Методическая разработка внеклассного мероприятия Музыкальное путешествие по разным странам и континентам

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования детей «Шипуновская детская школа искусств им. В.Т.Христенко»



Музыкальное путешествие по разным странам и континентам
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


РАЗРАБОТЧИК: Уколова Ольга Анатольевна, преподаватель высшей категории по классу фортепиано













с.Шипуново
2016
Цели и задачи:
-совершенствование исполнительского мастерства обучающихся, развитие сценической воли и артистизма;
- воспитание успешной личности;
- приобщение подрастающего поколения к лучшим образцам отеческого и зарубежного искусства, нравственно-эстетическим ценностям; духовно- нравственное развитие;
- воспитание активного слушателя классической музыки;
- пропаганда фортепианной музыки;
- повышению статуса и имиджа Шипуновской детской школы искусств.

Представленные композиторы:
И.С.Бах (1685-1750) - немецкий ком-р и органист.
Карл Черни (1791-1857) – австрийский ком-р, пианист, педагог с 14лет.
Феликс Лекуппе – (1811 - 1887) - французский ком-р, пианист, педагог.
П.И.Чайковский (1840 – 1893) – русский ком-р, дирижёр, педагог.
Рейнгольд Глиэр (1875 – 1956) – русский ком-р и педагог.
Э.Вила- Лобос (1887- 1959) – бразильский ком-р, дирижёр, педагог.
Д.Шостакович (1906 – 1975) – советский ком-р, пианист, педагог, общественный деятель.

Программа концерта:
И.С.Бах Менуэт
И.С.Бах Маленькая прелюдия ре минор
И.С.Бах Маленькая прелюдия до минор
К.Черни-Гермер Этюд № 1 (ч.2)
К.Черни-Гермер Этюд № 43 (ч.1)
Ф.Лекуппе Этюд
П.И.Чайковский Полька
П.И.Чайковский Старинная французская песенка
П.И.Чайковский Немецкая песенка
Р.Глиэр Ариетта
Э.Вила-Лобос Пусть мама баюкает
Д.Шостакович Гавот



СЛАЙД №1
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по разным странам и континентам, и вы услышите классическую музыку в исполнении учащихся фортепианного отделения.
Итак, поезда собираются в путь со станции, корабли уходят в море из гавани, самолёты снаряжаются в аэропорту, а нашей с вами гаванью, станцией, аэропортом будет концертный зал. Подключите свою фантазию и воображение и представьте себе, что вы, спустившись с трапа самолёта, оказались в одном из красивейших краёв Германии, в Тюрингии. Вдали виднеется гора с замком на вершине. Это Вартбург – старинная крепость.
СЛАЙД №2
Поднимаемся в этот замок. Из окон открывается захватывающий дыхание вид на окрестные горы, покрытые лесом.
У подножья горы расположен небольшой город Эйзенах, в котором в 17 веке, в 1685 году родился немецкий композитор И.С. Бах.
СЛАЙД № 3
На небольшой эйзенахской площади стоит Дом-музей И.С.Баха. Именно в этом доме появился на свет гениальный немецкий композитор.
СЛАД № 4
Верхние помещения музея обставлены старинной мебелью и показывают, как жили немецкие горожане во времена Баха.
СЛАЙД № 5
В других комнатах висят портреты, гравюры, находятся документы.
СЛАЙД № 6
А внизу находится зал музыкальных инструментов.
В нём выставлена старинная виола, которая является предшественницей семейства скрипичных; лютня - предшественница гитары; духовые – флейта, гобой, труба; клавесины и клавикорды - предшественники фортепиано.
СЛАЙД № 7
Обычно в этом Доме-музее для путешественников устраивают концерты из произведений Баха и других композиторов. Давайте представим себе, что мы находимся на одном из таких концертов.
СЛАЙД № 8
Концерты обычно открывают произведения Баха, которые были написаны им три века назад.
СЛАЙД № 9
Но, несмотря на это, музыка Баха понятна и близка нам, потому что наполнена человеческими чувствами. Его музыку любит и почитает весь мир. Мечтал ли сам композитор о такой славе? Наверное, он удивился бы этому.
И.С.Бах в возрасте сорока лет был уже главой большого семейства.
СЛАЙД № 10
После смерти первой жены Марии Барбары Бах нашёл новую спутницу жизни – Анну Магдалену. Брак был во всех отношениях вполне счастливым. Анна Магдалена оказалась не только заботливой хозяйкой, с любовью принявшей четырёх осиротевших детей, но и музыкантшей, понимавшей творчество мужа. У неё был красивый высокий голос (сопрано). Муж обучал её игре на клавесине. Анна Магдалена помогала мужу переписывать ноты. С годами её почерк стал так похож на почерк Баха, что их трудно было различить. Она приучала к переписке нот и детей. Сохранились две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», в которых собраны нетрудные клавирные пьесы, хоралы и песни. Сейчас прозвучит Менуэт из этого сборника.
И.С.Бах Менуэт
СЛАЙД № 11
И.С. Бах сам занимался музыкальным воспитанием своих детей. Обучение игре на клавикорде он начинал с упражнений. И, если терпение у ребёнка заканчивалось, то Бах любезно сочинял для него небольшие пьесы, часто прямо на уроке. Так возникли Маленькие прелюдии. В этих небольших пьесах обнаруживается непостижимое величие Баха, сыграв или услышав один раз – забыть невозможно!
2. С.Бах Маленькая прелюдия ре минор
(Назовём её «Старинный танец»)

