Методическая разработка внеклассного мероприятия Путешествие по Вселенной

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций –
Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

интегрированного внеклассного мероприятия «Путешествие по Вселенной»









Авторы: Малык Т.К., Хлебникова Л.А. –
преподаватели ГАПОУ ЧР МЦК ЧЭМК











г. Чебоксары 2016г.


Содержание
Введение
I. Ход мероприятия
Организационный момент. Вступление преподавателя.
II. I. Блиц-опрос
Физминутка. Да, только сильных звездолёт может взять с собой в полёт!
III. Меркурий
IY. Венера
Y. Марс
YI. Юпитер
YII. Земля
YIII. Подведение итога путешествия.
Приложения
Литература


№п/п
Ход мероприятия
Время

1.
Водное слово (введение)
2-3 мин.

2.
Организационный момент. Вступление преподавателя.
5 мин.

3.
Блиц-опрос.
10-12 мин.

4.
Физминутка.
5-7 мин.

5.
Меркурий
5 мин.

6.
Венера
5 мин.

7.
Марс
2-3 мин.

8.
Юпитер
2-3 мин.

9.
Земля
2-3 мин.

10.
Подведение итога путешествия.
2-3 мин.











Интегрированное внеклассное мероприятие «Путешествие по Вселенной»

Развивающие цели:
развитие познавательной и творческой активности;
развитие логического мышления;
реализация межпредметных связей физики и химии, информатики и астрономии;
привитие интереса к изучению космоса
Воспитательная цель: воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, коллективизма.
Эпиграф
" Быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет. Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет".
Валерий Брюсов 
.
Введение
Госкорпорация "Роскосмос" в ознаменование 55-летия первого запуска человека на околоземную орбиту объявила 2016 год  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Поэтому это мероприятие мы посвящаем Космосу.

Советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. 
Родился 9 марта 1934 г., деревня [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Гагаринский район, Западная область, РСФСР, СССР. Умер 27 марта 1968 г. (34 года), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на борту стартовал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] года в 9 часов 7 минут [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (6 часов 7 минут по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил один оборот вокруг [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Позывной в полёте: «Кедр». На высоте нескольких километров Гагарин [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  и совершил мягкую посадку на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] неподалёку от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поле в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Всего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] занял 1 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и 48 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


Ход мероприятия

1. Организационный момент. Вступление преподавателя.

Вступление
Космос, ВСЕЛЕННАЯ  -  извечная загадка бытия, манящая тайна навсегда. Ибо нет конца у познания. Есть лишь непрерывное преодоление границ неведомого.
Но как только сделан этот шаг – открываются новые горизонты. А за ними – новые тайны. Так было, и так будет всегда. Особенно в познании Космоса.  Слово «космос» происходит от греческого “kosmos”, синонима астрономического определения Вселенной.
С давних времён загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей, Вселенная манила их своей таинственностью и красотой. Вселенная  это совокупность всего, что существует: Земля, Луна, Солнце и все планеты и звёзды. Часто вселенную называют космосом.
Под Вселенной подразумевается  весь существующий материальный  мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития.
Вселенная, изучаемая астрономией, - это часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки.
Преподаватель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во Вселенной. Для этого проверим свои знания о космосе.
(Группа разбивается на 4 экипажа по 5 человек. Выбираются капитаны экипажей.).
Наше путешествие будет проходить через планеты-станции нашей солнечной
системы. На каждой планете вас ожидает масса интересных заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать звездочку. По результатам этих конкурсов и будут выявлены победители.
Преподаватель: Чтобы настроиться на путешествие проведем блиц-опрос о космосе.
Инструкция. За каждый правильный ответ экипаж получает 1 балл. На обдумывание вопроса дается 5 секунд. О своей готовности к ответу командир экипажа поднимает ракету. Эта игра на время кто быстрее ответит.
Правила: Перебивать вопрос нельзя. Дождаться, когда ведущий задаст вопрос и скажет «время».
И так желаем удачи, начинаем конкурс.
I. Блиц-опрос:
Что означает слово «астрономия»? (Наука о звёздных законах)
Когда был запущен 1 космический спутник Земли? (4 октября 1957 г.)
Сколько звёзд в Солнечной системе? (Одна – Солнце)
С какой наукой тесно связана астрономия? (С физикой)
Основной астрономический прибор для наблюдений. (Телескоп)
Доказательством чего является смена дня и ночи на планете? (Вращения Земли вокруг оси)
Что означает слово «зодиак»? (Круг животных)
Назовите дату весеннего равноденствия. (21 марта)
Кто является основоположником космонавтики? (Циолковский)
Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта? (12 апреля 1961 г.)
Сколько планет в солнечной системе? (9)
Назовите дату осеннего равноденствия. (23 сентября)
Самая ближайшая к Солнцу планета (Меркурий)
Кто был первым космонавтом Земли? (Ю. А. Гагарин)
Кого называли Главным Конструктором в нашей стране? (С. П. Королёва)
В каком созвездии расположена Полярная звезда? (Малая Медведица)
Назовите естественный спутник Земли. (Луна)
Сколько всего созвездий на небе? (88)
Какую планету назвали в честь бога войны? (Марс)
Назовите имя и фамилию первой женщины, побывавшей в космосе. (Валентина Терешкова)
Конкурс показал, что вы готовы к путешествию.
Физминутка.
Сделать самолетики и запустить. Кто дальше? (Звучит музыка «Трава у дома»).
Что испытываете? (Перегрузки).
II. Да, только сильных звездолёт может взять с собой в полёт!
Внимание! Конкурс! По два человека от экипажа, самых тренированных. Встав, спиной друг к другу, нужно совместно выполнять приседания. Кто сделает больше? Молодцы!
Путешествие продолжается.
Мы подлетаем к планете, где с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой почти 2000С холода? Что это за планета?
Подлетаем к Меркурию.
Преподаватель физики:
III. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета, наименьшая из планет земной группы. Диаметр Меркурия 4880 км, по объему он меньше Земли в 8 раз, а по массе в 20. Поверхность Меркурия похожа на лунную: множество кратеров, различные борозды, холмы, долины, горы высотой до 4-х км. Атмосферы на Меркурии нет. Дневная температура достигает 500?С, а ночная падает до -180?. Сутки на Меркурии в 60 раз дольше земных, а вот год равен земному месяцу. Получается, что сутки на Меркурии в 2 раза больше года.
Чтобы изучить планету, нужны знания по физике.
Правило: о своей готовности к ответу командир экипажа поднимает ракету.
Загадки:

