РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « ОП.08 Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки (Раздел «Легкая атлетика») »


РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« ОП.08 Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности
с методикой тренировки (Раздел «Легкая атлетика») »

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 050141 Физическая культура
1. паспорт РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности
с методикой тренировки
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 Физическая культура

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл, является общепрофессиональной дисциплиной (ОП.08).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- планировать, проводить и анализировать занятия по изученным видам физкультурно-спортивной деятельности;
- выполнять профессионально значимые двигательные действия по изученным видам физкультурно-спортивной деятельности;
- использовать терминологию базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;
- применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
- обучать двигательным действиям изученных базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;
- подбирать, хранить, осуществлять мелкий ремонт оборудования и инвентаря;
- использовать оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с его назначением и особенностями эксплуатации.
знать:
- историю и этапы развития изученных базовых видов спорта и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;
- терминологию изученных базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;
- технику профессионально значимых двигательных действий базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;
- содержание, формы организации и методику проведения занятий по изученным базовым и новым видам физкультурно-спортивной деятельности в школе;
- методику обучения двигательным действиям базовых и новых видов физкультурной спортивной деятельности;
- особенности и методику развития физических качеств в базовых и новых видах физкультурно-спортивной деятельности;
- основы судейства по изученным базовым видам спорта;
- разновидности спортивно-оздоровительных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности, особенности их эксплуатации;
- технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей учебной дисциплины Легкая атлетика:
максимальной учебной нагрузки 280 часов в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 187 часов;
самостоятельной работы 93 часов.

2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
315

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
198

в том числе:


лабораторные работы
-

практические занятия
180

контрольные работы
-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-

Самостоятельная работа
117

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Легкая атлетика с методикой тренировки




Введение в предмет «Легкая атлетика»




Тема 1.1. История и этапы развития легкой атлетики
Содержание учебного материала
2
1


История возникновения легкоатлетических упражнений.
Легкая атлетика в древнегреческих Олимпийских играх.
Развитие легкой атлетики в России
Легкая атлетика за рубежом.


2


Тема 1.2. Классификация видов, входящих в легкую атлетику.
Содержание учебного материала
2
2


Спортивная ходьба.
Характеристика бега, прыжков, метаний, многоборий как видов легкой атлетики.

2


Тема 1.3. Места проведений занятий по легкой атлетике.
Содержание учебного материала
1
2


Открытые стадионы, легкоатлетические манежи, спортивные залы, естественные условия проведения занятий.
Требования к местам проведения занятий.
1


Тема 1.4. Техника безопасности, приемы страховки и самостраховки при проведении занятий по легкой атлетике.
Содержание учебного материала
1
2


Правила подготовки мест занятий по бегу, ходьбе, прыжкам, метаниям.
Организация и методика проведения занятий.
Правила поведения учащихся на занятиях по легкой атлетике.

1



Основы техники легкоатлетических видов




Тема 1.5. Основы техники ходьбы и бега
Содержание учебного материала
5
2


Структура движений в ходьбе и беге (цикличность, фазы, периоды, моменты).
1



Механизм отталкивания в ходьбе, беге.
1



Скорость передвижения, взаимосвязь длины и частоты шагов.
1



Силы, действующие на спортсмена при ходьбе и беге.
1



Техника ходьбы и бега на различные дистанции, ее особенности в зависимости от длины дистанции, покрытия, рельефа (при беге в естественных условиях), бег с препятствиями.
1



Практические занятия
20



Обучение технике легкоатлетических упражнений и методика их преподавания.
8



Специальные беговые и прыжковые упражнения.
4



Спортивная ходьба, бег на короткие, средние дистанции, бег по пересеченной местности, эстафетный бег, барьерный бег.
8



Самостоятельная работа
14



Длительный равномерный бег, бег по пересеченной местности.
6



Пробегание коротких отрезков с околопредельной и максимальной скоростью.
4



Специальные беговые и прыжковые упражнения в облегченных, обычных и усложненных условиях.
4