СЛАЙД № 12
Иоганн Себастьян Бах – самый выдающийся представитель династии Бахов. Его жизнь внешне сложилась мало примечательно. Он ни разу не покинул пределов своей страны, не приобрел мировой славы. При жизни и почти 100 лет после смерти его музыка не пользовалась популярностью. Ее считали слишком сложной и устаревшей. И лишь в 1829 году под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона состоялась «мировая премьера» величественного произведения Иоганна Себастьяна – оратории «Страсти по Матфею». Свершилось мировое открытие композитора И.С.Баха!
С того времени сочинения Баха заполонили музыкальное пространство Европы, России, Нового Света.
А в 1977 году музыка Баха звучала в космосе на американском корабле «Вояджер». На борту корабля находился золотой диск с музыкой И.С. Баха, которая звучала в космосе для других цивилизаций.
3.И.С.Бах Маленькая прелюдия до минор
(Назовём её «Размышление о жизни»)

СЛАЙД № 13
Удивительное искусство – Музыка! Она способна объединять людей разных национальностей! Люди, живущие в разных странах на разных континентах, могут общаться и понимать друг друга с помощью языка Музыки. Музыка у всех народов рассказывает об одном и том же: о человеке и его чувствах, о природе, о различных событиях, а также музыка позволяет совершать увлекательные путешествия в дальние страны.
Фантастически быстро переместившись во времени и пространстве, мы выходим на остановке– Австрия.

Судя по прическам и костюмам – мы в XVIII веке. Это не Рим, не Венеция, не Флоренция. Это город Вена. Вена - красивейший город на берегу холмистого Дуная. Представьте себе множество дворцов и очень красивых зданий.

СЛАЙД № 14

Вена – мировая столица музыки. Музыка была и есть душой города, в котором жили и работали гениальные композиторы: Гайдн, Моцарт, Шуберт В этом же городе жил и сочинял музыку Карл Черни, который прославился тем, что в 14 лет был в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано.

СЛАЙД № 15

Так же он был знаменит созданием огромного количества Этюдов для пианистов (около 800).
Этюд – это музыкальное произведение, предназначенное для развития техники исполнителя. Нет такого музыканта, который бы не сыграл ни одного этюда. Дети их играют с 1-го класса музыкальной школы. Также их играют и в музыкальном училище, и в консерватории. Сейчас вы услышите два Этюда Черни.
4. К.Черни-Гермер Этюд № 1 (ч.2)
(Назовём этот этюд «Весёлые нотки»)

