Педагогический проект. Развитие ключевых компетентностей учащихся через кейс-технологии как условие успешности выпускников на ЕГЭ по русскому языку.


МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»
Педагогический проект
Развитие ключевых компетентностей учащихся через кейс-технологии как условие успешности выпускников на ЕГЭ по русскому языку.
Учитель русского языка и литературы
Конченкова Евгения Анатольевна
2015 год

Введение
Система российского образования сегодня находится на этапе важных масштабных преобразований. Все они направлены на удовлетворение образовательных потребностей общества.
На сегодняшний день существует масса самых разных методов и приемов преподавания. В новых условиях повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны, обладающих хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных критически мыслить и решать различные проблемные задачи, стремящихся и готовых к самообразованию в течение всей жизни. Всё большую актуальность приобретают информационные технологии образования.
Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий. Применение данной технологии на уроках русского языка и литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них, что является обязательным условием показателя успешности учащихся на экзаменах.
Новизна проекта.
Новизна данного проекта заключается в расширении радиуса применения метода. Ранее кейс-технологии использовали при обучении студентов вузов и колледжей по экономической специальности, сейчас появляются попытки реализовать кейс-метод в школах, чаще в старших выпускных классах, что, на мой взгляд, связано с большими объемами материала, который используется при решении кейса. Я поставила перед собой задачу – введение кейс-технологии в 10-11 классах, в целях развития ключевых компетентностей учащихся организации более продуктивной подготовки к итоговой аттестации.
Актуальность. Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. И к образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что ученик на выходе из учебного заведения должен обладать определённой суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника, умеющего ориентироваться в меняющихся жизненных условиях, гибкого в принятии решений, умеющего искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве.
Гипотеза:
 Если целенаправленно и систематически использовать возможности кейс-технологии на уроках русского языка для формирования у учащихся коммуникативной компетенции, то это позволит им
повысить мотивацию к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);
значительно повысить качество знаний по русскому языку;
развить навыки обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;
адекватно,  корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми;
развить коммуникативные компетенции, выражать свои  чувства и представления о мире различными способами, (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);
развить речевую культуру (умение аргументировать, представлять интересы);
свободно  фантазировать и направлять творческие возможности на  решение различных  задач.
Цель – повысить качество знаний учащихся по русскому языку и уровень развития ключевых компетентностей путем применения кейс-технологии.
Задачи работы:
-изучить и проанализировать методическую и научную литературу по теме;
-разработать группу кейсов и продумать план их включения в программу предмета;
-применить метод-кейсов на уроках русского языка в экспериментальных классах;
-апробировать и доказать эффективность применения метода кейсов при изучении русского языка;
-создать методические рекомендации по применению кейс-технологий в образовательном процессе.
Участники проекта – обучающиеся 10-11 классов МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа», учитель-предметник, администрация школы.
Объект исследования: образовательный процесс
Предмет исследования: коммуникативная деятельность школьников на уроке.
Ожидаемые результаты:
высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
повышение интереса к русскому языку и развитие мотивов учебной деятельности;
прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
умение наблюдать, анализировать, прогнозировать, решать поставленные задачи;
активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный: август 2014г., 
- изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических  технологий  и ИКТ.
Основной: сентябрь 2014– май 2016г., 
- входная диагностика,
- анализ результатов входной диагностики, разработка этапов эксперимента по внедрению кейс-технологии в процесс обучения,
- проведение уроков с использованием   современных педагогических кейс-технологий, формирующими коммуникативные компетенции,
Заключительный: май-июнь 2016 г.,
подведение итогов, анализ результатов.
Описание проекта
Острая противоречивая ситуация в системе современного российского образования порождает создание новых педагогических идей. Каждая идея нацелена на улучшение качества образования, повышение мотивации учащихся в обучении. Моя педагогическая идея в первую очередь нацелена на выработку навыков практической деятельности учащихся, умений принимать оптимальные решения в критических условиях. Портрет современного выпускника общеобразовательной школы представляет собой совокупность компетенций, которыми ученик должен овладеть в процессе обучения.
Компетенция – это 1) «область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо осведомлен» (по Ефремовой), 2) (от лат. competo – добиваюсь; соответствую – подхожу) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу (Энциклопедический словарь). В отечественной педагогике (Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской и др.) принято различать понятия «компетентность» как характеристику работника (специалиста) и «компетенция» как характеристику рабочего места (должности, позиции).Компетенция – это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, компетентность – мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека.
К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
В процессе работы с кейсом происходит формирование данных компетенций не только у учащихся, но и учитель при подготовке и реализации кейса совершенствует свой багаж компетенций. Для моей педагогической деятельности, которая не так давно началась, это условие является важнейшим, так как считаю, что только в процессе самосовершенствования и постоянного обновления багажа своих знаний и умений возможно достичь мастерства.
Безусловно, любая педагогическая деятельность станет продуктивной только в том случае, если учитель будет применять самые разные методы и приемы обучения на уроках, согласуя их с особенностями уровня восприятия учащихся и темой урока. На своих занятиях я стараюсь разнообразить работу игровыми упражнениями, индивидуальными карточками с заданиями, творческими и исследовательскими проектами, презентациями, видеоматериалом и аудиозаписями.
Метод кейс-технологии активно внедряется в современный образовательный процесс российских школ.
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. 
Кейс – это «не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию (по О.Г.Смоляниновой).
Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:
повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);
развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;
развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);
развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).
В свою очередь учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.
Теоретическая база
Теоретической базой моего опыта стали труды В.К.Дьяченко «Коллективный способ обучения», О.Г.Смоляниновой о дидактических возможностях кейс-метода, Е.С.Заир-Бек о межгрупповом взаимодействии, статьи В.Давиденко и Б.Е.Андюсева. А также мне интересен практический опыт Н.В.Галдиной, учителя русского языка и литературы 1 категории г.Озерска и статья Т.С.Дзатцеевой из электронного журнала «1 сентября».
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:
*обучение в малых группах (4 – 5 человек);
*перед каждой группой ставится одна и та же задача;
*задача не должна иметь однозначного решения;
*обязательное наличие информационного материала;
*при этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;
*обязательным условием является выработка решения внутри группы, а затем общего решения.
При оценке работы учащихся учитель оценивает способность школьников к выработке совместных решений, выстраиванию аргументов, умению выслушать и принять другую точку зрения.
Для учителя работа с кейсом состоит из следующих этапов:
- диагностика уровня знаний учащихся;
- подбор ситуации и персональных пакетов, включающих в себя учебные материалы и тренировочные упражнения;
- подача ситуации ребятам и организация деятельности по работе с ней.
В свою очередь работа учащихся с кейсом на уроке строится из нескольких этапов:
- постановка задачи;
- знакомство с кейсом;
- изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;
- групповое обсуждение пути решения;
- демонстрация решения своей группы;
- дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации).
Как правило, кейс состоит из трех частей: сама проблемная ситуация, вспомогательная информация, включая тренировочные задания и контрольные материалы, позволяющие отследить процесс усвоения знаний, материалы и конкретное задание к кейсу.
Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация.
Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у учащихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Ученик может примерить на себя множество ролей, попробовать себя в различных проблемных ситуациях, посмотреть, как такую же задачу решат другие. С помощью освоения кейсов ученики формируют опыт успешной деятельности.