Тема 1.6. Основы техники прыжков
Содержание учебного материала
5
2


Виды прыжков и их эволюция.
1



Фазы прыжков (разбег, отталкивание, полет, приземление), их сходства и отличия в разных видах.
1



Техника прыжка в длину с разбега способами «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы».
1



Техника прыжка в высоту с разбега способами «перешагивание», «перекидной», «фосбери-флоп».
1



Особенности техники прыжков в высоту и в длину с места.
1



Практическое занятие
20



Прыжки в высоту способом «перешагивание», «перекидной», «фосбери-флоп».
8



Прыжки в длину способом «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы».
8



Специальные упражнения для прыгунов в длину, в высоту.
4



Самостоятельная работа.
14



Специальные упражнения для прыгунов в высоту и длину.
6



Прыжки с места.
6



Специальные упражнения для развития быстроты, скоростно-силовых качеств.
2


Тема 1.7. Основы техники метаний
Содержание учебного материала
4
2


Перемещение предметов в пространстве и эволюция техники метаний.
Факторы, определяющие дальность полета снаряда (начальная скорость, угол вылета, аэродинамические свойства).

1








Характеристика фаз, сходства и различия в технике метаний. Техника метания мяча, гранаты, копья, диска, толкания ядра.
3



Практическое занятие
18



Метание малого мяча, гранаты, копья, диска, толкание ядра.
12



Специальные упражнения для метателей.
2



Силовая и скоростно-силовая подготовка.
4



Самостоятельная работа.
12



Выполнение специальных упражнений.
4



Силовая и скоростно-силовая подготовка.
8


Основы методики обучения технике легкоатлетических упражнений




Тема 1.8. Методика обучения технике легкоатлетических упражнений
Содержание учебного материала
8
2


Методы обучения. Наглядные пособия. Место и время объяснения и показа в процессе обучения.
2



Особенности использования показа и объяснения на занятиях с детьми разного возраста.
Роль физической подготовленности в процессе обучения в освоении техники легкоатлетических упражнений.

1



Подводящие и специальные упражнения при обучении.
1



Современные представления о создании двигательного навыка. Определение ошибок и их устранение.
Типовая схема обучения технике легкоатлетических упражнений: этапы, задачи, средства и методы их решений.
2



Последовательность концентрации внимания занимающихся на основных упражнениях (исходные положения, позы, направление, амплитуда движений).
1



Последовательность изучения легкоатлетических видов. Меры предупреждения травм при обучении.
1



Практическое занятие
20



Общеподготовительные упражнения, строевые упражнения в движении.
2



Выполнение упражнений на внимание и координацию движений.
3



Выполнение упражнений с элементами акробатики.
2



Выполнение элементов подвижных игр (в зале и на местности).
3



Специальные упражнения для бегунов, прыгунов, метателей, ходоков.
10



Самостоятельная работа.
12



Освоение и совершенствование специальных и подводящих упражнений, применяемых при обучении технике видов легкой атлетики и развития физических качеств.
12


Тема 1.9. Содержание, организация и методы проведения занятий по легкой атлетике
Содержание учебного материала
8
2


Формы организации занятий легкой атлетикой в школе.
2



Типовая структура и разновидности урока и тренировочных занятий с учащимися в зависимости от условий (места, условий, наличие инвентаря и оборудования).
3



Особенности проведения занятий с детьми различного возраста и пола.
1



Дозировка упражнений при различной подготовленности учащихся.
1



Планирование образовательной деятельности. Особенности программ.
Особенности образовательной деятельности.