СЛАЙД № 16
5. К.Черни-Гермер Этюд № 43 (ч.1)
(Назовём его «Весна»)
СЛАЙД № 17
В жанре Этюда писали музыку многие композиторы. Сейчас вы услышите ещё один этюд. Но для этого мы сойдём на станции - Франция XIX века.
СЛАЙД № 18
Столицей Франции является город Париж. В Париже находится огромное количество достопримечательностей, к числу которых относятся:
Триумфальная арка, Эйфелева башня,
СЛАЙД №19
Собором Парижской Богоматери, Гранд – Опера , Лувр
СЛАЙД № 20
XIX - Расцвет французской музыки. Знаменитыми становятся имена следующих композиторов: Берлиоз, Бизе, Дебюсси, Равель.
Мы познакомимся с французским композитором Феликсом Лекуппе.
Как и австрийский ком-р Карл Черни, Лекуппе сочинил немало этюдов для фортепиано. Один из них вы сейчас услышите.
6. Ф.Лекуппе Этюд (Назовём его «Бабочка»)
СЛАЙД № 21
Мы снова отправляемся в путь и через короткий промежуток времени попадаем в Россию второй половины XIX века. Сегодня мы поговорим о русском композиторе П.И.Чайковском и послушаем его музыку из «Детского альбома».
СЛАЙД № 22
Почему же великий композитор, создавший такие крупные произведения как оперы, балеты, симфонии, вдруг обратился к детской музыке? Оказывается, Пётр Ильич очень любил детей. «Что может быть лучше в жизни, чем дети и цветы?» – часто говорил он. Но, к сожалению, собственной семьи и детей у него не было. Поэтому, приезжая в гости к своей сестре Александре Давыдовой, Петр Ильич любил проводить свободное время в компании своих маленьких племянников. Их у Чайковского было семь, и композитор неустанно придумывал для них разнообразные праздники с кострами, фейерверками и танцами. Один из племянников Чайковского, Володя Давыдов, пытался освоить игру на фортепиано, но музыкальная наука давалась ему с трудом, и Петр Ильич решил помочь малышу. Он написал цикл фортепианных пьес для него. 24 пьесы получились очень разные, но легкие, запоминающиеся и интересные по названию были здесь и картины природы, и детские игры, и сказочные персонажи, путешествия...
СЛАЙД № 23
Семья, в которой родился П.И.Чайковский была образованной и просвещённой. Его мама - Александра Андреевна, получила образование в одном из петербургских институтов, знала языки, много читала, любила музыку. У неё был хороший голос, и она охотно пела в кругу родных и знакомых. Отец - Илья Петрович, страстный любитель театра и музыки, играл на флейте и создал с друзьями трио (виолончель, гитара, флейта). Дом Чайковских был городским культурным центром. Вся знать города по вечерам собиралась здесь. Торжественные приемы происходили в зале. Вместе с взрослыми веселились дети. Особенное им нравилось, когда раздавались звуки вальса, мазурки, польки и кружились, подхваченные танцем, пары.

СЛАЙД № 24

П.И.Чайковский Полька
Петр Ильич Чайковский очень много путешествовал. Повидал множество разных стран. Он был в Италии, Германии, Франции, Чехии, и даже в Америке. Везде он записывал свои впечатления в дневник. Но был у него ещё и нотный дневник, в котором он записывал народные песни.
Во Франции Чайковский, гуляя в небольшом городке по тихой зеленой улице, вдруг услышал пение. Петр Ильич остановился и стал прислушиваться. У открытого окна пела женщина грустную, неторопливую песенку. Чайковский подошел к ней и спросил: «Скажите, пожалуйста, какую песню вы поете? Она мне очень нравится». «О, это старинная-старинная французская песенка. Очень давно ещё в 16 веке её пели трубадуры». Чайковский поблагодарил женщину и пошел дальше. Вернувшись на родину, Петр Ильич вспомнил эту песню, написал пьеску для фортепиано под названием «Старинная французская песенка» и включил ее в «Детский альбом».
СЛАЙД № 25
П.И.Чайковский Старинная французская песенка
Но вот Чайковский в Германии. На улицах и ярмарках, в кофейнях и домах горожан звучала музыка – это была музыкальная страна. Очень ему понравилась застольная немецкая песенка, которую он записал в свой музыкальный дневник и которая тоже в последствии вошла в «Детский альбом».
СЛАЙД № 26
П.И.Чайковский Немецкая песенка
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился.
СЛАЙД № 27
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков состоит наша общая родина Россия. Просторы ее огромны. Это край, в котором соседствует море, степь горы, вечные снега и таёжные леса и, если бы мы захотели совершить путешествие по ее территории, то оно подлилось бы очень много времени.   Сейчас вы услышите произведение ещё одного русского композитора Рейнгольда Глиэра.
СЛАЙД № 28
Эта музыка – о Родине, о любви к ней.
10.Р.Глиэр Ариэтта
СЛАЙД № 29
В Россию мы ещё вернёмся. А сейчас посетим далёкую Бразилию XX века.
СЛАЙД № 30
Гордостью этой страны является Эйтор Вила-Лобос - бразильский композитор, педагог, дирижёр, писатель.
СЛАЙД№ 31
Также, как и Чайковский, наряду со сложными серьёзными произведениями он написал много музыки для детей. Есть у него и детский альбом под названием «Мир ребёнка». Сейчас вы услышите одну из пьес из этого сборника «Пусть мама баюкает»
11.Э.Вила-Лобос Пусть мама баюкает
СЛАЙД № 32
В заключении нашего путешествия мы вернемся назад в Россию XX века.