Важной особенностью данной технологии является то, что он позволяет сочетать в себе различные методы и приемы обучения, которые дают возможность учащимся освоить и закрепить новые знания и формы познания и анализа действительности. В этом и заключается одна из сторон эффективности применения кейс-метода в обучении учащихся.
Методы и приёмы
Содержание деятельности
Моделирование Построение модели ситуации
Системный анализ Системное представление и анализ ситуации
Мыслительный эксперимент Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования
Метод описания Создание описания ситуации
Метод классификации Создание упорядоченных перечней свойств, составляющих ситуации
Игровое проектирование Представление вариантов поведения героев в ситуации
«Мозговой штурм» Генерирование идей относительно ситуации
Дискуссия Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения
Метод инцидентов обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию
Метод разбора деловой корреспонденции
основан на работе с документами и бумагами, относящимися к повседневной деятельности менеджера той или иной организации.
ситуационно-ролевая игра это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.
метод дискуссий
 целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
кейс - стади или метод ситуационного анализа метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений
С применением кейс-технологий на уроках русского языка и литературы содержание образования остается неизменным, преобразуется форма обучения, отводится больше времени для группового и межгруппового взаимодействия на уроках. Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов её решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.
Необходимые ресурсы
Необходимые ресурсы для успешного применения данной технологии – это постоянный доступ к информационной Вселенной (сети Интернет), принтер, ксерокс и сканер (для преобразования материала в доступные для обработки блоки информации), средства подачи кейса (интерактивная доска, бумага, аудиопроигрыватель и т.п.), коллектив учащихся, готовый к восприятию кейса. Помещение особой роли не играет, главное, чтобы оно соответствовало всем требованиям СанПина РФ.
Реализация эксперимента
Входящая диагностика – сентябрь 2014 г.
Распределение класса на подгруппы.
Создание кейсов.
Организация занятий.
Промежуточная диагностика ( 1-2 раза в четверть).
Этап. В 10 класс поступили 15 учащихся. Учителем совместно с школьным психологом были проведены исследования.
- Успеваемость: 30%
- Так, изучение мотивации к успеху ( тест Т. Элерса) показало, что низкая мотивация к успеху- 33% учащихся, средний уровень мотивации- 56 %, умеренно высок5ий уровень- 11%.
- Уровень тревожности (тест Филипса)- низкий уровень- 36% , адекватный уровень- 7% , высокий уровень- 57%
- Исследование общительности учащихся было проведено по методике В. Ф, Ряховского. Анализ результатов показал, что низкая коммуникабельность- 41 %, средний уровень коммуникабельности- 39%, высокий уровень коммуникабельности – 20%.
- Групповая сплочённость-(тест Сишора) : низкий уровень – 12%, ниже среднего- 32%, средний- 26%, выше среднего- 11%, высокий уровень- 19.
- Анализ результатов теста, определяющего уровень субъектного контроля учащихся показал, что высокий уровень контроля над любыми значимыми ситуациями- 17%, средний уровень- 22 %, а низкий-61%.