1












Основы методики воспитания физических качеств




Тема 1.10. Воспитание быстроты, скоростно-силовых качеств.
Содержание учебного материала
2



Методика воспитания скоростно – силовых качеств
2



Практическое занятие
7



Повторный бег с максимальной и около максимальной скоростью на отрезках 20-250м.
5



Использование упражнений с отягощениями малых весов с максимальной скоростью.
2



Бег на отрезках 20-60м в облегченных условиях.
2



Самостоятельная работа
13



Бег с горы, в гору на отрезках 20-30м.
6



Броски ядра весом 3-4кг из-за головы, стоя спиной к направлению метания, снизу, от груди одной и двумя руками.
4



Выполнение многократных прыжков с максимальной скоростью.
3


Тема 1.11. Воспитание различных видов выносливости

Содержание учебного материала
4



Методика воспитания выносливости.
4



Практическое занятие
18



Длительный равномерный бег по дорожке стадиона и в естественных условиях.
4



Повторный бег на отрезках 150-800м.
5



Переменный бег на отрезках 100-200м. интервальный бег на отрезках 200-400м.
5



Бег в усложненных условиях на коротких отрезках.
4



Самостоятельная работа
14



Длительный равномерный бег с умеренной скоростью до 40 мин.
8



Бег в усложненных условиях (по песку, по глубокому снегу, по воде).
6


Тема 1.12. Воспитание силовых качеств

Содержание учебного материала
4



Методика воспитания силовых качеств
4



Практическое занятие
16



Упражнения с отягощениями малого и среднего веса.
6



Упражнения с преодолением собственного веса.
4



Упражнения на тренажерах.
2



Упражнения с противодействием партнера.
2



Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты и т.п.)
2



Самостоятельная работа
14



Подтягивание на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре, в положении лежа на спине сгибание и разгибание туловища, подъем ног.



Основы судейства при проведении соревнований




Тема 1.13. Основы судейства соревнований по легкой атлетике
Содержание учебного материала
4
2


Правила соревнований по ходьбе, в беговых видах, в прыжках, метаниях.
2



Методика организации и проведения школьных соревнований.
2



Практическое занятие:
4



Судейство соревнований низового уровня по легкой атлетике.
4








3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета легкой атлетики, стадиона с легкоатлетическим ядром, спортивного зала.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Легкая атлетика».
Оборудование мест проведения практических занятий:
-беговая дорожка;
- яма для прыжков в длину;
-оборудованное место для приземления, стойки, планка для прыжков в высоту;
- легкоатлетические снаряды для метаний (ядра, малые мячи для метаний, гранаты, копья, диски;
-легкоатлетические барьеры.

3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1.ГойхманП.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе.- М.: Дрофа, 2007.
2.Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика.- М.: Издательство «Академия», 2009.
3.Кибринский М.Е., Юшкевич Т.П. Легкая атлетика. Учебник для вузов. – М.:
Издательство «Тесей», 2005.
4.Никитушкин В.Г., Гапеев В.И., Губа В.П. Спорт в школе. Легкая атлетика. – М.:
Олимпия Пресс, 2006.
Дополнительные источники:
1.Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов.- М.: Издательство «Тесей», 2003.
2.Креер В.А., Попов В.Б., Легкоатлетические прыжки.- М.: ФиС, 1986.
3.Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.
4.Легкая атлетика. Правила соревнований. - М.: 2007.
5.Легкая атлетика. Критерии отбора. – М.: 2000.
6.Маслов М.В., Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика.- М.: Издательство « Просвещение», 2011.
7.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера.- М.: ООО Издательство «Астрель», 2011.
8.Станчев С. И. Техническая подготовка легкоатлетов – метателей. – М.: Физкультура и спорт, 2002.
9.Хоменков Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике. – М.: издательство «Физкультура и спорт»,2004.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Показатели результатов освоения дисциплины «Легкая атлетика»
Результаты (освоенные умения и освоенные знания)
Формы, методы контроля и оценки.

Должен уметь:
1)технически правильно выполнять упражнения в ходьбе, беге:
-специальные беговые упражнения;


- бег по пересеченной местности;


- выполнять длительный равномерный бег умеренной интенсивности;

-бег с высокого и низкого старта;


- бег на короткие и средние дистанции;


- эстафетный, барьерный бег;


2)технически правильно выполнять двигательные действия:
-прыжок в длину способами «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы»;


-прыжок в высоту способами «перешагивание», «перекидной», «фосбери-флоп»;


3)технически правильно выполнять упражнения в легкоатлетических метаниях (метание мяча, гранаты, копья, диска, толкание ядра).


