серое. Посмотрите вокруг- далеко на севере завывает ветер, и высокая трава у самого горизонта колышется волнами. Такое же завывание раздается и с южной стороны. Надвигается ураган, очень свирепый, ему ничего не стоит смести на своем пути абсолютно все( звучит музыка). Ветер воет все сильнее, все дрожит, кружится, мы теряем равновесие и превращаемся в маленькие невесомые существа. Медленно, как воздушные шары, мы поднимаемся в воздух. Лететь нам даже приятно, хотя мы оказались в самом центре урагана. Через какое – то мгновение ураган опустил нас в очаровательной стране. Вокруг раскинулась зеленая лужайка с фруктовыми деревьями, усыпанными спелыми фруктами. Повсюду растут удивительные цветы. На деревьях сидят птицы и поют на все голоса. Невдалеке бежит ручей, нашептывая что-то очень приятное.
Мы и не заметили в такой красоте, как к нам приближаются люди, очень странные, в шляпах с серебряными колокольчиками на головах. Они одеты во все голубое и обуты в сверкающие сапоги с голубыми ботфортами. Мы попали в страну жевунов.
Теперь вы маленькие существа и превращаетесь . В кого ? Кем бы вы хотели быть в этой стране?

4. Упражнение: Напишите 10 определений отвечающих на вопрос « Кто Я» и являющихся вашей характеристикой. (3 мин)
Заслушать желающих (2).
А теперь посчитайте, каких слов в характеристике больше положительных или отрицательных. Какие определения для вас значимы и почему?
Все вы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной, приводящей к конфликтам.
Вы не знаете, как необходимо вести себя в этой стране и чего ожидать от жевунов. Исследуя остров, вы обнаружили в скале пещеру и от случайно сказанных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась.

5.Упражнение «Волшебная пещера»

В ней есть разные предметы. Но предметы не обычные, это профессиональные качества. Каждый из вас может взять 5– любых. Советоваться нельзя, делиться, обмениваться в последствии тоже нельзя будет. Выберете качества, которые вы возьмете.
У вас есть 5качеств, но ситуация такова, что унести из пещеры группа может только 5 самых важных. Посоветуйтесь и составьте общий список.(3мин)
Обсуждение:
Удалось, ли договорится?
Был ли в дискуссии лидер?
Назначили ли вы его или он проявил себя сам?
Какие это качества?
Вывод: « Люди становятся одинокими, если вместо мостов они строят стены» (С. Лейц). Путь к профессионализму долог и труден. « Хочешь достичь цели своего стремления – спрашивай вежливо о дороге».У. Шекспир




6. Упражнение «Пропасть»

Выбравшись из пещеры, вы оказались на склоне горы, где есть огромная впадина.
Черта, которую вы видите перед собой, - это не просто линия это граница узкой тропки, над которой нависают причудливые глыбы. По этой тропинке вам необходимо пройти и не свалится в пропасть. По-моему сигналу вы превращаетесь в скальные глыбы. (Встаньте за чертой, расставьте ноги, пригнитесь, создайте фигуру). Только крайний слева становится альпинистом. Его задача – пройти вдоль пропасти, путь можно преодолевать любым способом. Главное надо ни до кого не дотронуться. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий участник превращается в человека, и начинает сам путешествие, а тот который добрался, до конца тропы, превращается в камень. (5мин)
И снова вы оказались на зеленой лужайке с фруктовыми деревьями, усыпанными спелыми фруктами. И опять к нам приближаются люди, очень
странные, в шляпах с серебряными колокольчиками на головах. Они одеты во все голубое и обуты в сверкающие сапоги с голубыми ботфортами. Они подходят к вам и пытаются наладить контакт, узнать о вас, вашей профессии. И предлагают вам задание

7.Упражнение: «Исключи лишнее».

Из слов - анаграмм выбрать лишнее.

Апельсин - нисьлепа Помидор –родимоп Тыква - авкыт
Яблоко – околбя Огурец –церуго Манго - огнам
Груша-ашург Перец – цереп Режиссер -рессижер

(Деление на группы)

8.Упражнение: В течение 3 мин. вам необходимо составить список слов связанных с вашей профессией.

9.Упражнение: Вам необходимо убедить жевунов, что вы высококлассные специалисты и именно вам необходимо вернуться в свою страну. Ваша задача подготовить презентацию вашей профессии. (15мин)
Презентация
Основополагающим умением в любой профессиональной деятельности является умение сотрудничать, общаться. Они уже почти вам поверили и готовы отпустить, если вы расшифруете слово.





10.Упражнение «Расшифруй слово»

Необходимо, каждую букву, входящую в слово использовать, для того чтобы дать характеристику понятия «общение» и затем объяснить свой выбор.
О - объединение, открытость;
Б - близость, безопасность;
Щ – щедрость;
Е- единомыслие;
Н –надежность;
И – искренность;
Е – единение;
Жевуны вам улыбаются и наделяют подарками- качествами
(Раздаются карточки)
Доброта
Решительность
Смелость
Отзывчивость
Целеустремленность
Трудолюбие
Коммуникабельность
Благородство
Толерантность
Внимательность
Вам тоже хочется сделать им подарок, каким он будет, вы решите сами.
Рефлексия. Мы благополучно прошли весь путь, и вернулись домой. Мы опять оказались в этой комнате.
Какой опыт вы приобрели от этого занятия ?
Оправдались ли ваши ожидания?
Какое у вас настроение?