Этап. Класс распределили по подгруппам.
Этап. Были созданы индивидуальные кейсы.
Организация занятий.
Промежуточные исследования.
Мониторинг успеваемости проводился 2 раза в четверть. Результаты показали, что успеваемость учащихся растёт: 35%
Также через полгода были проведены повторные личностные исследования учащихся.
В результате, наметился рост уровня коммуникативных качеств учащихся, уровень тревожности заметно снизился, зато уровень мотивации успеха вырос.
Так, изучение мотивации к успеху ( тест Т. Элерса) показало, что низкая мотивация к успеху- 21% учащихся, средний уровень мотивации- 66 %, умеренно высокий уровень- 13%.
- Уровень тревожности (тест Филипса)- низкий уровень- 30% , адекватный уровень- 39% , высокий уровень- 31%
- Исследование общительности учащихся было проведено по методике В. Ф, Ряховского. Анализ результатов показал, что низкая коммуникабельность- 26 %, средний уровень коммуникабельности- 52%, высокий уровень коммуникабельности – 22%.
- Групповая сплочённость-(тест Сишора) : низкий уровень – 9%, ниже среднего- 22%, средний- 25%, выше среднего- 25%, высокий уровень- 19.
- Анализ результатов теста, определяющего уровень субъектного контроля учащихся показал, что высокий уровень контроля над любыми значимыми ситуациями- 26%, средний уровень- 34 %, а низкий-40%.

Мотивация к успеху

Уровень школьной тревожности

Коммуникабельность

Групповая сплочённость
Уровень субъектного контроля

Таким образом, можно сделать вывод, что применение на уроках русского языка интерактивного метода кейс-технологии несёт положительную динамику развития учащихся старших классов. Процент успеваемости растёт. Мотивация к успеху, коммуникабельность, сплочённость, уровень контроля над ситуацией возросли до уровня выше среднего, а уровень школьной тревожности постепенно снижается. Учащиеся приобрели навыки работы в группе, навыки контроля и оценки своей деятельности, приобрели уверенность в успехе, что немаловажно для достижения положительных результатов итоговой аттестации, предстоящей по окончании обучения. Повысить мотивация к обучению, повысилось качество знаний по русскому языку( хотя пока и незначительно); развиваются навыки обработки информации ; развиваются коммуникативные компетенции, умение выражать свои  чувства и представления о мире различными способами, (работа в группах, умение защищать свою точку зрения); развивается речевая культура (умение аргументировать, представлять интересы).
Эти умения и необходимы современным выпускникам наших школ для успешной реализации себя.
Отсюда следует, данный проект представляет серьезную значимость для системы современного образования. Применение кейс-технологии на уроках должно стать неотъемлемой частью преподавания предметов в школах. Считаю, что подготовленный мною проект будет иметь важную практическую значимость для учителей общеобразовательных школ, поможет осмыслить метод, углубиться в особенности его применения.
Как сказал великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Поэтому считаю, что инновации должны быть неотъемлемым атрибутом процесса современного образования в школе, но с учетом веками сложившихся принципов преподавания и воспитания школьников.
Заключение
Таким образом, кейс-технология на сегодняшний день стала весьма актуальной в сфере преподавания в общеобразовательных школах. Проект по внедрению кейс-технологии в процесс обучения русскому языку характеризуется продуктивностью, направлен на развитие ключевых компетенций учащихся, навыков практической деятельности. Решение кейсов не просто дает знания, а учит действовать в определенных условиях, применяя знания. Именно эти умения и необходимы современным выпускникам наших школ для успешной реализации себя.
Отсюда следует, данный проект представляет серьезную значимость для системы современного образования. Применение кейс-технологии на уроках должно стать неотъемлемой частью преподавания предметов в школах. Считаю, что подготовленный мною проект будет иметь важную практическую значимость для учителей общеобразовательных школ, поможет осмыслить метод, углубиться в особенности его применения.
Как сказал великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Поэтому считаю, что инновации должны быть неотъемлемым атрибутом процесса современного образования в школе, но с учетом веками сложившихся принципов преподавания и воспитания школьников.
Список литературы:
Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей //Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. – 112 с. 
Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?/«Обучение за рубежом» №7, 2000.
Дьяченко В.К. Коллективный способ обучении: дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004. – 352 с.
Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых//Новые знания. – 2001, №2.
Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом/ научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. - http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.htmlСовременные технологии обучения/Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
http://www.educ.sfu.ca/case
http://www.pace.edu/CTRCaseStudies
http://www.worldbank.org/wbi/cases/tips/html
http://www.e-xecutive.ru/workshopъ
http://www.casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=1