Дифференцированный подход в обучении детей младшего школьного возраста. Работа в парах.


Дифференцированный подход в обучении детей младшего школьного возраста. Работа в парах.
Мой педагогический стаж – 12лет. С первых дней работы с ребятами, я уловила в своих учениках огонек любознательности и пытливости.
Сначала на своих уроках я использовала традиционные методы и формы обучения (фронтальный опрос, работа по карточкам, групповая работа). Но поработав месяц с детьми, я заметила, что не все ребята усваивают программный материал. Основную роль в их отставании играет то, что мыслительная деятельность у некоторых замедлена, либо ребята не понимают учителя, т. к. русский язык для многих является иностранным.
Чтобы избежать дальнейших трудностей в обучении и создать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика я решила использовать на уроке новую форму обучения: работу в парах.
С чего я начинала?
Во – первых, изучила литературу по теме: «Нетрадиционные уроки в начальной школе», «Организация совместной деятельности учащихся на уроках», «Игровое моделирование в учебном процессе».
Затем разработала систему заданий для выполнения в парах по русскому языку, математике, чтению. И начала систематически вводить их в урок. Начальный этап парной работы выпал на 1 полугодие пребывания детей в школе. В это время ребята знакомились с правилами поведения на уроке. Как-то на уроке ребята получили красочный конверт, а в нем письмо из города Культурино. Хотите узнать, что в нем написано? Читаю письмо:
Мы, жители города Культурино, знаем что вы воспитанные дети и успели усвоить, что на уроке нельзя говорить вслух и всем сразу, нельзя перебивать говорящего. Но есть ещё несколько секретов, с помощью которых вы можете вежливо обратиться друг к другу на уроке. Вот они:
- давайте дружить глазами;
- обращайтесь к людям всегда по имени;
- учись слушать и слышать одновременно;
- если во время ответа ты ошибся, попроси помощи у товарища;
- слушай ответ товарища до конца. Свое отношение к услышанному можно выразить с помощью жестов (кивком головы, «светофором», пальчиком)
Желаем удачи!
Одновременно с правилами поведения я ввела жест общения во время парной работы на уроке. В классе этот жест (руки двух учеников, сидящих рядом, поднимаются вверх и скрепляются условным обозначением) назвали огоньками радости, которые дети «зажигают» по окончании ими учебной работы. Ребятам понравился этот прием, и они старались как можно скорее помочь друг другу выполнить задание, чтобы «зажечь» огоньки радости.
К началу 2 класса парной работе я отводила значительное место на уроке. Работала над содержательной стороной организации парной работы. Сначала в устной, а затем в письменной форме дети знакомились с памятками – подсказками («шаги» успеха), которые помогали детям организовать учебный разговор во время парной работы. Кроме того, благодаря памяткам вырабатывался механизм проверки и анализа результатов парной работы. (на первых этапах – проверка с доски вместе с учителем, а затем по контрольным карточкам). Заканчивался анализ самооценкой, письменной или устной взаимооценкой или выбором одной оценки из трех предложенных учителем.
Для организации парной работы необходимо формировать пары детей. Какие же способы формирования пары я использовала?
Сначала ребята работали в парах, так как распределял их учитель. Но учитывая, что при совместной работе на её продуктивность определенное влияние оказывает структура сложившихся в классе личных взаимоотношений, учащимся было дано право выбора себе товарища по работе по своему желанию. А позже я изучила таблицу, предложенную Доминой Ольгой Геннадьевной МОУ «Лицей №1» г. Норильск Красноярского края.
№ Способы формирования пары Достоинства Недостатки
1 По решению учителя. Можно выровнять пару по силе учеников, в неё входящих. Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся.
2 По желанию учеников Обычно в таких парах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше. Возможна разная сила учеников.
3 По знакам Зодиака. Необычное решение, обычно впечатляющее учеников; неожиданные сочетания учеников. Нет гарантии совместимости.
4 По стилю интеллектуальной деятельности.
(эрудит, критик, генератор идей) Максимальная эффективность труда. Большой творческий потенциал. Не всегда соответствует симпатиям. антипатиям учащихся.
5 По темпераменту и другим психологическим характеристикам. Эффективность работы, мотивированность сочетания учеников в парах, неожиданность состава. Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценивать лишь приблизительно.
На своих уроках попробовала распределить детей на пары по знакам Зодиака, по стилю интеллектуальной деятельности и пришла к выводу, что наиболее приемлемым для моих учеников является способ формирования пары:
- по решению учителя;
- по желанию учеников.
Ребятам очень нравится работать в парах, т. к. совместное выполнение заданий позволяет экономить время, помогает слабым ученикам со временем занять позицию среднего ученика, потому что во время учебного процесса он исполняет роль не только «ученика», но и «учителя».(сделала вывод по итогам проверочных работ)
Все это приводит к личностному росту ребенка и эффективности обучения.
(Варианты работы в парах смотри в приложении.)