Семейный уклад жизни на Руси — конспект занятия по народной культуре

Урок по народной культуре в 4 классе.
«Семейный уклад жизни на Руси»
Цель:
закрепление введённых ранее понятий: семья, поколение, предки, родословная, родственник, родной край, Родина.
Задачи:
приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков;
раскрыть значение знания истории своего народа;
формировать представление о том, как была организована жизнь наших далёких предков;
развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому; развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы;
воспитывать уважение к старине, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению;

Оборудование: компьютер, экран, презентация

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее. Наше занятия ребята, я хочу начать со стихотворения Н. П. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица» (Слайд 1).
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд.
А преданье старины
Забывать мы не должны.
Учитель: Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Ребята, а что такое семья?
( Это – МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА. Это братья и сёстры, тёти и дяди) (Слайд 2,3).
Учитель: Каждый человек в семье один для другого зовётся по-своему. Как кого кому называть – зависит от степени родства (Слайд 4).
(Ребята рассматривают слайд родства, учитель комментирует)
Учитель: Семьи на Руси были большими, жили целыми родами (Слайд 5).
Учитель: Девочек и мальчиков воспитывали по-разному. Мальчика- как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек- как будущих матерей, хранительниц домашнего очага (Слайд 6.)
Учитель: всякому своё дитя мило. Его и нежат-баюкают, умывают-пеленают, тешат-радуют И потихоньку уму-разуму учат. Ведь дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло (Слайд 7).
Учитель: Чтобы рос малыш здоровым, добрым, умным, он должен быть спокойным. Нет ничего лучше колыбельной песни, чтобы успокоить дитя (Слайд 8).
Учитель: Мерно колышется колыбель. Нежно звучат слова. Ласково льётся мелодия. Нянюшка укачивает своего питомца:

«Уж ты, Сон да Дрёма,
- Пойди Ване в голова,
Сон идёт по лавочке,
Дрёма по подлавочке,
На всю долгу тёмну ночь
Отойди, бессонье, прочь» (Слайд 9).
Учитель: О самом близком и хорошем пели над колыбелью. Про молочко, про кашку, про печурку. А вот и про кота-воркота:
«Баю-баюшки, баю,
Сидит котик на краю,
Лижет мордочку свою
Да тешит деточку мою» (Слайд 10).
Учитель: Нянюшки были разные. Нянчить могла старшая сестрёнка, такого же возраста, как и ты, дружок. Качает-качает, а самой так на речку хочется в жаркий денёк побежать! Вот и поёт:
«Баю-баю, баю-баю,
Схожу в речку, накупаю,
В бережку наполощу,
Вкусной кашкой угощу» (Слайд 11).
Учитель: Нянчилась и бабушка. Та о своей заботе поёт:
Чтобы вас пропитать
Да чтобы вас прокормить,
Надо хлебушко убрать
Да на коровку накосить,
Чтоб коровушки доили,
Молочко-то вам носили (Слайд 12).
Учитель: Матушка радуется, как тепло и уютно её дитятко:
Положу тебя я спать
На дубовую кровать,
Кровать нова, дубова,
Постелюшка пухова,
А подушка у тебя
С лебениного пера,
Соболиным одеялом
Покрываю я тебя
Все песни переслушает малыш. Много узнаёт он о мире, в котором ему жить да жить. А вы, ребята, знаете колыбельные песни? Давайте, послушаем ваши песенки (Слайд 13).
Учитель: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.
Ребята, вы подготовили стихотворение о семье, давайте послушаем:
1.Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку и слёзы и смех,
2. Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
3.Семья- это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
4. Но стены родные, отчий мой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Молодцы, ребята! Прошу сесть на свои места!
А какие пословицы о семье и о доме вы знаете (Ответы детей) (Слайд 14).
Учитель: Пришло время поиграть.
Игра. Составьте из данных слов пословицу о семье.
(На что клад, когда в семье лад).
А сейчас дружно хором прочитайте! Молодцы, умнички! (Слайд 15).
Учитель: Семьи все разные. И все они отличаются друг от друга своими привычками, укладом жизни, обрядами, традициями. Издревле на Руси существовали традиции: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей.
У вас ребята есть в семье династии. (Ответы детей)
Учитель: В нашей школе тоже есть династии учителей: Савельевой О.А., Аксёновой Л.И. и Нарваткиной О.Н. Посмотрите на экран (Слайд 16).
Учитель: Существует традиция называть детей в честь кого- то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается по святцам –
церковным книгам или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников (Слайд 17).
- Есть ли в вашем классе ребята, которых назвали в честь кого - нибудь из родственников?
А вы, ребята, знаете, что такое отчество? Какие однокоренные слова вы можете подобрать?
(Родственные слова Отечество, отчизна, родная страна, родина.)
Слово «Отечество» входит в состав припева Гимна РФ.
Давайте вспомним слова Гимна России (Слайд 18).
Учитель: Ребята, а у вас в семье заботятся о бабушках, дедушках, о престарелых. Одна из замечательных традиций в наших семьях_- заботиться о престарелых. Ребята, а как вы заботитесь о своих бабушках и дедушках?
Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.
- Ребята, скажите, у кого дома есть такая традиция. собирать семейный альбом, фотографии? (Слайд 19).
Хранить семейный альбом прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция это очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. (Рассматривание семейных альбомов).
Учитель: У многих дома хранятся старинные вещи. Мы их храним и бережем. Это тоже наши традиции.
- Ребята, а у нас в школе есть старинные вещи, где они хранятся? (Ответы детей). Правильно, в музее. Почему мы храним эти вещи? (Слайд 20).
Они интересны нам с исторической точки зрения как предмет старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. История вещи - история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это - замечательная традиция многих семей.
Учитель: Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
«В дом пришёл – всех вокруг собрал».
Как вы думаете, про какой предмет так говорили? Разумеется, про стол (Слайд 21).
Учитель: В старые времена со столом был связан интересный обычай. Когда вся семья собиралась в праздник за трапезой, то прежде чем отец скажет торжественное благодарное слово, ребятишки лезли под столешницу и по солнцу опутывали ножки стола лыковой верёвкой. Тогда в следующий раз снова все вместе за столом соберутся, бедой не разлучатся (Слайд 22).
Учитель: За общим столом собирались гости, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – квас (Слайд 23).
Учитель: Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
Ребята, какие блюда стали традиционными за вашими семейными праздниками? (Слайд 24).
Учитель: Ребята, а у вас в семье отмечаются семейные праздники? Какие?
Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
(Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники) (Слайд 25).
Учитель: Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.
А у вас есть домашние обязанности? Какие? (Слайд 26).
Учитель: Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток.
Вам раньше приходилось когда-нибудь слышать слово «генеалогия»? в переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей. Человек всегда чтил своих предков.
И сейчас Суродина Д. приготовила презентацию о своей семье, родословную семьи.
Учитель: В завершении мне хочется пожелать вам, чтобы добрая улыбка стала спутником каждой семьи и дружба поселилась в вашей семье навечно.
Домашним заданием для всех вас будет составить генеалогическое древо своей семьи. (Раздаются шаблоны генеалогического дерева)
Учитель: На этом наш урок заканчивается. Спасибо, ребята!








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115