Быстро, быстро я бегу. Кому угодно помогу. Но иногда я так “стреляю”, Что пожары вызываю И даже насмерть убиваю. (электрический ток)

Какой бы массы не было бы тело, Что падает на землю с высоты, Всегда, величину измерив эту, Значение одно получишь ты (ускорение свободного падения)

Об этой линии воображаемой Послужит вам напоминанием: След самолёта в небе, Узор коньков на льду, Всё, что напишешь ручкой или мелом, И санок след на выпавшем снегу.(траектория)

В белом бархате деревня
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат отпадет. (туман)

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
 Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (барометр)

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух.)

IY. Продолжаем путешествие. Впереди самая яркая планета из видимых. Как называется эта планета? Венера
Венера видна на вечернем и утреннем небе, как очень яркий объект. Она светит ярче других звезд и планет. По размерам и массе Венера сходна с нашей Землей, но окружена очень плотной атмосферой, которая на 95% состоит из углекислого газа и на 4% из паров серной кислоты, 1% составляют водяной пар и другие газы. Атмосфера Венеры плотнее земной в 60 раз и благодаря ей на Венере наблюдается парниковый эффект. Солнечные лучи нагревают поверхность планеты, а углекислый газ не выпускает тепло в космос. В результате этого поверхность Венеры нагрета до 480?С. Поверхность Венеры сглажена, но имеются горы до 20 км высотой. Сутки на Венере в 117 раз дольше земных, а год равен 242-м нашим суткам, т.е. на Венере 1 год примерно равен 2-м суткам.

Здесь пригодятся знания по химии.

Правило: о своей готовности к ответу командир экипажа поднимает ракету.
Загадки:
В минеральной воде я бурлю,
в газе летаю. Растениям пользу несу,
пожар затухать заставляю. (СО2)

Я металл, меня ты знаешь. Мощь громадная во мне. Если Б ко мне добавишь,
Небо скрою я во мгле. (уран)

Я газ – легчайший и бесцветный, Не ядовитый и безвредный, Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду. (водород)

Из меня состоит все живое, Я графит, антрацит и алмаз, Я на улице, в школе и в поле, Я в деревьях и в каждом из вас. (углерод)