4) планировать и организовывать занятия легкой атлетикой на уроках в школе.

5)организовать и проводить внутришкольные соревнования по легкой атлетике в соответствии с правилами


Должен знать:
1)историю и этапы развития легкой атлетики, классификацию видов легкой атлетики.

2)Оформление мест занятий, техника безопасности на уроках легкой атлетики, приемы страховки и самостраховки

3)основы техники и методику обучения технике ходьбы и бега:
-бег на короткие, средние и длинные дистанции;
-бег по пересеченной местности;
-эстафетный бег;
-барьерный бег.

4)основы техники и методику обучения технике легкоатлетических метаний:
-метание малого мяча, гранаты;
-толкание ядра;
-метание копья.

5)основы техники и методику обучения техники прыжков:
- прыжки в длину способами «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы»;
-прыжки в высоту способами «перешагивание», «перекидной», «фосбери-флоп».

6)содержание, методику проведения занятий по легкой атлетике в школе

7)методы и средства воспитания
физических качеств.

8) алгоритм организации и проведения соревнований по легкой атлетике. Правила судейства отдельного вида легкой атлетики.

Комплексное практическое задание.
Экспертная оценка выполнения практического задания.


Комплексное практическое задание.
Экспертная оценка выполнения практического задания.
Комплексное практическое задание.
Экспертная оценка выполнения комплексного задания.
Комплексное практическое задание.
Экспертная оценка выполнения комплексного задания.
Комплексное практическое задание.
Экспертная оценка выполнения комплексного задания.
Комплексное практическое задание.
Экспертная оценка выполнения комплексного задания.


Комплексное практическое задание по каждому способу прыжков.
Экспертная оценка выполнения комплексного задания по каждому виду.
Комплексное практическое задание по каждому виду прыжков.
Экспертная оценка выполнения комплексного задания по каждому виду.

Комплексное задание по каждому виду метаний.
Экспертная оценка выполнения комплексного задания по каждому виду метаний

Комплексное практическое занятие.
Экспертная оценка выполнения комплексного практического задания.
Комплексное практическое занятие.
Экспертная оценка выполнения комплексного практического задания.




Дифференцированный зачет. Экспертная оценка устного ответа.


Дифференцированный зачет. Экспертная оценка устного ответа.
.


Дифференцированный зачет.
Экспертная оценка устного ответа.





Дифференцированный зачет. Экспертная оценка устного ответа.




Дифференцированный зачет. Экспертная оценка устного ответа.





Дифференцированный зачет. Экспертная оценка устного ответа.

Дифференцированный зачет. Экспертная оценка устного ответа.

Дифференцированный зачет. Экспертная оценка устного ответа.




Приложение 1.
Показатели результатов освоения дисциплины «Легкая атлетика»
Результаты (освоенные умения и усвоенные знания)
Основные показатели
Формы, методы контроля и оценки

Должен уметь:
- планировать, проводить и анализировать занятия по изученным видам физкультурно – спортивной деятельности.




- выполнять профессионально значимые двигательные действия по изученным видам физкультурно – спортивной деятельности:






















-использовать терминологию базовых и новых видов физкультурно- спортивной деятельности;



-обучать двигательным действиям изученных базовых и новых видов физкуьтурно – спортивной деятельности;


-подбирать, хранить, осуществлять мелкий ремонт оборудования инвентаря;




-использовать оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно – спортивной деятельности в соответствии с его назначением и особенностями эксплуатации.

Составляет план – график на год по разделу «Легкая атлетика», план – конспект на отдельное занятие.
Проводит уроки по легкой атлетике
на учебной практике, практике пробных уроков.
Проводит анализ проведенных занятий, определяет положительные моменты и недостатки проведенного занятия.


Владеет техникой выполнения специальных беговых и легкоатлетических упражнений, техникой бега по пересеченной местности.
Выполняет длительный равномерный бег умеренной интенсивности.
Владеет техникой бега на короткие и средние дистанции: