Тренинг по адаптации в 10 классе Я своими глазами и глазами других


Адаптация учащихся 10-х классов к обучению в старших классах Адаптационный стресс как совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер, испытывают в той или иной мере все участники образовательного процесса в начале учебного года. Особенно остро этот стресс испытывают те учащиеся, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики первых, пятых и десятых классов. Переход на новую ступень образования характеризуется рядом психологических особенностей. Прежде всего, учащиеся попадают в новый коллектив сверстников и учителей, происходит значительное увеличение учебной нагрузки. Учащиеся испытывают желание “отдохнуть” после экзаменов в девятом классе и перед выпускным одиннадцатым. Это ведет к ослаблению внимания к школьным предметам, тогда как десятый класс – наиболее сензитивный период для окончательного профессионального самоопределения. Предложенное занятие является частью адаптационных встреч с учащимися 10-х классов, проводимых в нашем лицее. «Я» своими глазами и глазами других людей» Цель: способствовать адаптации учащихся в классном коллективе. Задачи: создание доброжелательной атмосферы, снижение уровня тревожности, организация взаимодействия в группе, предоставление возможности участникам узнать каждого в глазах других. Участники: учащиеся 10 «Б класса», психолог школы. Участники сидят в кругу. Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на занятии. Сегодня на нашей встрече мы дадим каждому из нас шанс узнать получше других, а также вы сможете проявить себя, т.е. « и себя показать и на других посмотреть”. А каждая игра нуждается в правилах. Психолог называет правила, которые оформлены на ватмане, “расшифровывая” смысл каждого кратко. Список правил: 1. Внимательно слушать друг друга. 2. Не перебивать говорящего 3. Уважать мнение друг друга 4. Я - высказывание 5. Активность 6. Правило «стоп» 7. Конфиденциальность
Упражнение №1. Знакомство. Каждому участнику раздаётся карточка с номером, таким образом, чтобы все участники разделились по парам. Перед ними ставится задача узнать как можно больше друг о друге. (Хобби, что любит, любимое кино, блюдо и т.д.). Вначале один человек расспрашивает, затем они меняются. Потом каждая пара выходит в центр круга. Один участник сидит на стуле, а другой стоит за спиной и рассказывает всё, что вспомнит о своём партнёре в этом упражнении, затем они меняются. И мы смотрим кто лучше всех справился с этим заданием, больше всех запомнил и узнал.
Цель: побольше узнать друг о друге, особенно тем, кто никогда бы не подошёл к тому или иному человеку, и также сплочение коллектива.
Упражнение №2. «Молекулы» Дети двигаются под музыку по одному. Ведущий объявляет число атомов, которые должны составить каждую молекулу и способ соединения атомов в молекулу. Ребята берутся в заданном способе соединения и заданном количестве. После того, как ведущий убедится, что все группы сложились именно в соответствии с заданным числом, ребята распускаются и продолжают хаотичное движения до следующей инструкции. • Объединиться в молекулы по 2 человека руками • Объединиться в молекулы по 3 человека локтями • Объединиться в молекулы по 5 человек ногами • Объединиться в молекулы по 2 человека ушами • Объединиться в молекулы по 3 человека головам Упражнение №3. «Рисунок на спине» Для следующей работы нам необходимо остаться в своих командах. Вы строитесь в две колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Обсуждение задания. - Что помогало понимать и передавать ощущения? - Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? - Что мешало выполнять упражнение? Психологический смысл упражнения: Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения. 
Упражнение №4. «Я - самый, самый» (участники сидят в кругу) Каждый из вас получит лист с рисунком человека в центре. Вам надо подписать лист, чтобы все одноклассники знали, чей это лист. По моей команде вы передаете свой лист соседу справа, и он пишет вам 1-2 качества, которые ему больше всего нравятся в вас(пожелания или советы). Затем по моему сигналу, хлопку, вы передаете лист далее по кругу. Таким образом, листочки должны сделать круг и вернуться хозяину. Обсуждение задания. - Кто получил неожиданные для себя качества? - Кому легко было писать комплименты? - А кому тяжело? 
Упражнение №5. «Клубок взаимоотношений» Все ребята встают в круг. Ведущий находится в центре круга. Я прошу вас всех закрыть глаза и протянуть в центр обе руки ладонями вверх (всем детям в руки по цепочке протягивается веревка). Будьте очень внимательными к вашим ощущениям (веревка располагается в руках детей свободно, а затем в одной стороне психолог просит тянуть веревку на себя). Обсуждение задания - Что вы почувствовали, когда нить натянулась? Вот такая же картина получается и во взаимоотношения с окружающими вас людьми. Если вы не внимательны к чувствам других, ваши отношения могут стать напряженными. Только благодаря совместной работе ваши взаимоотношения станут доверительными и открытыми. Это нить, которая нас соединяет в этом классе. Мы стоим так близко друг к другу, что ощущаем тепло каждого и чувствуем плечо друга, который всегда поможет, не бросит в трудную минуту, не оставит в беде. Я хочу, чтобы через эту нить вы мысленно почувствовали каждого одноклассника и сохранили в себе эти ощущения, пронесли их на протяжении всей вашей учебы в классе. Я благодарю всех за плодотворную работу! До свидания!