Y. На Венере очень жарко и дышать нечем, можно полететь в «прохладу». Чтобы узнать следующий пункт нашего путешествия ответьте на вопрос. Какую планету называют красной планетой и почему? Путешествие по Марсу.
Марс – четвертая планета от Солнца после Меркурия, Венеры и Земли. Он вдвое меньше Земли по диаметру и в 9 раз меньше по массе. Марсианский год в 2 раза дольше земного, а сутки примерно равны земным. Поверхность Марса напоминает пустыню, покрытую красным песком. На Марсе есть гора Олимп – самая высокая в Солнечной системе. Ее высота 27 км. На полюсах Марса находятся белые снеговые шапки, которые представляют собой замерзшие водяные пары и углекислый газ. В жаркий день температура на экваторе около 0?С, а ночью опускается до -100?. На полюсах еще холоднее. В атмосфере Марса часто возникают ураганы и пылевые бури. Исследования образцов марсианского грунта показали полное отсутствие каких-либо микроорганизмов, т.е. жизни на Марсе нет.
Трудно наше путешествие, но чтобы его преодолеть необходимо решить тест.
Инструкция – через 2 минуты командиры экипажей сдают свои ответы на тесты жюри.
«Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд»
1) В своих космических кораблях мы используем энергию Солнца. Каким способом она к нам поступает?
а) излучения; б) теплопроводности; в) конвекции.
2) В помещениях наших баз, расположенных на дальних планетах, мы используем центральное отопление. А за счёт чего нагревается воздух в этих помещениях?
а) излучения; б) теплопроводности; в) конвекции.
3) Какой сигнал не может пройти через вакуум?
а) световой; б) тепловой; в) звуковой.
4) Какие сигналы, кроме электрических, сейчас передают по проводам?
а) световой; б) тепловой; в) звуковой.
5) Для создания боевых машин мы используем различные металлы. Самый тугоплавкий из них это:
а) железо; б) вольфрам; в) хром.
6) В технике находят применение различные металлы. Самый легкоплавкий из них это:
а) алюминий; б) олово; в) ртуть.
YI. Вот и Марсом повосхищались. Но самая эффектная планета впереди, она ещё и самая большая. Назовите эту планету. Это Юпитер со своим поясом астероидов.
Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. По расстоянию от Солнца на пятом месте, а по блеску, он занимает на небе четвертое место после Солнца, Луны и Венеры. Юпитер тяжелее Земли в 318 раз и больше в 1310 раз. Атмосфера Юпитера состоит из смеси водорода, гелия, метана и аммиака, которая постепенно переходит в жидкую поверхность планеты. Температура поверхности Юпитера -140?C. В атмосфере Юпитера дуют сильные ветра около 300м/с. Сутки на Юпитере длятся 10 земных часов, а год равен 14 нашим годам.
Конкурс - Полиглот.
Инструкция – через 3 минуты командиры экипажей сдают свои ответы на тесты жюри.
Закончите фразу
Азбука (Морзе)
Гиперболоид (инженера Гарина)
Атлантический (океан)
Броуновское ( движение)
Периодическая (таблица )
Гидравлический (пресс)
Химическая (реакция)
Северный (полюс)
Градус (Цельсия)
Поваренная (соль)
Хвостатая (комета)
Солнечный (зайчик)
Дождь (метеоритный)
Благополучно улетели с Юпитера. Теперь куда. Наверное, домой, соскучились по тебе дорогая наша Земля.
YII. Третья по удаленности от Солнца планета Солнечной системы – это Земля. По форме Земля близка к эллипсоиду, сплюснутому у полюсов и растянутому в экваториальной зоне. Средний радиус Земли 6371,032 км, полярный – 6356,777 км, экваториальный – 6378,160 км. Масса Земли 5,976·1024 кг, средняя плотность 5518 кг/м3. Земля движется вокруг Солнца со средней скоростью 29,765 км/с; среднее расстояние от Солнца 149,6 млн. км, период одного обращения по орбите 365, 24 солнечных суток. Вращение Земли вокруг собственной оси примерно соответствует периоду в 23 ч 56 мин 4,1с. У Земли имеется единственный спутник – Луна.

Преподаватель: Вот и закончилось наше путешествие в загадочный космос. Мы надеемся, что после этого путешествия вы пополнили свою копилку знаний о космосе. А как вы думаете, может ли космонавт обойтись без знаний по химии, физике? Конечно, нет. Так учитесь, дерзайте и осваивайте новые вершины космоса. В космосе ещё много тайн, которые можете разгадать и вы.
Ну, а теперь мы предлагаем отметить прекрасный праздник – День космонавтики и ознаменовать его запуском собственных летательных аппаратов. Просьба выдать всем по воздушному шарику, ведь воздушный шарик является прообразом ракеты. Если мы отпустим надутый шарик с не завязанным отверстием, то он приобретет направленное движение, подобно космическому кораблю. Приготовиться! На старт, внимание, марш!

YIII. Подведение итога путешествия.
Слово предоставляется председателю жюри.
Награждение победителя (победитель – учащийся, набравший наибольшее количество жетонов).

Литература:
Леонов А.А., Соколов А.К. Жизнь среди звезд. М., Молодая гвардия, 1980 г.
Энциклопедия для детей. Астрономия. М., ЗАО “Дом Книги” “Аванта”, 2001, 688 с.,ил.
Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М. Сов. энциклопедия, 1994 г., 1600 с., ил.
Космонавтика. Энциклопедия. Гл. ред. В. П. Глушко. М., Сов. энциклопедия, 2005, 528 с.,
Вильвовская А.В. Человек и космос. Книга по астрономии для учащихся старших классов гуманитарного направления. М., Наука, 1994, 256 с., ил.
Мультимедийный диск: Познавательная коллекция “Русский космос





















Заголовок 115