Статья на тему: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Шафоростова Г.В.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Валентиновская основная общеобразовательная школа
Кантемировского района Воронежской области

Одним из требований деятельности учителя  и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного освоения знаний и умений всеми учащимися. А это невозможно без учета особенностей развития учащихся, их способностей, т. е. дифференцированного подхода.
Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока физической культуры – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. С целью осуществления дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся школы по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах различаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Дифференцированный и индивидуальный подход важен для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. К 6–7-му классу, пропадает интерес к урокам физкультурой. Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод: слабые учащиеся испытывают недостаток умений, поэтому не могут справиться с заданием, а отсюда – не хотят попадать в ситуацию неуспеха на уроках. В результате их интерес к занятиям физической культурой значительно снижается. Для сильных учащихся, напротив, учебная задача является слишком лёгкой, а потому не развивает их познавательный интерес. Учащиеся же среднего уровня подготовленности оказываются недостаточно мотивированными под воздействием общего настроя.
Исходя из этого, стало необходимым создать методику, которая учитывала бы все три группы занимающихся, причём с возможностью перехода учащихся из одной группы в другую, найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций детей, но и развитию устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Прежде, всего, необходимо разобраться, какова степень физической подготовленности детей. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Важно также знать подготовленность учеников к освоение данного вида упражнений. Её определяют перед прохождением конкретного раздела программы. Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.
Работа на уроках физической культуры с учетом дифференцированного подхода к учащимся складывается в первую очередь из способов организации и дозирования нагрузок. Фронтальный и поточный способ используются главным образом в подготовительной и заключительной частях урока, когда нагрузка не велика, а упражнения просты для исполнения. Преимущество при организации основной части урока отдается групповому методу как при закреплении и совершенствовании упражнений, так и при изучении нового материала. Причем группы определяются в зависимости от темы и задач урока. Например, если темой урока является бег на длинные дистанции, то группы сначала делятся по половому признаку (девочки, мальчики), а затем внутри каждой группы определяются подгруппы основанные на физической подготовленности. Если же темой урока являются игры, то в первую очередь при определении групп обращают внимание на психологические качества детей и физическую подготовленность и только потом на половую принадлежность.
При  изучении нового материала и выполнении одних и тех же упражнений можно изменять условия их выполнения для разных групп учащихся и количество повторений, использование наиболее одаренных учащихся в качестве командиров (капитанов) групп (подразделений) и в качестве помощников учителя (как при закреплении, так  при изучении нового материала). Технология круговой тренировки и работа по станциям используется, как правило, для совершенствования изученных действий и развития физических качеств. При такой организации учащихся можно наиболее точно дозировать нагрузку у разных групп учащихся. Кроме того при таком методе организации у учителя появляется больше возможности для того, чтобы уделить больше внимание наиболее нуждающейся в этом группе детей (сильной или слабой).  Дети же находясь в группе равных не испытывают психологического дискомфорта.
Дозирование нагрузок на уроке осуществляется в зависимости от возможностей учащихся. Способы дозирования нагрузок: ограничение времени выполнения упражнений (более слабые учащиеся выполнят меньшее количество повторов); изменение условия выполнения упражнений  (например: при выполнении кувырка назад, для более слабых учащихся кувырок можно выполнять с наклонной поверхности); при назначении упражнений можно предложить несколько различных по сложности вариантов с различной дозировкой
( например: для развития силы мышц живота можно предложить три варианта различные по сложности – поднимание туловища из положения лежа в положение сидя из 1- И.П. лежа на мате (20 р), 2 – из И.П. – сидя на гимнастической скамейке  (15 р), 3 – из И.П. лежа на наклонной скамейке (10 р).
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, и учащиеся, временно освобожденные от физических нагрузок по состоянию здоровья, не могут заниматься вместе с основной группой, и должны заниматься по особой программе. Но от присутствия на уроке они не освобождаются. Поэтому работа с этими учащимися должна проводиться на уроках систематически с учетом их индивидуальных особенностей.  Работа с учащимися может осуществляться по индивидуальным карточкам. Карточки включают в себя задания теоретического плана и простейшие упражнения типа зарядки. Возможно привлечение таких детей к  работе в качестве судей, контролеров и помощи в организации занятий.
Домашние задания дают наилучшую возможность для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку. Наилучший способ дифференцировать домашние задание это подготовка карточек. Карточки могут предлагаться с заданиями различной степени трудности: 3 варианта (высокий, средний, низкий) или с одинаковыми упражнениями, но без указания дозировки. Дозировка указывается в момент выдачи карточки с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Эффективно применять методы поощрения, словесные одобрения. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.
Таким образом, дифференцированный подход в обучении несомненно повышает мотивацию к занятиям физическими упражнениям, что в свою очередь ведет не только к повышению уровня физической подготовленности учащихся, но к пониманию необходимости тесной связи повседневной жизни с физической культурой.

Литература
1.Бабинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. – М.: Знание, 1981.
2.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.
3.Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференцированного обучения в средней школе. – М., 1990 г.