СЛАЙД № 33

Композиторы этого времени наряду с современными мотивами и интонациями используют часто в своих сочинениях старинные жанры эпохи И.С.Баха, например, пассакалью, менуэт, прелюдию, гавот и др. Чем вызван такой интерес к старинному искусству? Может быть тем, что мы с вами испытываем чувства, и настроения схожие с переживаниями людей, живших три столетия назад? Может быть.
Сейчас вы услышите Гавот Д.Шостаковича – композитора XX века.

СЛАЙД №34

Эта пьеса входит в альбом для детей «Танцы кукол».

Как вы уже, наверное, заметили, что все гениальные композиторы писали музыку для детей, тем самым они выполняли высокую миссию воспитания подрастающего поколения, раскрашивали мир ребёнка всеми цветами радуги.


Д.Шостакович Гавот
СЛАЙД № 35


На этом, ребята, мы заканчиваем наш концерт-путешествие и возвращаемся в свой родной уголок.
Сегодня музыка позволила вам побывать в разных городах и странах, мы познакомились с композиторами, послушали произведения разных жанров.   Мы ещё раз убедились в том, что музыка разных стран и народов богата и многообразна. И самое главное – музыка - это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара.

СЛАЙД № 36

Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всей Земли, сделать нашу жизнь богаче и добрее.

СЛАЙД № 37




Литература:

Айзенштадт С.А. Детский альбом П.И. Чайковского. – М. : Классика-XXI, 2003.
Бернстайн Л. Концерты для молодёжи. – Л. : Сов. Композитор, 1990.
Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М. : Классика –XXI, 2008/
Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе – М. : Классика-XXI, 2003.
Васина-Гроссман В.А. Первая книжка о музыке. Изд. 5-е. – М. : Музыка, 1988.
Великович Э. Концерт для оркестра : Научно-художественная литература / Художник В. Бродский. – Л. : Дет. лит., 1988.
Вопросы фортепианного исполнительства : вып. 1-4 / Сост. и ред. М. Соколов. - М. : Музыка, 1965, 1968, 1973, 1976.
Вопросы психологии способностей / ред. В. Крутицкий. - М. : Педагогика, 1973.
Воспоминания о П.И.Чайковском: Сборник / Сост. Е. Бортникова, К. Давыдова, Г. Прибегина; Общ. Ред. Вл. Протопопова. – Л. : Музыка, 1980.
Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы: И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен: Хрестоматия для учащихся ст. классов. – М. : Просвещение, 1982.
Зильберквит М. Мир музыки. – М. : Дет., лит, 1998.
Как исполнять Баха. – М .: Классики-XXI, 2007.
Калинина Н.А. П.И. Чайковский: Повесть. – М. : Дет.лит., 1988.
Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе : 2-е изд., испр. - Л. : Музыка, 1988.
Карпычев М.Г. Практика пианизма. Размышления и советы: Учебное пособие. – Новосибирск, НГОНБ, 2007.
Копчевский Н.А. Иоганн Себастьян Бах. Вып.1 : Вопросы фортепианной педагогики / Ред.-сост. В.Натансон. - М. : Музыка, 1979.
Либерман Е.А. Работа над фортепианной техникой. – М. : Классика-XXI, 2003.
Метлов Н.А. Музыка детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. С.И. Чешева, А.П. Николаичева. – М. : Просвещение, 1985.
Министерство культуры РСФСР. – Пути активизации музыкально-эстетического воспитания школьников. – М., 1979.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М. : Музыка, 1961.
Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. – М. : Музыка, 1987.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М. :Тривола, 1998.
Платек Я. Под сенью дружных муз. / Музыкально-литературные этюды. – М. : Сов. Композитор, 1987.
Рзянкина Т. Войдём в мир музыки. – Л. : Музыка, 1968.
Россихина В. Учись понимать музыку. – М. : Советская Россия, 1960.
Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М. : Классика-XXI, 2004.
Скудина Г.С. Рассказы об Иоганне Себастьяне Бахе. – М. :Музыка,1988.
Тарасов А. Мызыка в семье муз: Очерки / Рисунки А.Король. – Л. : Дет. лит., 1985.
Терентьева Н.А. Карл Черни и его Этюды – Л. : Музыка, 1978.
Тургенева Э.Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано / Центральный методический кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. – М. : Музыка, 1970.
Чепурнов В.Н. Музыка в школе: Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1983.
Чернов А. Как слушать музыку. – Л. : Советский композитор, 1960.
Четкарёв В. Уроки творчества. - М. : Знание, 1982.
Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская – М. : Педагогика, 1985.
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред. В.А. Володин. – М. : Аванта+, 2000.





















13 PAGE 141015



Заголовок 315